Слайд 2
Зарубежная музыка XX века
I. БЛЮЗ
- одна из форм национальной музыки США, развилась
из бытовых песен и спиричуэлс (духовных песен американских чернокожих) на юге Америки в конце XIX в.
Основана на 12-тактовом периоде.
Стихи меланхолического содержания.
1920 – 30-е гг.
Сельский (дельта-блюз) (под гитару или гармонику):
Роберт Джонсон (ок. 1912-1938),
Бакка Уайт (1906-1977).
Слайд 3
Блюз - продолжение
Классический блюз – в сопровождении оркестра:
У. Хэнди (1873-1958),
Бесси Смит (1894-1937).
1940 – 1950-е гг.
Городской блюз – усилен электроакустикой:
Роберт Джонсон – стоял у истоков.
Ритм-блюз: создатели:
Хоулин Вулф, Мадли Уотерс, Джон Ли Хукер.
Слайд 4
Блюз – продолжение
1960-е гг.
Бум британского блюза:
Эрик Клэптон (р. 1945)(гитарист, певец, композит.).
«Блюз Бой» Кинг (р. 1925)(гитара, электрогитара).
1980-е гг.
Блюз-нуар (чёрный блюз):
Роберт Крей (р. 1953).
Рок-блюз:
Стив Воан (1955-1990).
Слайд 5
Блюз – продолжение
Альберт Кинг (1923-92): амер. гитарист, певец
блюзов.
Соул – стиль блюзовой музыки. Синтез религиозных песнопений и
джаза. Возник в 1950-е гг.:
Сэм Кук (1931-1964),
Арета Франклин (р. 1942),
Эл Грин (р. 1946).
Госпел – вокальная музыка, появилась в 1920-е гг. в баптистских церквях чернокожих на юге США:
Томас А. Дорси (р. 1899) – основоположник.
Гимн «Oh Happy Day» - гр.«Эдвин Хокинс Сингерс»(1969).
Слайд 6
II. ДЖАЗ
1880-1900 гг. – джаз формируется в Новом
Орлеане на основе рэгтайма – синкопированной музыки, с размером
2/4.
С 1920-х гг.
Дюк Эллингтон (1899-1974) (Ф-но. Биг-бэнд. Стиль джунглей, стиль настроений).
Сидней Беше (1897-1959) (кларнет, саксофон).
Дж.Л. Рапполо (кларнет).
К. Ори, Дж. Брунис (тромбон).
Эрл Хайнз (ф-но).
Дж. Сент-Сир (банджо).
Б. Доддс (барабанщик).
Слайд 7
Джаз – продолжение
Руководители оркестров:
Джо «Кинг» Оливер (1885-1938) (корнет,
труба) (Новый Орлеан, Чикаго, Нью-Йорк).
Луи Армстронг (1901-1971)(труба)(создал стиль пения
«скат») (Новый Орлеан, Чикаго).
Флетчер Хендерсон (Нью-Йорк).
Дж. Лансфорд (Нью-Йорк).
Диксиленд – стиль джаза, возникший в Новом Орлеане в начале XX в. Ведущие инструменты – корнет, тромбон, кларнет. В этом стиле начинал Луи Армстронг.
Слайд 8
Джаз – продолжение
С 1930-х гг.
Появился стиль «свинг» («суинг»)
(от англ. – качаться).
Исполняли большие оркестры – «Биг-бэнды».
Руководители оркестров,
исполнители, композиторы:
Бенни Гудмен (1909-1986) (кларнет) – король свинга.
Пол Уайтмен.
Каунт Бейси.
Ч. Уэбб.
Томми Дорси (1905-1956) (с ним пел Фрэнк Синатра).
Арти Шоу (1910-2004) (кларнет).
Слайд 9
Джаз – продолжение
С 1940-х гг.
Стиль «би-боп» (в его
основе – импровизация):
Чарлз Паркер (1920-1955)
(саксофон)-создал стиль.
«Диззи» Гиллеспи (1917-1993) (труба)-создал стиль.
Эл Хэйг (ф-но).
Джон Льюис (ф-но)
Б. Пауэлл (ф-но).
Телониус Монк (ф-но).
Певица Сара Воан (1924-1990).
