Слайд 2
Произведения декоративно-прикладного искусства с древних времён раскрывают представления
человека о строении мира и своём месте в нём.
В
сознании первобытного человека соединялись миф – изображение – ритуал, т. е. слово – его видимое воплощение - действие.
Слайд 3
Создание изображения представляло собой действие, которое объединяло в
себе миф и ритуал.
Слайд 4
Сложные понятия, связанные с охотой, в эпоху палеолита
обозначались простыми знаками-символами.
Именно так древнейшие люди выражали своё видение
картины мира, сложившейся в их сознании.
Слайд 5
При изображении большую роль играло повторение элементов, которое
позже появилось в традиционных орнаментах всех народов мира.
Слайд 6
Ритуал – действия, совершаемые жрецом, знахарями, представителями церкви,
хозяином дома (ритуал посвящения в воины, похоронный ритуал, магические
ритуалы, религиозные ритуалы причащения, освящения жилища.
Слайд 7
Все ритуалы строго сохраняют порядок произношения текста и
порядок действий.
Ритуалы индейцев: матэ.
Шаманские ритуалы: огня,
дождя, приглашения духов.
Слайд 8
На заре цивилизации немалое значение имел также ритуал
«жертвенной крови». Часто в нем использовалась кровь животных. Однако
наивысшей ценностью всегда обладала человеческая кровь .
Слайд 9
Ритуалы в христианстве
Причащение
В таинстве причащения, или святой
евхаристии (от греческого eucharistia - благодарственная жертва), причащающийся, вкушающий
под видом хлеба и вина плоть и кровь Христа, приобщается тем самым к богу и получает залог вечной жизни. По учению христианской церкви, причащение - самое священное из таинств, ибо если в других таинствах Христос сообщает верующим в него те или иные дары своей благодати, то здесь он предлагает самого себя - свое тело и кровь.Таинство причастия, по христианскому вероучению, установлено самим Христом на тайной вечере.
Слайд 10
Крещение
Таинство крещения также играет в христианстве исключительно важную
роль, так как оно - единственное таинство, признание которого
является непременным условием принадлежности к христианской вере. Крещение означало прием нового члена в христианскую общину или в церковь. Значение крещения, однако, не сводится только к символу. Оно есть одновременно и мистический акт, который обеспечивает крещаемому ряд всевозможных земных и небесных благ.
Слайд 11
Миропомазание и елеосвящение
“Миропомазание - есть такое таинство, через
которое преподается крестившемуся дух святой. В христианском катехизисе подробно
разъясняется смысл помазания миром или елеем (то есть маслом или жиром) отдельных частей тела. Помазание “чела” означает освящение ума, помазание “персей” - освящение сердца или желаний, помазание очей, ушей и уст - освящение чувств, помазание рук и ног - освящение дел и всего поведения христианина.
Слайд 12
Исповедь
Помимо помазания елеем с целью облегчения физических и
душевных недугов, у первобытных и древних народов широко применялась
и так называемая исповедь, т.е. перечисление вслух своих грехов для “очищения” и избавления от них. Обычай этот и весьма древний, существовавший задолго до появления христианства.
Слайд 13
Венчание
Получили распространение в исторические эпохи, предшествовавшие возникновению христианства,
и различные обряды и ритуалы, сопровождающие вступление человека в
брак. В той или иной форме брак всегда “освящался”. В христианском обряде венчания, в его “видимой стороне”, нет ничего, что не имело бы соответствующих аналогов в языческих религиях. Обручение, обручальные кольца, свадебные дары, венки и т.п. - все это существовало в свадебных ритуалах первобытных и древних народов и имело своей целью обеспечить венчающихся мужчину и женщину сверхъестественной благодатью и плодовитостью.
Слайд 14
Обряд – развёрнутое символическое действие, в отличие от
ритуала, имеет более сложный сценарий (обряд крещения). Обряд может
сопровождаться песнями, хороводами, гаданием, театрализацией.
Слайд 15
Говоря о церковных православных обрядах, следует отметить их
принципиальное отличие от типично языческих обрядов, которые также имеют
место в жизни русских людей. Например, святочные гадания отнюдь не приветствуются православной церковью, хотя их можно полноправно назвать обрядовым действом. Таинства, согласно Священному Писанию, — это глубокая, сокровенная мысль или действие. Обряды же представляют собой своеобразную лестницу, по которой человеческое разумение восходит от земного к небесному и нисходит от небесного к земному.
Слайд 16
Обряды
В православии известны такие обряды, как великое освящение
воды в канун и праздник Крещения Господня — Богоявления,
малое освящение воды, иноческий постриг, освящение храма и его принадлежностей, освящение дома, вещей, пищи. Эти обряды — явления тайны спасения, где Божие и человеческое соединяются воедино. Помимо этого, обряды введены в храмовую и личную жизнь христианина для того, чтобы через них благословение Божие нисходило на жизнь и деятельность человека, укрепляло его духовные и моральные силы.
Слайд 17
Представьте: некто признался вам в любви и подарил
букет.
