Слайд 2
В годы Великой Отечественной Войны деятели искусства: и
художники, музыканты и поэты, продолжали творить. В эпоху войны
созданы великие произведения , которые превратили искусство в оружие против врага - не менее опасное, чем настоящее, пробуждая в советских людях патриотизм и воинский дух.
Слайд 3
Великая отечественная война явилась
суровым испытанием для народа нашей страны. С первых дней
его героической борьбы против фашистских захватчиков наши художники полностью отдали себя и своё творчество делу борьбы против врага. Многие из них вместе с армией прошли от Бреста до Москвы и берегов Волги и обратно от Москвы до Берлина, Праги, Белграда.
Активной была деятельность советских художников, вместе со всем народом вставших на защиту Отечества: выезды на фронт, сотрудничество во фронтовых газетах, редакциях, участие в выставках антивоенной направленности.
1941
1945
22 июня
9 мая
Слайд 5
Агитационно-массовое
искусство. Плакат
На первое место
в годы Отечественной войны выходит агитационно-массовое искусство: плакат, карикатура
и графика, имевшие огромное распространение на фронтах и в тылу.
Кукрыниксы
Плакат, посвященный нападению Германии на СССР.
24 июня 1941г.
Слайд 6
Плакат — жанр универсальный. Но плакаты
Великой Отечественной Войны
это больше чем жанр, это —
летопись, предопределившая Великую Побед
у великой нации над фашизмом.
Кукрыниксы и окна РОСТа
Псевдоним «Кукрыниксы» составлен из первых слогов
фамилий
Куприянова и Крылова, Николая Соколова.
Слайд 8
Карикатура
(итал. caricatura, от caricare - нагружать, преувеличивать),
способ художественной типизации, использование средств шаржа и гротеска для
критически целенаправленного, тенденциозного преувеличения и подчёркивания отрицательных сторон жизненных явлений или лиц; сатирическое или юмористическое изображение, дающее критическую оценку каким-либо определённым общественно-политическим и бытовым явлениям или конкретным лицам и событиям.
Слайд 9
Кукрыниксы.
«Долг платежом красен»
Кукрыниксы.
«Клещи в клещи»
Слайд 10
На второй день после начала войны, одновременно с
песней-клятвой А.В.Александрова и И.В.Лебедева-Кумача «Священная война» появился плакат, написанный
в жанре сатирической графики «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!» Авторы – творческий союз трех художников – Кукрыниксов. Название этого творческого союза произошло от первых букв фамилий художников: М.Куприянов, П.Крылов и Н.Соколов.
В чем сатира плакатов, написанных в жанре сатирической графики? Образы врагов изображены карикатурно. Художники их высмеивают, изображают трусливыми, жалкими, ничтожными.
Разорвав пакт о ненападении на СССР и сбросив маску, Гитлер тянется костлявой лапой к СССР, но красноармеец накалывает его на штык, как паука на булавку.
Это был первый плакат, появившийся в первые дни войны на улицах Москвы. В течение нескольких дней этот плакат стал известным во всей нашей стране, а еще через неделю – и всему миру. Его переиздавали в Англии, США, Китае, Иране, Мексике, печатали в журналах, газетах, клеили на улицах, и везде он вызывал веру в Победу.
Слайд 11
Образ великого прошлого воспет и в картине Кукрыниксов
«Бегство фашистов из Новгорода», где отступающие варвары поджигают Новгородский
детинец, а на снегу разбросаны фигуры распиленного захватчиками памятника «Тысячелетию России». В грозной и величавой красоте монументального храма Святой Софии, кажется, воплотилась идея неотвратимого исторического возмездия захватчикам.
Слайд 12
Тоидзе И.М. 1941 г.
Родина-мать зовет!
По собственному признанию
художника, идея создания собирательного образа матери, призывающей на помощь
своих сыновей, пришла ему в голову совершенно случайно. Услышав первое сообщение Совинформбюро о нападении фашистской Германии на СССР, супруга Тоидзе вбежала к нему в мастерскую с криком «Война!». Поражённый выражением её лица, художник приказал жене замереть и тут же принялся делать наброски будущего шедевра[1.
Слайд 13
По воспоминаниям сына Тоидзе, художник любил творчество Андрея
Белого, у которого есть строки: «Позволь же, о родина-мать,
в сырое, пустое раздолье, в раздолье твоё прорыдать…» Возможно, именно они послужили основой содержания плаката[2]. Существует предположение, что дальняя рука женщины скопирована с французского агитационного плаката времен Первой мировой войны[3].[неавторитетный источник?]
Образ «Родины-матери» в дальнейшем стал одним из самых распространённых образов советской пропаганды. Известны многочисленные интерпретации образа и пародии на этот плакат в изобразительном искусстве, скульптуре, народном творчестве, рекламе.
Ираклий Моисеевич Тоидзе
Слайд 14
Автор плаката «Родина-мать зовет!» известный советский художник Ираклий
Моисеевич Тоидзе через много лет после окончания Великой Отечественной
войны рассказывал историю, услышанную от знакомого ему фронтовика.
Наши войска обороняли город от превосходящих сил противника. И, как это довольно часто бывало в первые месяцы войны, город отстоять не удалось. Когда бойцы покидали его, один солдат, увидев на стене полуразрушенного дома плакат, воскликнул: «А как же мама моя?!». Он отстал от товарищей, снял плакат со стены, аккуратно сложил его и, сунув под гимнастерку, бросился догонять свое подразделение. И тут вражеская пуля достала его.
