Слайд 2
Бытовой жанр
это изображение событий и сцен повседневной частной
жизни человека;
произведения искусства на темы будней и их значение
в понимании человеком своего бытия;
поэтическое восприятие жизни, видение значимости каждого момента жизни.
Слайд 3
Татьяна Ниловна Яблонская
«Утро»
Слайд 4
Т.Н. Яблонская «Утро».
Анализ картины
Перед нами картина Т.Н.
Яблонской «Утро». На ней изображена комната девочки лет десяти,
кровать, по виду которой заметно, что девочка только что проснулась и делает утреннюю зарядку. Девочка худощавая, стройная и высокая. Она рада наступившему утру ясного дня. В комнате много солнечного света и тепла, царит свежий воздух утра. За окном виднеется проснувшийся город, в котором живёт героиня картины.
На переднем плане картины изображен круглый стол с завтраком, ожидающем девочку. Девочка собирается в школу, на стуле аккуратно сложена школьная форма. На спинке стула висит выглаженный красный пионерский галстук. На заднем плане картины стену комнаты украшают зелёные комнатные растения и декоративная глиняная тарелка с птицами гжельской росписи.
Картина вызывает радостное бодрое настроение. Художник использовал в работе много теплых и светлых цветовых оттенков.
Слайд 5
АНАЛИЗ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ
Как приятно проснуться теплым солнечным
утром и распахнуть окно. Именно так и сделала героиня
картины Т.Н. Яблонской «Утро». Девочка распахнула балконную дверь, впуская в комнату свежий воздух и утреннюю прохладу. Юная спортсменка делает гимнастику, ее движения плавные и грациозные. Она в черных шортах и белой майке. Судя по еще не заправленной кровати, девочка только что проснулась и готовится к новому дню.
Стены комнаты покрашены в неброский желтый цвет. На стене между балконом и окном висит кашпо. Цветок в нем так разросся, что образует арку над окном и дверью балкона. Зелень добавляет комнате уюта и комфорта. Здесь же под кашпо висит декоративная тарелка, расписанная в технике гжель. Возле открытого балкона стоит стул, на его сиденье лежит школьная форма, а на спинке висит пионерский галстук и ленточки для косичек. Сейчас девочка закончит зарядку и наденет красивую форму, заплетет свои длинные темные волосы в роскошные косы, завязав их розовыми лентами, позавтракает и отправится в школу.
Слайд 6
Анализ художественного произведения
В комнате на столе, покрытом полосатой
синей скатертью стоит готовый завтрак. Наверно его принесла заботливая
мама. Здесь свежий хлеб на тарелке, кувшин с водой, маленькая чашка и масло. Такой завтрак придаст силы на весь день и поможет сконцентрироваться на уроках, чтобы получить новые знания. Судя по тому, как аккуратно сложены вещи и с каким удовольствием девочка делает зарядку, она отличница в школе.
Чисто вымытый, блестящий паркет указывает на то, что хозяйка комнаты любит чистоту и порядок. На картине видно как зарождается новый день определенного человека. Девочка полна энергии и желания учиться и узнавать что-то новое. Скорее всего, в это же время тысячи школьников также делают зарядку и собираются в школу. Есть в этом что-то живое и настоящее.
Слайд 7
Бытовой жанр картины
Интерес к окружающим людям,
их занятиям
и роду деятельности – необходимое качество деятельности художника.
Слайд 8
Кратко о художнице
Татьяна Ниловна Яблонская – известный мастер
живописи, лауреат Государственной премии. Она изображает на полотнах простых
людей, их труд. Очень любит писать детей.
В картине «Утро» художница учит нас видеть прекрасное в обыденном, в том, что нас окружает, и что мы далеко не всегда замечаем. Всё как будто очень незатейливо в этой картине. На самом деле всё в ней очень хорошо продумано и помогает художнице раскрыть свой замысел.
Слайд 9
Этапы творческого пути
Официальное признание Т. Яблонской принесла картина
«Хлеб» (1949).
В сюжете и композиции картины художница идеализирует
труд колхозного крестьянства. За это произведение Т.Н. Яблонская была представлена в 1950 году к Государственной премии СССР, а в 1958 году получила бронзовую медаль на Всемирной выставке в Брюсселе.
Слайд 12
Бытовой жанр картины
это выражение ценностной
картины мира
в
произведениях живописи.
Слайд 16
Фёдор Павлович Решетников
«Опять двойка»
Слайд 18
Анализ картины
Стоял прекрасный сентябрьский денёк, но настроение у
мальчика было плохое, так как пора было возвращаться домой.
Дома были все: и мама, и старшая сестра, и младший брат, и любимая собака.
Тишина. Напряженная обстановка в доме. Тишину в комнате нарушал лишь стук часов на стене. Мальчик стоял молча посреди комнаты, виновато опустив голову и пряча глаза в сторону, он горько вздохнул. Ему было очень стыдно и больно в душе, ведь он снова не оправдал доверие мамы.
«Опять двойка!» – с огорчением прочитала мама на лице сына. С укором на него смотрела старшая сестра, отличница и пионерка. Младший братишка рядом радостно и беззаботно катался на велосипеде. И лишь собака, повизгивая, очень радовалась приходу мальчика из школы. Она стояла на задних лапах, обнюхивала и облизывала своего хозяина, заглядывая ему в глаза, словно жалела его.
Слайд 19
Анализ картины
Кто главный в этой картине?
Первое впечатление –
двоечник. Но центральное место в картине занимает пёс. Он
выделен и цветом – самое яркое пятно в картине.
Случайно? Даже если художник сделал это неосознанно, собака демонстрирует свою любовь и преданность к хозяину, нашему герою картины – и это самое главное важное чувство! Единственное существо, которого не волнует, какую оценку мальчик принёс из школы.
Слайд 21
Ф.П. Решетников
«Прибыл на каникулы»
Слайд 22
Бытовой жанр – жизнь каждого дня
Это большая
тема в искусстве, которая объединяет разные жанры: портрет, пейзаж,
натюрморт, исторический жанр, анималистический жанр, жанр интерьера.
Слайд 23
Василий Григорьевич Перов
«Тройка. Ученики мастеровые везут воду»
Слайд 25
В.Г. Перов «Охотники на привале»