Слайд 2
«Истоки способностей и дарования детей - на кончиках
пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити –
ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».
В.А.Сухомлинский
Слайд 3
Нетрадиционные изобразительные техники:
- это эффективное средство изображения,
включающее новые художественно-выразительные приемы создания художественного образа, композиции и
колорита, позволяющие обеспечить наибольшую выразительность образа в творческой работе,
чтобы у детей не создавалось шаблона.
Слайд 4
Нарушения в развитии детей с
ОВЗ негативно сказываются на формировании изобразительной деятельности. Вместе с
тем, эта деятельность ребенка является движущей силой его психического развития.
Решение этой проблемы требует специального подхода, который, на наш взгляд, заключается в использовании нетрадиционной технике пластилинографии.
Слайд 5
Пластилинография
(рисование пластилином)
это техника, принцип которой заключается в
создании пластилином лепной картинки на бумажной, картонной или иной
основе, благодаря которой изображения получаются более или менее выпуклые, полуобъёмные.
Слайд 6
Пластилин – это…
Средство развития речи, мышления, воображения, восприятия
Средство
общения
Средство восстановления эмоционального равновесия
Средство развития творческих способностей
Техника, дающая право
на ошибку (недочёты легко исправить стекой)
Средство коррекции – инструмент развития мелкой моторики
Слайд 7
ОСОБЕННОСТИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ С ОВЗ
Развитие творческих способностей детей с ОВЗ требует нестандартного подхода.
Нарушение общей и мелкой моторики, опыт предметно-практических действий ограничивают возможность использования многих традиционных техник рисования. Так, сложной для детей является методика изображения предметов тонкими линиями,техника раскрашивания рисунков красками с помощью мазков или методом заливки. Все это затрудняет адекватное восприятие рисунка.
Слайд 8
Трудности в работе с пластилином у детей с
ОВЗ
Физические дефекты (гипертонус или гипотонус мышц, ДЦП).
Цветовая дезориентация
Использование
в лепке стереотипов (только «колбаски» или «шарики»)
Отсутствие замысла, выполнение работы по образцу
Не видят значения мелких деталей
Слайд 9
Для освоения техники пластилинографии детям с ОВЗ требуется
больше усилий. Некоторые из них так и не переходят
к заключительному этапу, поэтому сроки освоения техники у каждого ребёнка свои. Для них это не всегда развлечение, чаще это кропотливый труд. Размеры картин постепенно увеличиваются, становится больше мелких деталей, используется больше цветов.
Слайд 10
Инструмент укрепления мелкой моторики
Ребёнок учится:
Регулировать нажим, размазывая пластилин
Формировать
контур предмета с помощью стеки и пальцев
Включать в лепку
все пальцы руки.
Использовать ладонь для формования предметов.
Держать стеку под разными углами
Не выходить за контуры изображения
Разминать пластилин перед лепкой, поддерживая оптимальный тонус мышц.
Накладывать пластилин в несколько слоёв, выравнивать поверхность стекой и пластилином.
Изготавливать очень мелкие предметы с помощью подушечек пальцев.
Слайд 11
Рекомендации по организации работы в технике пластилинография:
Слайд 13
Результативность техники пластилинографии:
у детей появился устойчивый интерес к
продуктивным видам деятельности, вносят в свои работы элементы творчества;
логопед
констатирует улучшение речевого развития,
появились положительные навыки коммуникативного общения со сверстниками и взрослыми, могут продуктивно общаться в группах.
наблюдается положительная динамика в развитии общей и мелкой моторики, движения пальцев стали более координированными, точными.
Слайд 14
Этапы освоения пластилинографии детьми с ОВЗ
Слайд 15
Пластилинография
Материалы: картон с контурным рисунком, стекло; набор пластилина,
салфетка для рук, стеки, бросовый и природный материалы.
Способ
получения изображения:
1. Нанесение пластилина на картон. Можно сделать поверхность немного шероховатой. Для этого используются различные способы нанесения на поверхность пластилинового изображения рельефных точек, штрихов, полосок, извилин или каких-нибудь фигурных линий.
Работать можно не только пальцами рук, но и стеками.
Слайд 17
Пластилинография
Материалы: картон с контурным рисунком, стекло; набор пластилина,
салфетка для рук, стеки, бросовый и природный материалы.
Способ
получения изображения:
1. Нанесение пластилина на картон. Можно сделать поверхность немного шероховатой. Для этого используются различные способы нанесения на поверхность пластилинового изображения рельефных точек, штрихов, полосок, извилин или каких-нибудь фигурных линий.
Работать можно не только пальцами рук, но и стеками.
Слайд 18
2. На картон наносится тонкий
слой пластилина, выравнивается стеком, а рисунок процарапывается стеком или
палочкой.
Слайд 19
3. Рисовать пластилином “горошками”, «капельками» и
“жгутиками”.
Из пластилина катаются горошинки или капельки и выкладываются
узором на грунтованную или чистую поверхность картона, заполняя весь рисунок. Техника “жгутиками” несколько сложнее в том, что надо скатать жгутики одинаковой толщины и выкладывать их на рисунок. Можно жгутики соединить вдвое и скрутить, тогда получится красивая косичка, основа контура рисунка.
