Слайд 2
Цель:
Развитие визуально-пространственного мышления учащихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического
освоения мира, как формы самовыражения и ориентации в художественном
и нравственном пространстве культуры
Слайд 3
Задачи:
- формирование опыта смыслового и эмоционально-ценностного восприятия визуального
образа реальности и произведений искусства;
- освоение художественной культуры как
формы материального выражения в пространственных формах духовных ценностей;
- развитие способности ориентироваться в мире современной художественной культуры;
овладение средствами художественного изображения как способом развития умения видеть реальный мир, как способностью к анализу и структурированию визуального образа на основе его эмоционально-нравственной оценки;
Слайд 4
ЛИЧНОСТНЫЕ, РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА:
• формирование целостного
мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
развитие
эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Слайд 5
Метапредметные результаты
умение самостоятельно определять цели своего обучения,
ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе
и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
Слайд 6
Предметные результаты
формирование основ художественной культуры обучающихся как
части их общей духовной культуры, как особого способа познания
жизни и средства организации общения;
развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;
Слайд 7
Актуализация
Перечислите сферы жизни, в которых принимает участие художник
Слайд 10
Сегодня мы познакомимся с еще одной сферой работы
художника
Слайд 16
Новый материал
Это – театр.
А что такое театр?
Театр-
это вид искусства, сценическое представление
драматических произведений, которое
осуществляют актёры перед зрителями.
Какие театры вы знаете?
(Любительский, профессиональный
театр. Европейский, восточный театр. Театр масок, миниатюр, пантомимы.)
Сделать запись в альбоме
Слайд 17
Театром называется организация, которая
занимается устройством представлений,
постановкой спектаклей.
Назовите мне известные всем
театры
(Драматический, оперный театр. Большой, Малый театр. Театр балета. Столичный,
провинциальный театр. Кукольный театр. Театр юного зрителя. Государственный, частный театр.
Театр драмы и комедии. Театр имени А. С. Пушкина.)
Слайд 18
Театром называется здание, в котором
происходят представления. (Роскошный, уютный театр. Театр на
тысячу мест. Строительство,
реконструкция театра.)
Слайд 20
Кто
главные герои
театрального действия?
Актеры и
зрители
Слайд 21
Театральное представление существует только в настоящем времени. Вне
живого контакта со зрителем театр перестает быть театром.
Слайд 22
Средства воздействия
Каждое искусство, располагая особыми средствами воздействия. Театр
как никакой другой из видов искусства обладает наибольшей «емкостью».
Он вбирает в себя способность литературы словом воссоздать жизнь в ее внешних и внутренних проявлениях, но слово это не повествовательное, а живо-звучащее, непосредственно действенное. При этом в отличие от литературы, театр воссоздает действительность не в сознании читателя, а как объективно существующие, расположенные в пространстве картины жизни (спектакля). И в этом отношении театр сближается с живописью. Но театральное действо находится в непрерывном движении, оно развивается во времени - и этим оно близко музыке. Погруженность в мир переживаний зрителя сродни тому состоянию, какое испытывает слушатель музыки, погруженный в свой мир субъективного восприятия звуков.
Запись в альбоме
Слайд 23
Искусство театра владеет поразительной способностью сливаться с жизнью.
Сценическое представление хоть и происходит по ту сторону рампы,
в моменты высшего напряжения стирает грань между искусством и жизнью и воспринимается зрителями как самая реальность.
Притягательная сила театра и заключается в том, что «жизнь на сцене» свободно утверждает себя в воображении зрителя. Такой психологический поворот происходит потому, что театр не просто наделен чертами действительности, но сам по себе являет художественно сотворенную действительность. Театральная действительность, создавая впечатление реальности, обладает своими особыми законами. Правду театра нельзя мерить критериями жизненного правдоподобия.
Свою
внутреннюю жизнь герой спектакля часто переживает как сгусток страстей и высокую концентрацию мыслей. И все это воспринимается зрителями как должное. «Невероятное» по нормам объективной реальности - это вовсе не признак недостоверного в искусстве. В театре «правда» и «неправда» имеют другие критерии и определяются законом образного мышления.
Слайд 24
«Искусство переживается как реальность всей полнотой наших психических
«механизмов», но одновременно оценивается в своем специфическом качестве рукотворно-игрового
«невсамделишного», как говорят дети, иллюзорного удвоения реальности» .
