Слайд 2
Характерные черты архитектуры барокко
…Но перед красотой и зданья
и фасада
Померкли и фонтан, и мрамор, и ограда,
…
В орнаменте витом увидишь тут и там
Победоносный шлем и вазы фимиам,
Колонны, капитель, пилястры и аркады
Увидишь всюду ты, куда ни кинешь взгляды,
Амуры, вензеля, вплетенные тайком,
И головы ягнят, увитые шнурком,
И статую найдешь в великолепной нише,
В узорах и резьбе карниз под самой крышей…
Перевод Е. Тархановской
Так описывал свои впечатления от архитектуры барокко французский поэт XVII в. Жорж де Сюдери. Обилие пышных декоративных украшений, подчеркнутая театральность, искажение классических пропорций, оптический обман, преобладание сложных криволинейных форм действительно создавали особый неповторимый облик архитектурных строений барокко.
БАРОККО (итал. Barocco, буквально — причудливый, вычурный), стиль, преобладавший в искусстве Европы с конца 16 до середины 18 века и охвативший все виды творчества, наиболее монументально и мощно проявившись в архитектуре и изобразительном искусстве.
Слайд 3
Самые значительные перемены коснулись
оформления фасадов зданий. На смену согласованности и пропорциональности приходят
диссонанс и асимметрия. Глядя на фасад, перестаешь понимать, где же находится стена – главная опора здания. Плоские пилястры уступают место колоннам и полуколоннам. Установленные на высокие пьедесталы, они то собираются в группы, образуя пучки, то «разбегаются» вдоль фасада, вознося к небу замершие в беспокойном движении статуи на балюстраде крыши. Размеры порталов, дверей и окон стали превышать всякие разумные границы. Фронтоны и наличники приобрели богатые украшения в виде причудливых завитков, картушей, гирлянд из листьев, трав и человеческих фигур. От спокойной ясности ренессанса, казалось, не осталось и следа.
« Для барокко характерна сложность не только архитектурной пластики, но и пространственных построений. Если в Ренессансе планы помещений имеют четкую геометрическую форму – круг, квадрат, прямоугольник, то излюбленная форма барокко – овал, дающий некоторую неопределенность общей форме пространственного объема. Часто конфигурация плана очерчена прихотливыми изгибами линий, выпуклостями и вогнутостями стен, усложнена дополнительными примыканиями соседних соподчиненных объемов… В архитектуре барокко возобладали неумеренная декоративность, тяжеловесная роскошь. Причудливые формы, обилие скульптуры, использование насыщенного цвета и позолоты должны были усиливать выразительность архитектуры, производить впечатление богатства и парадности» (А.Ф.Гольдштейн).
Пилястры – плоский вертикальный выступ прямоугольного сечения на поверхности стены или столба. Пилястра имеет те же части (ствол, капитель, база) и пропорции, что и колонна; служит для членения плоскости стены.
Картуши – украшение в виде щита или полуразвернутого свитка, на котором изображены герб, эмблема, надпись
Фронтон - завершение (обычно треугольное) фасада здания, портика, колоннады, ограниченное двумя скатами крыши по бокам и карнизом у основания.
Слайд 4
Шедевры итальянского барокко. Лоренцо Бернини
Характерные черты итальяноского барокко нашли наиболее яркое воплощение в
творчестве двух зодчих, создавших целую эпоху в развитии архитектуры, - Франческо Борромини и Лоренцо Бернини.
В создании криволинейных, изгибающихся поверхностей и прихотливых геометрических сочетаний Франческо Борромини не знал равных. Церковь Сант Аньезе на площади Навона в Риме – одно из лучших творений архитектора. Плавно изгибающийся фасад церкви украшает величественный купол, помещенный на высоком барабане. Стены церкви как будто растворяются в игре светотени, в выступах и проемах.
Франческо Барромини. Церковь Сант Аньезе. 1653 г. Рим.
Слайд 5
Борромини по возможности избегает прямых линий — вертикальных
или горизонтальных, а также прямых углов. Предпочтение отдается сложным
изогнутым планам
Франческо Борромини Церковь Сан-Карло алле Куатро Фонтане, (1634-67, Сант-Иво, 1642-60, в Риме).
Слайд 6
Не менее эффективен и интерьер собора, отличающийся изощренностью
лепных украшений, многокрасочностью декоративных росписей, цветных мраморных колонн.
Франческо Борромини.
Церковь Сан-Карло алле Куатро Фонтане, (1634-1667, Сант-Иво, 1642-1660, в Риме).
