Слайд 2
Спасо-Преображенский собор. Чернигов. Около 1036, перестроен в 17-18 вв.
Слайд 3
Пятницкая церковь в Чернигове (12-13 вв.) перед окончанием реставрационных
работ. Архитектор-реставратор П. Д. Барановский.
Слайд 4
Чернигов. Борисоглебский собор. 12 в. построен князем Давидом —
Глебом Святославичем на остатках каменного сооружения 11 в. Сохранились
Царские врата (18 в.), сооруженные по приказу гетмана И. Мазепы с изображением князей Бориса и Глеба. В соборе похоронен первый ректор Киево-Могилянской коллегии архиепископ Л. Баранович (1620-1693).
Слайд 5 Мозаика- изображение, выполненное из цветных камней, керамических плиток,
крепящихся на слое цемента или мастики. Фреска – живопись водяными
красками по свеженаложенной штукатурке. Оранта - молящаяся. «Нерушимой стеной» называли это изображение киевляне.
Слайд 6
Софийский собор. Киев. Собор Св. Софии. Выдающийся памятник древнерусской
архитектуры 11 в. 13-главый крестово-купольный храм, заложенный в 1037,
В конце 17 — начале 18 вв. собор был перестроен и приобрел черты украинского барокко. В интерьере сохранились мозаики и фрески 11 в. Живописное украшение храма в целом следовало византийским образцам. Характерно необычное для Византии сочетание в Софии Киевской мозаики и фрески.
Слайд 7
Собор святой Софии в Киеве. 1037. Реконструкция.
Слайд 8 Богоматерь Оранта. Мозаика в апсиде собора святой Софии
в Киеве. 1037-1050. Одним из центральных в храме святой
Софии является мозаичное изображение Богоматери в виде оранты — фигуры с высоко поднятыми руками. Этот образ прежде всего привлекает внимание входящего в храм. Спокойный и торжественный лик Богоматери, жест поднятых рук воспринимаются как олицетворение заступничества и защиты.