Слайд 10
Джаз – продолжение
Гленн Миллер (1904-1944) (тромбон) – руководил
оркестром, игравшим в стиле «биг-бэнд свинг» (с 1938). Автор
«Серенады лунного света» (1939).
«Западный джаз»:
Стен Кентон (1912-1979) – руководитель оркестра.
Ввёл в состав оркестра медные духовые инструменты. Соединял джаз с классикой.
Слайд 11
Джаз – продолжение
1950-е гг.
Джаз перестал быть танцевальной музыкой.
Возникли
стили:
Стиль «кул» («прохладный») – спокойная манера, мягкое звукоизвлечение:
Стен Гетц,
Майлс Дэвис,
Лайонелл Хэмптон.
Стиль «прогре’ссив» – массивное, тяжелое звучание:
Стен Кентон,
Б. Рибёрн.
Слайд 12
Джаз – продолжение
«Третье течение» – синтезировало современную музыку
и джаз:
Г. Шуллер,
Дж. Льюис.
Хард-боп («твёрдый боп»):
Арт Блейки (ударные, рук. гр. «Джаз мессенджерз»),
К. Браун.
Фри-джаз («свободный джаз»):
Орнетт Коулмен (саксофон, композитор),
Д. Черри,
А. Айлер.
Слайд 13
Джаз – продолжение
Модальный джаз:
Майлс
Дейвис (труба, рук. ансамбля, композитор.),
Джон
Колтрейн (саксофон).
Джаз-рок:
Джон Мак-Лафлин (гитара),
Х. Хэнкок,
Ч. Кориа.
1960-е гг.
Фри-джаз:
Орнетт Коулман (саксофон),
Джон Колтрейн (саксофон).
Слайд 14
Джаз – продолжение
1970-е гг.
Джаз-рок:
группа
«Прогноз погоды»,
Джон Мак-Лафлин (гитара).
Джаз-фанк (фанк
– танцевальная музыка амер. чернокожих, состоит в основном из ударных):
Гроувер Вашингтон-младший (саксофон).
Фри-джаз:
Кейт Джаррет (ф-но).
Слайд 15
Джаз – продолжение
1980-е гг.
Уайнтон
Марсалис (труба),
Корни Пайн (саксофон),
квартет «Кронос» (с 1978 г.),
группа «Луз тьюбс» (брит., 1983-1989).
Билли Холидей (1915-1959) («Леди Дей») – американская джазовая певица, исполняла блюзовые импровизации.
Слайд 16
Отечественный джаз
1920-е гг.
«Эксцентрический джаз-банд» В.Я. Парнаха – 1-ый
в СССР (Москва).
Оркестры:
Ю.С. Мейтуса (Харьков), Л.Я. Теплицкого, Г.В. Ландсберга
(Ленинград), Л.В. Варпаховского, А.Н. Цфасмана (Москва), Р. Меркулова, Б. Ренского.
«Теа-джаз» (1929, Ленинград) – Леонид Осипович Утёсов (1895-1982).
Варламов Ал-др Влад. – с 1934 г.– руководитель джаз-оркестров, композитор.
Слайд 17
Отечественный джаз
1930 – 1940-е гг.
Я.Б. Скоморовский – организовал
один из первых джаз-ансамблей в Ленинграде (1927-30).
Эдди Рознер (наст.
имя – Адольф)(1910-1976) – трубач, композитор. С 1940 г. руков. Гос. джаза БССР. (1946-53 – арест., в 1953 г. создал эстрадный оркестр, в 1973 г. эмигрировал в Германию).
А.В. Сафонов (труба),
И.А. Ключинский, И.П. Давид (тромбон),
И.А. Бачеев, Л.Д. Олах (ударные).
1938 г. – создан Гос. Джаз СССР. Руководители:
Матвей Исаакович Блантер, Виктор Ник. Кнушевицкий.
Слайд 18
Отечественный джаз
1950-е гг.
Организованы джаз-оркестры:
Олега Леонидовича Лундстрема,
К.Г. Певзнера,
Раймондса Паулса
и др.
1960-е гг.
Солисты:
А.Е. Товмосян, К.Г. Носов (труба);
Георгий Арамович Гаранян,
Г.Л. Гольштейн, А.Н. Зубов (саксофон);
К.И. Бахолдин (тромбон);
Слайд 19
Отечественный джаз
А.А. Кузнецов (гитара);
Игорь Мих. Бриль, Б.Н. Рычков
(ф-но).