Слайд 7
Франческо Борромини Церковь Сан-Карло алле Куатро Фонтане, (1634-1667,
Сант-Иво, 1642-1660, в Риме). Фрагмент, фасад.
Слайд 8
Главным архитектурным творением
Лоренцо Бернини стало оформление площади перед собором Святого Петра.
Архитектору предстояло решить сразу несколько задач: создать торжественный подход к главному храму католического мира, добиться впечатления единства площади и собора. Пространство перед храмом он превратил в единый ансамбль из двух площадей. Первая - в форме трапеции, а вторая в излюбленной форме барокко – овале. Она обращена к городу и обрамлена величественной колоннадой, которая легко и изящно охватывала площадь.
Слайд 9
Лоренцо Бернини. Рим. Фонтан Нептуна на площади Навона.
Слайд 10
Лоренцо Бернини. Фонтан Четырех рек на площади Навона.
1648-1651.
Аллегорические фигуры изображают самые
большие реки континентов — Нил, Дунай, Ганг и Рио-де-ла-Плата (Амазонка тогда была неизвестна). Покрывало на голове Нила символизирует таинственность его истока, который в то время еще не открыли. Расположение фигур фонтана породило легенду о поединке между гениями эпохи барокко — Бернини и Борромини: будто бы Ла Плата Бернини загораживается рукой, чтобы не видеть церковь — «ужасное» творение Борромини. На самом деле фонтан построен гораздо раньше, чем церковный фасад. По проекту Бернини создан и фонтан Мавра, один из двух фонтанов, расположенных по краям площади. Другой фонтан в оригинале состоял лишь из одного бассейна, к которому в конце 19 в. добавили скульптуру — так возник фонтан Нептуна.
Слайд 11
Со 2-й половины 1650-х гг.
Бернини вновь работает в соборе Святого Петра, создает здесь
бронзовую «кафедру св. Петра» (1656-1665), украшенную статуями отцов Церкви и ангелов,
Слайд 12
«Дивное узорочье» московского барокко
Стремление к парадности и богатству внешнего убранства архитектурных сооружений
было чрезвычайно характерно для России. «Дивное узорочье» стало лейтмотивом русского зодчества конца XVII – началаXVIII в. Для архитектуры этого времени характерно сочетание национальных традиций, в особенности деревянного зодчества, с лучшими достижениями западноевропейского барокко. Наиболее ярко и самобытно черты русского барокко проявились в так называемом нарышкинском, или московском, стиле. Свое название он получил благодаря заказчикам строительства, в числе которых были Нарышкины – родственники Петра I. По их инициативе в Москве было возведено немало красивых и нарядных зданий – дворцов, церквей, беседок и парковых павильонов.
Слайд 13
Церковь Покрова в Филях.
1693-1694. Москва.
Блестящим образцом нарышкинского
барокко является церковь Покрова в Филях. Она стоит на
невысоком холме, над речным берегом, повторяя себя причудливым отражением в воде. Храм имеет высокий и просторный подклет (ПОДКЛЕТ, в русской каменной и деревянной архитектуре нижний этаж жилого дома или храма, обычно имеющий служебно-хозяйственное назначение),на арках которого расположена терраса с тремя плавными лестничными маршами. Главный объем здания окружен полукруглыми пределами, каждый из которых увенчан золотой главой. Переход от четверика к восьмерику выполнен настолько плавно и умело, что зритель не сразу замечает смену архитектурных членений. Карниз и резные белокаменные украшения естественно продолжают тройные капители угловых колонок.
Слайд 14
К уникальным сооружениям московского барокко следует отнести и
церковь Троицы в Никитниках, построенную по заказу купца Григория
Никитникова – выходца из Ярославля. Храм, поставленный на высоком холме в центре города, господствовал над окружающей застройкой, выделяясь сложностью силуэта. Яркая раскраска фасадов, сочная пластика белокаменного и кирпичного декора, многоцветные изразцы вместе с живописной асимметрией композиции привлекли к себе внимание горожан.
Церковь Троицы в Никитниках. 1631-1634 гг. Москва.
Слайд 15
Церковь Троицы в Никитниках. 1631-1634 гг. Москва.
Плоскость стены почти исчезла за обилием карнизов, пилястр,
полуколонн, наличников и порталов. Храм венчали декоративное пятиглавие и три ряда кокошников, придающих особую праздничную торжественность.
Слайд 16
Церковь Знамения Богородицы в Дубровицах считается вершиной московского
барокко. Полукружия стен завершаются треугольным резным фронтоном, украшенным колонками
и волютами. Восьмигранная трехъярусная башня превращена в каменное кружево. Церковь увенчана куполом с ажурной позолоченной короной и сквозным крестом.
