Слайд 2
Большинство восточных стран - это страны мусульманские. А
в мусульманстве изображение человека было запрещено. Поэтому художественный потенциал
народа вылился в создание орнамента.
Восточный орнамент очень разнообразен и богат. Это фантастическое
разнообразие линий и цвета, их переплетение. Орнамент даже называют “музыкой для глаз”.
Слайд 3
Восток — шумный, пестрый, мудрый, веселый, темпераментный, жестокий,
деспотичный, полный резких контрастов.
Пышная природа с ее знойным
солнцем, ароматами экзотических цветов, пальмами и изменчивым морем.
Слайд 4
Книжные миниатюры
Стремление художников создать искусство, которое отражало бы
образы излюбленных народом литературных сюжетов и героев, нашло свое
выражение в иллюстрациях и в миниатюрной живописи. Миниатюра получила распространение, прежде всего, в Иране, Средней Азии и Индии, где запрет на изображение живых существ никогда не был тотальным.
В правление Газневидов (Хорасан, Афганистан и Северная Индия – 977–1186) уже создавались иллюстрированные манускрипты, образцы которых дошли до наших дней. Копиисты рукописей и художники-иллюстраторы работали при дворе Фатимидов. Но после падения Фатимидов в 1171 они перекочевали в Багдад, где правители по-прежнему покровительствовали людям искусства. Именно здесь, в Багдаде, началось изготовление иллюстраций к книгам.
Слайд 5
Известнейшим мастером книжной миниатюры являлся Камалад-дин Бехзад( 15
век) .Всемирно известны его миниатюры к произведениям Саади, Низами и
других авторов.
Миниатюра к книге Низами « Хамсе»
Миниатюра к книге
Саади «Бустан»
Слайд 6
Оплакивание Искандера. Миниатюра. «Шахнаме Демотта», 1328—1336 гг. Галерея
Фрир, Вашингтон.
Миниатюра из арабского гороскопа /Скорпион/ (Египетский манускрипт)
Слайд 13
Начиная с М. Глинки в русской музыке впервые
ожили восточные образы, присущие русской сказке.
Поэтизация Востока русскими
композиторами нашла свое отражение в различных музыкальных жанрах: в опере, балете, сюите.
Слайд 14
Михаил Иванович Глинка
(1804 - 1857) опера «Руслан и
Людмила»
Третий акт оперы наиболее разнообразен по красочности, живописности музыки.
Чередующиеся хоры, танцы, сольные номера рисуют обстановку волшебного замка Наины. Чарующе-обольстительно звучит гибкая, проникнутая сладостной истомой мелодия персидского хора «Ложится в поле мрак ночной»,основанный на подлинной иранской мелодии.
Четвертый акт: восточные танцы в замке Черномора - турецкий, арабский, лезгинка
Слайд 16
Модест Петрович Мусоргский
(1839 - 1881)
опера «Хованщина»
Свободно льющийся напев
становится в «Хованщине» основным средством музыкальной характеристики. Это относится
и к инструментальным эпизодам, среди которых знаменитая «Пляска персидок» с ее истомно-знойной медленной темой, сменяющейся затем вихревым танцем.
«Пляска персидок» считается одной из лучших восточных страниц русской классической музыки.
Слайд 18
Сказки Тысячи и Одной Ночи (перс.
هزار و يك شب Hazār-o Yak shab, араб.الف ليلة
وليلة alf laila wa-laila) — памятник средневековой арабской литературы, собрание рассказов, объединённое историей о царе Шахрияре и его жене по имени Шахразада (Шахерезада, Шехерезада).
Слайд 19
Николай Андреевич
Римский-Корсаков
(1844 - 1908)
Симфоническая сюита «Шехеразада», одно
из лучших симфонических произведений русского композитора Н. А. Римского-Корсакова, написанное в
1888 году. Римский-Корсаков создал «Шехеразаду» под впечатлением арабских сказок «Тысячи и одной ночи».
«Шехеразада» по своей форме и стилю есть симфоническая сюита, то есть многочастное циклическое музыкальное произведение, написанное для симфонического оркестра.
Состоит из 4 частей:
1. Море и корабль Санбада.
2. История о принце Каландаре.
3. Юный принц и юная принцесса.
4. Базар в Багдаде.
Слайд 20
Море и корабль Санбада
Первая часть Largo maestoso. Allegro
non troppo («Море и Синдбадов корабль») открывается медленным вступлением
, в котором за суровой унисонной темой в басах, несомненно рисующей грозный облик султана Шахриара, после ряда связующих аккордов следует узорчатая, нежная и изящная тема Шехеразады, порученная скрипке соло.