1970-е гг.
Композиторы: Г.К. Лукьянов, Н.Я. Левиновский.
Леонид Арк. Чижик –
пианист, композитор (р. 1947).
Стили: Свинг – О. Лундстрем, А.О. Кролл.
Би-боп – Д.С. Голощёкин.
Модальный джаз – ансамбль «Аллегро».
Джаз-рок – группа «Арсенал».
Фри-джаз – трио В.Ш. Ганелина.
Слайд 20
III. Рок-н-ролл
- наиболее ранний стиль рок-музыки, возникший
в 1950-х гг. в США. Термин «рок-н-ролл» изобрёл Алан
Фрид.
Составляющие рок-н-ролла:
1). Буги-вуги (1920-40-е) – с повторяющимся мотивом в левой руке; исп. на ф-но:
Пайнтоп Смит,
Джерри Ли Льюис,
Мид «Люкс» Льюис,
Джимми Янси,
Литтл Ричард,
Бадди Холли,
Пэт Бун.
Слайд 21
Рок-н-ролл – продолжение
2). Ритм-энд-блюз (1940-60-е)– упрощённый вариант танцевально-бытовой
музыки чернокожих, сочетает элементы свинга (свинг – тип метроритмической
пульсации, постоянных отклонений от опорных долей, «опеваний») и джамп-джаза с блюз-вокалом:
Бо Диддли, Этта Джеймс,
Чак Берри, Мадди Уотерс.
Джекки Уилсон,
Позже ритм-энд-блюз трансформировался в соул, в фанк.
Соул («душа») – сочет. госпела, блюза, буги-вуги (Сэм Мур)
3). Кантри-энд-вестерн (кантри – амер. сельская песенно-танцевальная музыка, развивалась на основе фольклора и под влиянием блюза).
Слайд 22
Рок-н-ролл – продолжение
Исполнители музыки-кантри:
1920-е – Джимми Роджерс (стиль
«блю йодль»).
1940-е – Хенк Уильямс (стиль «вестерн-свинг»).
1950-е – Джим
Ривз, Пэтси Клайн (баллады).
Песенный стиль «хонки-тонк».
1960-е – Бак Оуэнс, Мерл Хаггард (новый песенный стиль).
Джордж Джонс, Тэмми Уайнет («стиль Нашвилла» - повышенная эмоциональность).
1970-е – Долли Пэтрон, Эммилоу Харрис;
Вилли Нельсон, Уэйлон Дженнингз;
1980-е – Рэнди Трэвис, Дуайт Йоукэм, К.Д. Ланг.
Грэм Пэрсонз – родоначальник кантри-рока в 1970-е гг.
Слайд 23
Рок-н-ролл – продолжение
Рокабилли
– ранний стиль рок-н-ролла, в
нём акцентируется элемент кантри:
Элвис Пресли – песня «Всё
в порядке, мама»,
Джонни Кэш,
Рой Орбисон,
Джерри Ли Льюис,
Карл Перкинс.
В рок-н-ролле использовались электромузыкальные инструменты. Т.Бон Уолкер (исполнитель блюзов) впервые использовал электрогитару.
Слайд 24
Рок-н-ролл – продолжение
1-ая разновидность рок-н-ролла:
композитор
Джо Тёрнер («Рок вокруг часов»);
Билл Хэйли.
2-ая
разновидность рок-н-ролла:
группы «Ориолз»,
«Кроуз».
Исполнители рок-н-ролла:
Элвис Пресли (1935-1977)(США),
Клифф Ричард (р. 1940) (англ.),
Джонни Холидей (франц.).
Слайд 25
IV. Рок
Бит – направление и жанр в музыке
начала 1960-х гг.
Бит – особая ритмическая пульсация в басу
в рок-музыке.
Общими признаками для всех проявлений бита являлись:
1 – состав исполнителей: бит-группа обязательно включала 2-3 и более электрогитары и ударные инструменты;
2 – в одном лице сочетались певцы и инструменталисты;
3 – использовалась электроакустическая аппаратура;
4 – музыкальной особенностью являлась остинатность (повторяемость) ритма.
Слайд 26
Рок – продолжение
Рок – направление в популярной музыке
(с 1950-х гг.).
Зародился в США в форме рок-н-ролла.