Церковь Знамения Богородицы в Дубровицах. 1690-1704. Москва.
Слайд 17
Церковь Знамения Богородицы в Дубровицах. 1690-1704. Москва.
Слайд 18
Церковь Знамения Богородицы в Дубровицах. 1690-1704.
Москва.
Слайд 19
Церковь Николы в Хамовниках. XVII
в. Москва.
Церковь во имя святителя Николая, возведена в одном
из истинно московских старинных местностей: здесь в XVII в. на заливных лугах поселили хамовников – дворцовых ткачей, которые и дали название округе. Они и построили этот необычный по покраске храм. Для усиления колокольного звона она прорезана рядами проемов, так называемых слухов. Здание церкви – характерный тип посадского храма, один из ярких и превосходно сохранившихся образцов «нарышкинского барокко»
Слайд 20
Церковь Николы в Хамовниках. XVII в. Москва.
Слайд 21
Церковь Николы
в Хамовниках. XVII в. Москва.
Слайд 22
Архитектурные творения В.В.Растрелли
В
середине XVIII столетия искусство барокко в России достигло наивысшего
расцвета. Развивая лучшие национальные традиции, архитекторы все чаще обращались к европейскому художественному наследию. Пышная архитектура барокко распространялась по всей России. Самые яркие творения зодчества были сосредоточены в новой столице Российского государства – в Санкт-Петербурге.
Значительный вклад в развитие национальной архитектуры внес Варфоломей Варфоломеевич (Бартоломео Франческо) Растрелли (1700-1771) – сын скульптора Б.К.Растрелли, итальянец по происхождению, родившийся во Франции. Получив образование за границей, он затем работал только в России, ставшей его второй родиной.
Все что было им построено в России, вызывало восхищение и восторженные оценки современников. Поэт А.Д.Кантемир (1708-1744) писал о творениях выдающегося зодчего:
«Граф Растрелли… искусный архитектор. Инвенции его в украшении великолепны, вид здания его казист, одним словом, может увеселиться око в том, что он построил».
Слайд 23
В.В. Растрелли. Портрет.
Творчество Растрелли составило целую эпоху русской архитектуры —
«елизаветинское барокко».
Слайд 24
Лучшие произведения Растрелли – Андреевская церковь в Киеве,
дворцы в пригородах Санкт-Петербурга – Петергофе и Царском Селе,
дворцы Строганова и Воронцова, собор Смольного монастыря и Зимний дворец в Санкт-Петербурге.
В.В.Растрелли. Андреевская церковь. 1749-1759 гг. Киев.
Слайд 25
Собор Смольного монастыря был заказан мастеру императрицей Елизаветой
Петровной. Традиционное русское пятиглавие, воплощенное в вычурных формах барокко,
здесь органично сливалось с основным объемом здания. Средняя глава собора представляет собой высокий двусветный купол, увенчанный луковичной главкой на световом барабане. Четыре угла в виде высоких двухэтажных башен, почти вплотную прижатые к центральному куполу, придают пятиглавию удивительную монолитность и мощь. Уже после смерти Растрелли другой выдающийся архитектор – представитель раннего классицизма Джакомо Кваренги – всякий раз проходя мимо Смольного собора почтительно снимал шляпу и восклицал: «Вот это церковь!»
В.В.Растрелли. Собор Смольного монастыря. 1748-1760 гг. Санкт –Петербург.
Слайд 26
Самое блестящее творение Растрелли,
украшающее центр города на Неве, - Зимний дворец, в
котором в наше время расположен всемирно известный художественный музей Эрмитаж. Архитектура Зимнего дворца – это настоящий гимн эпохе русского барокко. Фасад, выходящий на набережную Невы, был рассчитан на обозрение издали. Фасад, выходящий к Адмиралтейству, ориентирован на парадную Дворцовую площадь, обращенную к городу. Дворец имел более 1050 помещений и комнат, 1886 дверей, 1945 окон и 177 лестниц. Общая протяженность фасадов дворца составляет 210 м!
Слайд 27
В.В.Растрелли. Посольская лестница в Зимнем дворце. 1754 –
1762 гг. Санкт-Петербург.
Главный подъезд был
расположен в северном корпусе: к нему торжественно подъезжали кареты императрицы и ее гостей. Через огромную галерею они поднимались по ослепительно прекрасной Посольской лестнице с верхней площадки которой открывался вход в парадные залы дворца.
Слайд 28
В.В.Растрелли. Екатерининский дворец. (Главный вход).
Слайд 29
В.В.Растрелли. Екатерининский дворец. (Фасад)