Слайд 20
4. На картон наносится рисунок, скатываются
жгутики, размазываются пальцем к середине, затем заполняется центр элемента
рисунка. Можно применять смешенный пластилин для большей цветовой гаммы. Работу можно сделать рельефной, накладывая на листики жилки из пластилина или мазками
Слайд 21
Вместо красок – пластилин.
Работа
Вали К.
Работа Дмитрия П.
Работа
Кирилла Г.
Слайд 22
5. Работа на стекле.
В качестве
эскиза можно выбрать любую понравившуюся картинку и перевести ее
на стекло, положив стекло на картинку. Это очень простой способ. Ребенок 4-5 лет вполне способен справиться с этой задачей. Далее необходимо подождать когда высохнет эскиз на стекле. Маркер сохнет быстрее (2-3 мин), тушь дольше (10мин). Основа, с нанесенным эскизом, готова! Прежде чем приступить к лепки, необходимо продумать сочетание цвета и подобрать нужные оттенки путем смешивания.
Начинаем наносить выбранный цвет на нужные детали рисунка с той стороны, на которой рисовали эскиз. Равномерно распределяем пальцем пластилин , не выходя за линии эскиза. Толщина слоя не более 2-3 мм. При этом контролируем нанесение пластилина на рисунок с лицевой стороны и подправляем.
Слайд 24
Смешивание цветов
Если смешать пластилин с небольшим количеством черного,
добиваются более темного тона того же цвета, и наоборот,
смешивая цветной пластилин с белым, получают пастельные тона.
Смешивают сначала два цвета, затем три, но не более.
Слайд 25
Советы родителям
материалы (карандаши, краски, кисти, фломастеры, восковые
карандаши и т.д.) необходимо располагать в поле зрения малыша,
чтобы у него возникло желание творить;
знакомьте его с окружающим миром вещей, живой и неживой природой, предметами изобразительного искусства, предлагайте рисовать все, о чем ребенок любит говорить, и беседовать с ним обо всем, что он любит рисовать;
не критикуйте ребенка и не торопите, наоборот, время от времени стимулируйте занятия ребенка рисованием;
хвалите своего ребёнка, помогайте ему,
доверяйте ему,
ведь ваш ребёнок индивидуален!
Слайд 26
Практические советы
Существует много техник и материалов, но есть
правила, которые необходимо применять:
Листы необходимо закреплять бумажным скотчем.
На столе
не должно быть лишних предметов, пока не закончится объяснение.
Если ребенок боится кисть, возьмите ее своей расслабленной рукой, а руку ребенка кладите поверх своей, предлагая ему направлять его движение. Если ребенок увлечен, незаметно ослабьте или вовсе уберите помощь.
Важно постоянно контролировать направление взгляда ребенка, в том числе, если он работает самостоятельно.
Слайд 27
Рекомендации педагогам
используйте разные формы художественной деятельности: коллективное творчество,
самостоятельную и игровую деятельность детей по освоению нетрадиционных техник
изображения;
в планировании занятий по изобразительной деятельности соблюдайте систему и преемственность использования нетрадиционных изобразительных техник, учитывая возрастные и индивидуальные способности детей;
повышайте свой профессиональный уровень и мастерство через ознакомление, и овладение новыми нетрадиционными способами и приемами изображения.
Слайд 28
Заключение
Развитие мелкой моторики и тактильно-двигательного восприятия у детей
с ограниченными возможностями развития, коррекция имеющихся у них двигательных
нарушений позволяет детям овладеть навыками письма, рисования, ручного труда, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения, лучше адаптироваться в практической жизни, научиться понимать многие явления окружающего мира.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Г. Г. Григорьева Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. – М., Академия, 2000г., 344с.
2. Г. Н Давыдова Нетрадиционные техники рисования в детском саду: часть 1,2, Детство - пресс 2007г., 23с.
3. Е. Н. Лебедева Использование нетрадиционных техник в формировании изобразительной деятельности дошкольников с задержкой психического развития. Методическое пособие, М., Академия, 2004, 232с.
4. Е. Л. Набойкина Сказки и игры с «особым» ребенком. Е. Л. Набойкина. С-Петербург, 2006г., 334с.
5. М. Г. Дрезнина Каждый ребенок – художник: обучение дошкольников рисованию. М. Ювента, 2002г., 200 с.
6. Н. В. Дубровская Рисунки из ладошки. Рабочая тетрадь для детей 4-5 лет. Детство – пресс, 2013г., 32с.
7. Н. В. Дубровская Яркие ладошки. Рабочая тетрадь для детей 3-4 лет. Детство – пресс, 2014г., 24с.
8. О. В. Корчинова Декоративно-прикладное творчество в детском дошкольном учреждении. Ростов – на – Дону. Феникс, 2002г., 320 с.
9. Т. Г. Казакова Детское изобразительное творчество. М.: Карапуз – дидактика. 2006г., 192 с.