Рок
– стиль музыки, исполняемой в жанре бита.
На формирование рок-музыки повлияли:
1 – кантри-энд-вестерн,
2 – ритм-энд-блюз,
3 – коммерческая лёгкая музыка, её вокальный стиль «крунинг» – мягкая и сентиментальная манера напевания в микрофон (Фрэнк Синатра, Джонни Рэй).
4 – джамп-блюз, основанный на ритме буги.
Слайд 27
Рок – продолжение
Ведущие рок-группы 1960-80-х гг.:
«Битлз» (англ.)(стиль «биг-бит»)
(1956-1970):
Джон Леннон (1940-80) (ритм-гитара),
Пол Маккартни (р.1942) (бас-гитара),
Джордж Харрисон (1943-2001)(гитара-соло),
Ринго Старр (р.1940) (ударные).
«Роллинг стоунз» (англ.)(с 1962) (в основе – «ритм-энд-блюз»):
Мик Джаггер (р.1943),
Слайд 28
Рок – продолжение
Кейт Ричардс
(р.1943),
Брайан Джонс (1942-1969),
Билл Уаймен (р.1936),
Чарли Уоттс (р.1941),
Иэн Стюарт (1938-1985) (ф-но).
«Лед Зеппелин» (англ.) (1969-90) (основатели стиля «хеви-метал»):
Джимми Пейдж (р.1944) (гитара),
Джон Бонам (1948-80) (ударные),
Роберт Плант (р.1948) (вокал).
Слайд 29
Рок – продолжение
«Пинк Флойд» (англ.) (с 1965):
Сид Барретт (1946-2006),
Роджер Уотерс (р.1943),
Ричард Райт (1943-2008),
Ник Мейсон (р.1944).
«Бёрдс» (США) (1964-1973) (в основе – стиль кантри):
Роджер МакГуинн (р.1942),
Дэвид Кросби (р.1941),
Джин Кларк (1944-1991),
Крис Хиллман (р.1944),
Майкл Кларк (1946-1993).
Слайд 30
Рок: течения рок-музыки
Течения рок-музыки
С 1960-х гг.:
1). Хард-рок:
гр. «Лед Зеппелин»,
«Дип Пёпл»,
«Гренд Фанк Ролрод»,
«Блэк Саббат»,
«Ху»,
Джимми Хендрикс (гитара) (70-е гг.).
Слайд 31
Рок: течения рок-музыки(продолж.)
2). Блюз-рок:
гр.
«Cream»,
Эрик Клэптон (р.1945) (гитара),
Джейнис Джоплин (1943-70) (джаз. и рок. певица).
3). Фолк-рок:
гр. «Бёрдс» («Птицы»),
Боб Дилан (р.1941) (вокал),
Джоан Баез (р.1941) (рок-певица),
Джонни Митчелл (р.1943) (канадская певица).
Слайд 32
Рок: течения рок-музыки(продолж.)
4). Психоделический рок (использует световые спец.
эффекты: лазер и др.):
гр. «Дорс»
(лидер – певец Джим Моррисон (1943-71)),
«Джефферсон»,
«Пинк Флойд»,
«Аэроплан»,
«Yratebul Dead».
5). Арт-рок:
гр. «Генезис»,
«Йетс»,
«Lake and Palmer».
Слайд 33
Рок: течения рок-музыки(продолж.)
6). Рага-рок:
гр.«Сантана»
(рук. мекс. Карлос Сантана).
7). Джаз-рок.
Фрэнк
Заппа
1970-е гг.
8). Прогрессивный рок:
гр. «Пинк Флойд»,
«Кинг Кримсон» (брит.)
9). Хэви-металл:
гр. «British Room» (1967-68) – 1-ая группа,
«Крим» («Сливки») (1966-68) (Эрик Клэптон),
Слайд 34
Рок: течения рок-музыки(продолж.)
«Лед Зеппелин» – основатели стиля,
«Металлики» (Оззи Осборн),
«Loudness»,
«Celtic Trost» (нем.),
«Bon Jovi» (с 1983).
Разновидности хэви-металла:
А). Трэш-металл:
гр. «Хоули Моузис» («Святой Моисей») (ФРГ) (певица Сабина Классен),
«Хоули-Террор» («Священный ужас») (США).
Б). Скоростной металл.
В). Блэк-металл.
