Слайд 2
Микеланджело Буонарроти
(1475-1564)
Слайд 3
«Искусства достигли в нём такого совершенства, какого не
найдешь ни у древних, ни у новых людей за
многие и многие годы. Воображением он обладал таким и столь совершенным и вещи, представлявшиеся ему в идее, были таковы, что руками осуществить замыслы столь великие и потрясающие было невозможно, и часто он бросал свои творения, более того, многие уничтожал; так, известно, что незадолго до смерти он сжег большое число рисунков, набросков и картонов, созданных собственноручно, чтобы никто не смог увидеть трудов, им преодолевавшихся, и то, какими способами он испытывал свой гений, дабы являть его не иначе, как совершенным».
Джорджо Вазари.
«Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих.»
Слайд 4
Микеланджело Буонарроти
«Пьета»
(1498-1501г)
Собор Святого Петра Рим.
Слайд 5
Не правда ли - примерам нет конца
Тому, как
образ, в камне воплощенный,
Пленяет взор потомка восхищенный
И замыслом ,
и почерком резца?
Творенье может пережить творца:
Творец уйдет, природой побежденный,
Однако образ, им запечатленный,
Веками будет согревать сердца.
Микеланджело Буонарроти
Слайд 6
Микеланджело Буонарроти. Статуя Моисея
Микеланджело был вызван в Рим
папой Юлием II и по его заказу создал грандиозный
проект памятника папе со множеством статуй и рельефов. По различным обстоятельствам из этого множества Микеланджело исполнил только одну знаменитую статую Моисея.
Слайд 7
«Моисей» — мраморная статуя ветхозаветного пророка высотой 235
см, которая занимает центральное место в скульптурной гробнице папы
Юлия II в римской базилике Сан-Пьетро-ин-Винколи.
Слайд 8
Сикстинская капелла была построена архитектором Джованни де'Дольчи в 1475-83 годах по
распоряжению папы Сикста IV, пожелавшего видеть это сооружение в виде крепости,
закрытым и неприступным.
Слайд 9
Я говорю о Данте; не нужны
Озлобленной толпе
его созданья, —
Ведь для нее и высший гений
мал.
Будь я, как он! О, будь мне суждены
Его дела и скорбь его изгнанья, —
Я б лучшей доли в мире не желал!
Слайд 11
Павел III
Paulus PP. III
в 1536—1541 годах Микеланджело расписывал
алтарную стену — фреска «Страшный суд», по заказу папы
Павла III
Слайд 12
Фреска «Страшный суд»
Роспись свода Сикстинской капеллы в Риме.
Слайд 13
В центре общей композиции Микеланджело изобразил мощную фигуру
Христа,карающего людей за совершённые грехи. Поднятой правой рукой он
обрушивает вниз фигуры грешников, пытающихся подняться вверх. Левой — притягивает себе избранных, стоящих справа от него. Ужас всемирной катастрофы и возмездия за грехи человеческие художественно представлен в сложных сплетениях тел, разнообразии поз и ракурсов, усилен богатством колорита, контрастами света и тени.
Страшный суд. Фреска.
1536—1541 гг.
Сикстинская капелла,
Ватикан
Слайд 14
…Потрясенные зрители испытывали смятение и ужас, им мерещились
крики и стоны несчастных, напрасно молящих о помощи. Внизу
картины они видели лодку Харона — перевозчика душ грешников. Его глаза, как раскаленные угли, горят адским пламенем. Ударом весла он безжалостно подгоняет тех, кто упирается или замешкался в растерянности. У зияющей бездны — входа в чистилище — несколько демонов нетерпеливо ожидают новую партию грешников... Как все это было созвучно строкам из «Божественной комедии» Данте!
А бес Харон сзывает стаю грешных,
Вращая взор, как уголья в золе,
И гонит их, и бьет веслом неспешных...
Перевод М. Лозинского
Слайд 15
В общей композиции зрители различали души воскресших к
новой жизни. Среди них блаженные, святые апостолы, пророки и
мученики. Одни из них показывают раны на теле — зримые свидетельства земных страданий. Другие смиренно ожидают своей участи. Над душами тех, кого ожидает спасение, витают ангелы.
Слайд 16
Сивиллы Микеланджело
Ливийская сивилла
Кумская сивилла
Слайд 17
Сивиллы Микеланджело
Сикстинская капелла
Дельфийская сивилла
1508-1512. Собор святого Петра, Ватикан,
Рим.
Слайд 18
Эритрейская сивилла
Персидская сивилла
Слайд 19
Фреска «Сотворение Адама»
Роспись свода Сикстинской капеллы в Риме.
Слайд 21
Мадонна Медичи – ключевой образ капеллы: она размещена
в центре фронтальной стены, к ней обращены взгляды святых,
на нее взирают герцоги из своих ниш.
Она сидит, опираясь правой рукой о постамент, на выдвинутом левом колене — младенец, прижавшись вполоборота к матери так, что его лица зритель не видит. Мадонна придерживает ребенка левой рукой. Выражение ее лица и вся поза овеяны задумчивой отрешенностью.
Мрамор. 1521-1531. Церковь Сан Лоренцо, Флоренция.
Слайд 22
Мрамор. 1524. Микеланджело Буонарроти. Эрмитаж,
Санкт Петербург.
Слайд 23
Микеланджело Буонарроти.
Надгробие
Джулиано и Лоренцо Медичи.
1524 — 1534 гг.
Слайд 27
Вечер
Утро
На саркофаге Лоренцо —
- «Утро» (1531 г.),
- «Вечер» (1531 г.)
Слайд 28
Ночь
День
на саркофаге Джулиано -
- «День»(1532-1534 г.),
-
«Ночь» (1532-1534 г.).
Слайд 29
Когда был открыт доступ в капеллу, поэтами было
сочинено около ста сонетов, посвященных этим четырем статуям.
Наиболее
известны строки Джованни Строцци, посвященные «Ночи»
Вот эта ночь, что так спокойно спит,
Перед тобою - Ангела созданье,
Она из камня, но в ней есть дыханье,
Лишь разбуди - она заговорит.
Микеланджело на этот мадригал ответил четверостишием, ставшим не менее знаменитым, чем сама статуя:
Отрадно спать, отрадней камнем быть,
О, в этот век, преступный и постыдный,
Не жить, не чувствовать – удел завидный.
Прошу, молчи, не смей меня будить.
(Перевод Ф.И. Тютчева)
Слайд 30
Долгий и трудный путь на земле Микеланджело закончил
созданием вознесшегося к небесам купола собора Святого Петра в
Риме. В городе, некогда поразившем его творческое вдохновение, ему суждено будет оставить вечную память о себе. При жизни мастера были завершены алтарные стены и пилоны, начал возводиться купол.
Микеланджело не суждено было увидеть свою работу завершенной но замысел архитектора был воплощен по его проектам и чертежам уже после смерти.
Слайд 31
Умирая, Микеланджело оставил краткое завещание: «Я отдаю душу
Богу, тело земле, имущество родным».