Слайд 2
Эгейская культура. Крит. Микены.
Эгейское искусство, которое иногда
называют крито-микенским, — плод
культуры, возникшей в бронзовый
век в бассейне Эгейского моря: на
островах этого моря,
в материковой Греции (на
полуострове Пелопоннес)
и на западном побережье
Малой Азии. Главным
центром его был Крит,
а затем — Микены.
Слайд 3
ЭГЕЙСКАЯ КУЛЬТУРА
КРИТСКАЯ МИКЕНСКАЯ
(минойская)
(ахейская)
Остров Крит
Материковая Греция Малая Азия
Города Кносс, Фест города Микены, Тиринф город Троя
д\з 1. Вам наверняка знакома фраза «Платон мне друг, но истина дороже». Кто и по какому поводу её произнёс?
2. В каких греческих легендах и мифах упоминается остров Крит?
Слайд 4
Увлеченность его принесла успех делу, в которое, кроме
него, долго никто не верил. Еще ребенком Генрих Шлиман
объявил отцу: — Я не верю, что ничего не осталось от Трои. Я найду ее. И нашел... Но до этого он еще совершил много дел.
Сын скромного пастора, оставшегося под конец жизни без всяких средств, Генрих Шлиман был вынужден бросить школу, чтобы зарабатывать на пропитание. Затем он мало-помалу преуспевает в коммерции, становится обеспеченным человеком и, наконец, наживает значительное состояние. Другим его достижением в это время было знание языков. По своей собственной системе он изучает язык за языком. Знание языков помогло Шлиману в его торговых операциях, а нажитые им миллионы позволили ему приступить к осуществлению заветной мечты: из-под пластов земли, нагроможденных тысячелетиями, открыть развалины великого города вместе с сокровищами его царя. Он приступил к раскопкам в месте, которое наиболее соответствовало описаниям Гомера. То был Гиссарлыкский холм на малоазиатском побережье Эгейского моря. Он нашел золотой клад, решил, что это сокровища царя Приама, и объявил, что нашёл Трою.
Микены достигли наивысшего подъема между XVI и XIII в. до н. э., значит, процветали и после крушения Крита, где, по-видимому, возникло эгейское искусство. Но Микены были раскопаны до критских дворцов, и потому человека, открывшего Микены, следует считать первооткрывателем эгейского культурного мира. Этот человек —немец Генрих Шлиман
(1822— 1890).
Слайд 5
Впоследствии оказалось, что Шлиман ошибся: град Приама лежал
выше того, который он принял за Трою. Но подлинную
Трою, хоть и сильно попортив ее, он все же откопал. Найденный же Шлиманом клад принадлежал царю, жившему за тысячу лет до Приама. А затем Шлиман отправился на Пелопоннес, опять-таки следуя указаниям Гомера, чтобы открыть Микены, где царствовал некогда победитель троян, вождь ахейцев и предводитель союзного войска, «владыка мужей» Агамемнон.
Шлиман откопал Микены и нашел там в царских могилах сокровищницу с грудой бесценных золотых украшений. Быть может, не самого Агамемнона, но Шлиман мог объявить с полным правом: «Я открыл для археологии совершенно новый мир, о котором никто даже и не подозревал».
Славы Шлиман достиг беспримерной, можно сказать, что он был одним из самых знаменитых людей своего времени.
А на Крите английский археолог Артур Эванс продолжил и завершил его дело.
Слайд 6
ШЕДЕВРЫ ЭГЕЙСКОЙ АРХИТЕКТУРЫ
Слайд 7
Кносский дворец
В начале II тыс. до н. э.
на Крите строили много дворцов. Дворец представлял собой большую
группу построек, возведенных вокруг внутреннего двора и предназначенных как для религиозных, так и для светских надобностей. Дворец мог служить резиденцией правителя и центром управления всей области. Он был одновременно и городом, и крепостью. Дворцы были в нескольких критских городах: Кноссе, Фесте, Гурнии, Мали и Като-Заро. Для всех критских дворцов характерен целый ряд общих черт. Внутренний двор представлял собой прямоугольник со сторонами 52 на 28 метров. Почти все дворцы ориентированы по сторонам света — их внутренний двор вытянут с севера на юг. Каждый дворец ориентирован на «священную гору», хорошо видимую из него.
Слайд 8
Критское искусство избегает неподвижности, тяжелых опор, подчеркнуто
стабильных конструкций. Несмотря на громадные размеры дворцов и кажущуюся
простоту конструкций, эти сооружения довольно сложны. Разнообразные внутренние помещения соединяются между собой самым причудливым образом, а длинные коридоры неожиданно приводят в тупики. Этажи соединяются множеством лестниц. Путешествие посетителя по дворцу — с его контрастами света и тьмы, замкнутости и открытости, сумрака и звучных, сочных красок, беспрестанных подъемов и спусков — напоминает саму жизнь с ее непредсказуемостью и безостановочным движением.