Слайд 35
Рок: течения рок-музыки(продолж.)
10). Хард-рок:
гр.
«Лед Зеппелин», «Tree»,
«Queen», «Nazareth»,
«Deep Purple», «Bad Company»,
«Black Sabbath», «Орегон».
11). Хард-н-хэви:
гр. «Форинер» («Иностранец»),
«Zed Yago» («Зед Яго») (Гамбург).
12). Панк-рок:
Слайд 36
Рок: течения рок-музыки(продолж.)
гр. «Секс
Пистолс» (англ.),
«Клэш»
(1976-85) (англ.).
Элементы панк-рока просматриваются в хардкоре и арткоре.
Разновидности хардкора:
хардкор рэп – агрессивное содержание;
хардкор панк – отрицает форму или мелодию в пользу темпа и шумовых эффектов.
В хардкор панке различают стили:
трэш, гриндкор.
спид металл,
Слайд 37
Рок: течения рок-музыки(продолж.)
Представители стилей:
гр.
«Napalm Death» («Напалмовая смерть») (с 1982) (англ.),
«Black Flag» (с 1977) (США).
«Арткор» – использует шумовые эффекты с более тщательной нюансировкой:
гр. «Sonic Youth».
13). Диско-рок.
(Диско – танцевальная музыка с акцентированным ритмом.
Происходит от фанка – танцевальной музыки американских чернокожих, которая состоит, в основном, из ударных).
Слайд 38
Рок: течения рок-музыки(продолж.)
Диско-группы: «КС»,
«Саншан-бэнд» (с 1973),
«Чик» (1977-83).
Певица диско – Донна Саммер (р. 1948).
Диско-панко-рок-группа: «Блонди».
14). Глэм-рок (глиттер-рок) («ослепительный рок»):
первые исполнители:
гр. «Roxy Music» (1970-83),
Марк Болан, Дэвид Боуи (англ.).
Слайд 39
Рок: течения рок-музыки(продолж.)
15). Техно-рок:
гр.
«Крафтверк»(с 1970) (нем.) – первые образцы музыки «техно».
16). «Новая
волна» – близок панк-року агрессивными настроениями, но в музыкальном отношении сложнее и тоньше:
гр. «Токинг Хедс»,
«Модерн Токинг» (ФРГ): Дитер Болен,
Томас Андерс,
«Ю – 2» (Ирл.),
Элвис Костелло (композит., исполнит.).
Слайд 40
Рок: течения рок-музыки(продолж.)
17). «Нью-эйдж» – музыка отличается чистым
звучанием, спокойствием и мягкостью, лишена усложнённости джаза и навязчивости
рока:
Брайан Ино (англ. композитор, р.1948),
альбом «Музыка для аэропортов», 1979),
Крис Джордан – обработки фрагментов опер (Вагнера и др.).
1980-е гг.
18). «Софт-металл»:
гр. «Бон Джови» (с 1983).
Слайд 41
Рок: течения рок-музыки(продолж.)
19). Мелодический рок:
гр. «Костер» («Bonfire») (нем.),
«Ураган» («Hurricane») (англ.),
«Юрай Хип».
20). Электронный рок:
гр. «А-ха» (норв.),
«Алтравокс».
21). Готический рок – преобразован из панк-рока, музыка отличается агрессивностью, тексты порождают ощущение страха:
Слайд 42
Рок: течения рок-музыки(продолж.)
гр. «Бэншис»
(с 1976) (англ.),
«Кьюр» (англ.).
22). Варианты рока: танцевальная музыка (США):
а). «Гоу-гоу»;
б). «Хаус-мьюзис» - сочетает «фанк» с европейским
«хай-тек поп».
Варианты «хаус-мьюзис»:
«эсид хаус» – с минимумом вокала и мелодии,
«хип хаус» – с элементами рэпа и «эсид джаз»;
Слайд 43
Рок: течения рок-музыки(продолж.)
в). «Хип-хоп» – музыка строится
на шумовом эффекте от вращения руками винилового диска и
акцентированном звучании электронных ударных инструментов как аккомпанемента для рэпа.
Под названием «хип-хоп» подразумевают также брейк и граффи’ти (рисунки, вырезанные или нарисованные на стенах и др.).
23). Классик-рок.
24). Барокко-рок.
25). Афро-рок.
.