Единственный лепесток из этого букета, затерявшийся между
страницами,
и через пятьдесят лет напомнит вам о любви. Но для непосвященного он так и останется всего-навсего засушенным лепестком. В религии, как и в любви, важно вызывать ответные движения души. Жест, содержание текста, культовый предмет служат толчком
к совершению религиозного обряда, побуждает к молитве.
Слайд 18
Так в течение веков складывалась система поведения и
совокупность условных знаков – обряды, служащие символом
отношений между
богом и людьми, формой их наглядного
выражения.
Обряды омовения существуют во многих религиях, но выполняются по-разному.
Слайд 19
Возникнув стихийно, обряды сохранили свою первоначальную
сущность: плакальщицы
слезами и причитаниями выражают скорбь
по умершим, литургии у
христиан воскрешают память о последней
трапезе Христа со своими учениками. Обряды – это коллективная
память религиозной общины, которая посвящает в тайну,
приобщает, воспитывает новые поколения верующих.
Слайд 20
При исполнении обрядов используют фимиам, воду, масло,
предметы
культа, статуи и изображения. Иногда сложно разобраться
в значении
всех этих ритуалов.
Слайд 22
Обряды позволяли древним людям в игровой форме проживать
ситуации, с которыми любой из них мог столкнуться в
действительности.
Слайд 23
Мифы (сказания) – это устные предания о богах,
духах, героях.
Миф повествовал о происхождении Вселенной и человека, о
зарождении жизни и о смерти, выполнял функции религии, идеологии, философии, истории, науки.
Слайд 25
Основные функции мифа
Создание примера, модели, образа для подражания;
мифы – иносказательные нравоучения.
Попытка объяснить явления природы, смысл жизни,
нравственные ценности и принятые в обществе моральные нормы.
Слайд 27
Бог-демиург
Бог-творец, от которого произошли все боги
Слайд 29
Перун — главный бог, покровитель князя и дружины,
также громовержец. Сменился Ильёй-пророком.
Хорст — олицетворённое солнце.
Даждьбог —один из
главных богов в восточнославянской мифологии, бог плодородия и солнечного света.
Стрибог — божество, связанное, вероятно, с атмосферными функциями (ветром)
Симаргл — полубожественный персонаж с неясными функциями, возможно — вестник между небесным и земным мирами
Мокошь (Макошь)— женское божество, покровительница прядения и ткачества. Сменилась Пятницей.
Слайд 30
Волос ~ Велес — часто отождествляются, однако по
источникам у них разные функции:
Волос — «скотий бог»,
покровитель скота. Сменился св. Власием Севастийским.
Велес — бог-покровитель сказителей и поэзии.
Род и рожаницы — персонажи, олицетворявшие предначертанное, судьбу новорожденного, «что на роду написано»
Сварог — возможно, бог-кузнец
Сварожич — олицетворённый огонь
Слайд 34
Славянский миф о сотворении мира
Сварог
Слайд 35
Искусство имеет несколько источников.
Фольклор – знание, мудрость, «народная
мудрость»; устное народное творчество.
Фольклор – образная модель мира, отражающая
богатство духовной жизни народа.
Слайд 36
Разнообразна жанровая структура фольклора.
Жанры фольклора появились не
в одно время.
Назовите жанры фольклора
Слайд 39
Церковное искусство христиан.
Христианство ассоциируется с образами, которые на
протяжении тысячелетий создавали мастера церковной живописи. В России считается,
что христианское искусство никогда не развивалось, это просто был исключительный порыв творчества, который подарил нам великие недосягаемые произведения. Самым оптимальным, что могут создать потомки является максимальное подражание тому, что уже было создано.
Слайд 40
Иконы, фрески, сама церковная служба, немыслимая вне храмового
синтеза искусств, создают определённую дистанцию между земным и небесным,
высоким, духовным.
Слайд 41
Дальнейшее развитие искусства в Европе в течение второго
тысячелетия шло как сближение духовного и светского, профессионального и
народного.
В результате этого взаимодействия возникло богатейшее классическое искусство, которое не только не исчерпало себя, но и научилось отражать действительность во всём её многообразии.
Слайд 42
Разговор с современником.
Искусство 8 класс
Слайд 43
Андрей Рублев (1340/50-1430). Троица
Икона написана для Троицкого собора
Троице-Сергиевой лавры в память о ее основателе Сергии Радонежском
и в похвалу своему учителю. Именно признательность этому святому, удивительно цельному и преданному своим идеалам человеку, заставила продолжить в искусстве дело жизни преподобного Сергия – борьбу за единение Руси через мирное убеждение.
Слайд 44
Андрей Рублев (1340/50-1430). Троица
Какое историческое событие могло послужить
поводом для создания Андреем Рублевым иконы «Троица»?
2. В чем
заключается историческая миссия Д. Донского и С. Радонежского?
3. Какой знак говорит о том, что эти странники ангелы?
4. Как вы понимаете смысл высказывания режиссера А. Тарковского: «Предчувствие перемен выразил в своем творчестве Рублев. Он прозрел утро в самый темный час ночи. В этом и заключается высшее предназначение художника»?