Слайд 9
Перед западным фасадом Кносского дворца располагалась театральная площадка
для ритуальных сценических действ, там же устраивались многолюдные праздники.
По всей вероятности, дворцы считались земным отражением мест обитания небожителей, к последним причисляли богинь, которым поклонялись в святилищах. В святилищах совершали жертвоприношения, обрядовые трапезы, богам преподносили дары в виде посуды и терракотовых статуэток. Хотя во дворцах жили цари, не исключено, что сооружения эти считались собственностью богинь. Правитель, происхождение которого мыслилось божественным, выступал в роли сына или супруга (а зачастую сына-супруга) богини. Жена правителя была жрицей и представляла богиню в важнейших ритуалах.
Слайд 10
В Кносском дворце главный вход, Коридор Процессий,
был украшен росписью, на которой богине подносят дары и
новое одеяние. Праздники, которые устраивались в связи с началом нового года, были весьма популярны в древности. В Кноссе в шествии дароносцев принимали участие, по большей части, юноши. Они несли драгоценные сосуды и специальный дар — критскую юбку-брюки для «новорожденной» богини. Жрица-богиня принимала дары стоя, держа в обеих руках критские символы власти — двойные секиры (лабрисы), от которых, видимо, и произошло название дворца — Лабиринт (Дворец Лабрисов).
Слайд 11
Микенские города, больше напоминающие крепости, строились в уединенных
местах, в горах. Обнесенные мощными стенами, они представляют собой
настоящие твердыни. Таковы МикеныМикенские города, больше напоминающие крепости, строились в уединенных местах, в горах. Обнесенные мощными стенами, они представляют собой настоящие твердыни. Таковы Микены и Тиринф на полуострове Пелопоннес, сложенные из огромных глыб природного камня. Такая кладка называется «циклопической».
Микенские дворцы по своей структуре значительно отличаются от критских — их формы просты и строги. Дворцовое здание представляет собой мегарон — вытянутое в длину сооружение, ориентированное по сторонам света, не имеющее внутреннего двора. Здание состоит из трех основных помещений, нанизанных на основную ось.
МИКЕНСКИЕ ДВОРЦЫ
Слайд 12
. В XIV в. до н. э. вход
в город был оформлен так называемыми «Львиными воротами», украшенными
сценой поклонения львов божеству, воплощенному в критской колонне.
Слайд 13
К числу величайших достижений микенского искусства принадлежат памятники
погребального искусства. Рядом с микенским дворцом находился царский некрополь
(гробница). Некрополь находился ниже уровня дороги и имел форму круга, обнесенного каменным кольцом. В этих некрополях, датируемых XVI в. до н. э., хранились все богатейшие сокровища микенских царей.
В каждом «круге» имеется несколько глубоких шахтовых гробниц, где были погребены члены царского рода. Гробницы имеют прямоугольную форму, сделаны весьма грубо, не имеют даже внутренней обкладки стен камнем. В погребениях найдены золотые маски, сильно стилизованные, но ясно передающие черты микенских правителей. Ярко выраженные индоевропейские черты иногда по-настоящему благородны (маска Агамемнона).
Купольная гробница царя Атрея
Шахтовая гробница Агамемнона
Слайд 14
Образы критян на фресках во дворцах соответствуют их
представлениям о мире. Фигуры на изображениях всегда хрупкие, с
осиными талиями, словно готовые переломиться. Участники священного шествия в Коридоре Процессий идут, гордо запрокинув головы и отклонив торс назад. Мужские фигуры покрашены в оттенки коричневого, женские – в белый.
ШЕДЕВРЫ ЭГЕЙСКОЙ ЖИВОПИСИ
Слайд 16
В жизни древних людей цветы играли огромную
роль. Они также наделялись особой святостью, в них видели
воплощения богов. В Святилище Дам, где был изображен обряд преподнесения богине нового платья, смежная комната была расписана цветами папируса — огромными, с белоснежными венчиками и удлиненными листьями, символизировавшими неприкосновенность богов.
По преданию, как только Персефона сорвала цветок нарцисса, земля разверзлась, явился бог подземного мира Аид и похитил ее. Вероятно, с этой легендой был связан и ферейский ритуал.