Посетитель театра становится театральным зрителем тогда, когда воспринимает этот двойной аспект сценического действия, не только видя перед собой жизненно конкретный акт, но и понимая внутренний смысл этого акта. Происходящее на сцене ощущается одновременно и как правда жизни, и как ее образное воссоздание. При этом важно заметить, что зритель, не теряя чувства реального, начинает жить в мире театра.
Слайд 25
Соотношение реальной и театральной действительности достаточно сложно. В
этом процессе можно выделить три фазы:
Реальность объективно показанной
действительности, претворенная воображением драматурга в драматическое произведение.
Драматическое произведение, воплощенное театром (режиссером, актерами ) в сценическую жизнь – спектакль.
Сценическая жизнь, воспринятая зрителями и ставшая частью их переживаний, слившаяся с жизнью зрителей и, таким образом, опять вернувшаяся к реальности.
Слайд 26
Но «возвращение» это не аналогично изначальному источнику, теперь
оно обогащено духовно и эстетически. «Художественное произведение создается для
того, чтобы оно жило - жило почти в буквальном смысле этого слова, т.е. вошло, подобно переживаемым событиям реальной жизни, в духовный опыт каждого человека и всего человечества»
Слайд 27
После представления спектакль, как целостное произведение театрального искусства,
остается существовать только в памяти зрителя, и лишь при
условии, что зритель сможет реконструировать его образно-смысловую структуру.
Это продукт рефлексии, которая «есть рефлексия очень большого опыта, возникшего в процессе восприятия, понимания, смыслообразования, наращивания смысла, причем этот опыт складывается именно в процессе действий со множеством последовательных и логически взаимообусловленных микро контекстов»
Слайд 28
https://www.youtube.com/watch?v=5Yd9vlwgAOk&start_radio=1&list=RD5Yd9vlwgAOk
Высоцкий в роли Гамлета – скопировать ссылку
https://www.youtube.com/watch?v=Wzi1uGvXsr4&list=RDWzi1uGvXsr4&start_radio=1
Слайд 29
Виды театров
В зависимости от действий актеров во время
представления отличают такие виды театров:
драматический
кукольный
мюзикл
оперный
оперетты
пантомимы
пародии
одного актера
Слайд 30
Как и где зародился театр?
Театр зародился в Греции, первоначально
он был частью религиозного обряда. Сцена представляла собой круг,
покрытый дерном, на нем, вокруг алтаря Диониса, греки танцевали. Для того, чтобы зрители могли созерцать происходящее, сцена устанавливалась у подножия холма. ... Первый театр в Риме был построен в 52 году до н.э.
Слайд 31
В каком году появился первый театр в России?
В
1644 г. во Псков прибыла труппа комедиантов из Страсбурга.
Они прожили в городе около месяца, после чего по неизвестной причине их выслали из России. Первый царский театр в России принадлежал Алексею Михайловичу и просуществовал с 1672 года до 1676 года.
Слайд 32
Большой театр, Москва
Запись в альбоме
Слайд 33
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АКАДЕМИЧЕСКИЙ МАЛЫЙ ТЕАТР
Запись в альбоме
Слайд 34
Мариинский театр. Санкт - Петербург
Запись в альбоме
Слайд 35
Александринский театр в Санкт-Петербурге
Запись в альбоме
Слайд 39
Рефлексия:
Назовите виды театров.
Соотнесите названия театра и город, в
котором он расположен с фотографиями:
Александринский театр в Санкт-Петербурге
Большой театр,
Москва
Театр кукол, Ульяновск
Драматический театр им. И.А. Гончарова
Мариинский театр, Санкт-Петербург
Небольшой театр юного зрителя, Ульяновск
Слайд 41
Ключ для проверки
1. Большой театр, Москва
2. Ульяновский областной
театр кукол имени Народной артистки СССР В. М. Леонтьевой
3. Ульяновский драматический театр имени И. А. Гончарова
4. Александринский театр в Санкт-Петербурге
5. Мариинский театр, Санкт-Петербург.
6. Небольшой театр юного зрителя, Ульяновск
Слайд 42
Домашнее задание – работа в группах
Создать презентации на
темы:
История возникновения театра в России;
История создания Большого театра;
История создания
драматического театра в Симбирске –Ульяновске.