Слайд 17
В Западном Доме святилищем служили две смежные комнаты
на втором этаже, богато украшенные фресками на морские темы,
из-за чего первоначально здание получило название Дом Капитана. Здесь совершался торжественный обряд возрождения богини. В меньшей комнате была специальная расселина, похожая на трещину в скале, собственно, оттуда и выходила богиня, которую представляла жрица.
Слайд 18
Богиня появлялась из подводного мира, где переживала временную
смерть, о чем свидетельствуют изображенные в простенках срезанные лилии.
Сама богиня изображена как бы в «переходном» состоянии — в простенке у двери, соединяющей комнаты.
Жрица торжественно шествовала в угол комнаты, где на одном из восьми окон помещался алтарь, украшенный в критском стиле дельфинами, ныряющими среди коралловых рифов. Сюда же, к алтарю, юноши-жрецы несли связки рыб.
соответствующий исторический период.
Слайд 19
Особым очарованием дышит образ «Парижанки» — изящной
девушки, изображенной в одном из помещений второго этажа Кносского
дворца. Фреска представляла ритуальный пир, участники которого сидели друг против друга с чашами в руках.
Слайд 20
На фреске, изображающей «Таврокатапсию» — ритуальный бой
с быком — с быком сражаются не только мужчины,
но и женщины. Богиня-женщина и была главным противником бога-быка, своего сына-супруга. Она ежегодно приносила его в жертву на подобном празднике — чтобы он, отживший годичный цикл, мог родиться вновь. Фреска с таврокатапсией показывает, насколько динамичным и живым было минойское искусство. Ему чужды застывшие позы, остановившиеся взгляды и самоуглубленность — т. е. все то, что было так дорого египтянам и обитателям древнего Двуречья. Для критского искусства важен момент, верно схваченное движение, трепет настоящего. Вот юноша делает сальто над спиной быка, вот бык уже пронзил рогом одну из своих противниц.
Слайд 21
В III тыс. до н. э. высокого
расцвета достигло искусство островов Эгейского моря и побережья Малой
Азии. Всеобщую известность приобрели так называемые кикладские идолы («Арфист В III тыс. до н. э. высокого расцвета достигло искусство островов Эгейского моря и побережья Малой Азии. Всеобщую известность приобрели так называемые кикладские идолы («Арфист»). Это мраморные статуэтки, найденные в погребениях Киклад, а также на Крите и в Балканской Греции. Идолы — иногда миниатюрные, а порой достигавшие полутораметровой высоты — представляют собой фигуры обнаженных людей, стоящих в скованных позах («Великая богиня»).
ЭГЕЙСКАЯ КИКЛАДСКАЯ СКУЛЬПТУРА
Великая богиня. Кикладский идол . Сер. III тыс. до н. э.
Эти боги должны были помочь умершим обрести новую жизнь. Статуэтки с соединенными ногами, слабо намеченными руками и грудью завершаются весьма условным изображением головы, на которой выделяется только нос. Исследователи предполагают, что остальные черты лица наносили красками, однако их следы не сохранились.
Слайд 22
«Они пленительны и нежны,
Они изысканно-небрежны,
То гармонично соразмерны,
То соблазнительно
неверны,
Всегда закончены и цельны,
Неизмеримо нераздельны,
И завершённость линий их
Звучит,
как полноценный стих…
…Как исхищрённы их узоры
Ласкающие сладко взоры:
В запутанности линий гнутых,
То разомкнутых, то согнутых,
Как много жизни претворённой,-
Пресыщенной и утомлённой
Холодным строем красоты,
В исканьях новой остроты!»
В. Брюсов
Слайд 23
Критские вазописцы достигли редких высот мастерства. Они изготовляли
сосуды, различные по форме и размерам, от маленьких чашечек
с тонкими, почти прозрачными стенками до громадных глиняных яйцевидных пифосов, достигавших двух метров в высоту. В пифосах хранили зерно, воду, вино. У минойских ваз нет широких тяжелых поддонов, они тяготеют к объемным, сферическим формам. Для большей устойчивости их иногда закапывали в землю, полностью или частично.
ВАЗЫ СТИЛЯ «КАМАРЕС»
Слайд 24
Вазы раскрашивали в яркие цвета, применяя красную, белую,
синюю и черную краску. Композиции включали в себя как
геометризованные формы, так и образы живой природы. Часто на вазах изображали моллюсков, коралловые рифы и осьминогов, оплетающих щупальцами весь сосуд. Особой любовью у критских художников пользовались цветы — лилии, тюльпаны, крокусы. Цветы изображались как в вазонах, так и растущими на клумбах. Замечательны композиции, представляющие цветы, склонившие свои головки под порывами сильного ветра. Самые красивые вазы минойской эпохи найдены в пещере Камарес близ Фесты, откуда и произошло их название — вазы «камарес».