Случай этот весьма символический: он говорит об огромном эмоциональном воздействии, которое плакат оказывал на фронтовиков. Представляется, что влияние на людей этого произведения и еще, пожалуй, песни «Священная война» было намного сильнее, чем беседы политруков на тему, зачем и почему надо защищать Родину…
Слайд 16
Плакаты 1941
Мухин Б.
Климашкин В.
Слайд 17
В. Б. Корецкий в плакате «Воин Красной Армии,
спаси!» (1942) поместил на черном глухом фоне документально портретную
группу матери с ребенком, на которых направлен окровавленный штык со свастикой. Решение этого плаката, полное гнева к фашистским захватчикам, мобилизовывало нравственную волю советских бойцов.
Слайд 18
Вместе с мастерами полиграфического плаката — В. С.
Ивановым, А. А. Кокорекиным, Л. Ф. Головановым, В. Н.
Дени, Н. Н. Жуковым и другими — самоотверженно трудились художники плаката рисованного, возродившие в первые дни войны боевую традицию «Окон РОСТА».
Разящим оружием сатиры сражались с врагом ленинградские художники «Боевого карандаша»— В. А. Серов, В, И. Курдов Н. А. Тырса, Г. С. и О. Г. Верейские Г. Н. Петров, И. С. Астапов и другие.
Слайд 19
Плакаты времён оккупации
Д. Шмаринов. 1942
В.Пинжук. 1942
Д. Шмаринов
Слайд 20
За годы войны было создано очень много плакатов.
Главные их герои – солдат, отдающий жизнь в борьбе,
партизан в тылу врага, рабочий-тыловик, мать с ребенком – все они призвали к защите Родины. Даже названия и надписи говорили сами за себя.
Слайд 22
Фронтовые зарисовки.
На самых трудных участках
Отечественной войны находились советские художники, выпускавшие плакаты, оформлявшие листовки
и фронтовые газеты, делавшие большое количество зарисовок. Всё это и сегодня представляет большую художественную, культурную, историческую ценность. Художники внимательно всматривались в тяжелые будни жизни на фронте, в тылу, в партизанских лесах, подмечая скромный, не бросающийся в глаза подвиг выносливости, жизнестойкости, человечности
Пахомов А.
«На Неву за водой»
Слайд 23
Признанными мастерами фронтового рисунка стали военные художники Студии
имени М. Б. Грекова: Н. Н. Жуков, А. В.
Кокорин, В. С. Климашин, В. В. Богаткин, П. Я. Кирпичев, И. А. Лукомский. Фронтовые зарисовки складывались в авторские тематические серии. Таковы «Севастополь» Л. В. Сойфертиса, «Ленинград в дни блокады» С. С. Боима, «Сталинград» Е. А. Кибрика, «По дорогам войны» В. И. Курдова, «Берлин» Д. К, Мочальского. В 1942 — 1946 гг. О. Г. Верейский создал получившие всеобщую известность иллюстрации к поэме А. Т. Твардовского «Василий Теркин».
Слайд 24
Художники вели на войне боевые дневники, накапливали и
осмысливали впечатления, у них рождались замыслы обобщающих работ. Так
по велению сердца творилась правдивая художественная летопись Великой Отечественной. Правдой и конкретностью лично пережитого захватывают даже самые скромные зарисовки из огромного военного «архива» тем сюжетов и образов.
Изображая ужасы фашистской оккупации, советские художники выражали непримиримую, священную ненависть к врагу, который топчет нашу землю. В полных драматизма листах графической серии «Не забудем, не простим!» (1942) Д. А. Шмаринов повествует о необъятности горя и страданий, выпавших на долю населения оккупированных районов, о несломленности духа народа.
Слайд 25
Яркий художественный документ героической обороны Ленинграда—полотно Я. Д.
Ромаса «Зимние залпы Балтики» (1942). Основой его решения стали
материалы графической серии, созданной автором на кораблях сражающегося Балтийского флота. Композиция полотна строится на выразительном контрасте морозного безмолвия, окутывающего заваленный снегом, погруженный в ночь, кажущийся нежилым город, и слепящего огня вмерзших в невский лед боевых кораблей, залпы которых сотрясают и озаряют город, ассоциируясь с непрестанным биением его живого гневного сердца.
Слайд 26
Д.Шмаринов. «Не забудем, не простим»
Слайд 27
Герой боев за Берлин Трайдуков.
Климашин. В. С.
1945
«Ласковые руки» Климашин. В. С.
Слайд 29
Н. Жуков
«Подвиг Александра Матросова»
Гармонь.
Верейский О.Г. 1943
Слайд 30
Щербаков Б.
Портрет лейтенанта С. Н. Танюшина.
1943
Лукомский А.
Гвардии майор Морозов.
1943
Слайд 31
Пименов Ю.
«У решетки»
1942
Пименов Ю.
«Сбитый фашистский самолет.
Северо-Западный фронт.»
1943
Слайд 32
Харшак А.
«За что?» (Раненый ребенок)
1942
Слайд 33
Ефимов Борис Ефимович
Ефимов Борис Ефимович (наст. фам.
Фридлянд р. 1900г.), российский график, народный художник СССР (1967),
действительный член Академии художеств (1975), Герой Социалистического труда (1990). Брат М.Е. Кольцова. Автор злободневных политических карикатур. Лауреат Государственных премий СССР (1950, 1951, 1972).
С 1922 сотрудничал в газетах «Правда», «Известия», журнале «Крокодил». С 1966 был главным редактором творческо- производственного объединения «Агитплакат». Рисунки и карикатуры Бориса Ефимова изданы в многочисленных альбомах. В 2000 вышла его книга мемуаров «Десять десятилетий».
Слайд 34
Художник Борис Ефимов работал в жанре сатирической графики.
Его первые карикатуры появились еще после революции и 50
лет высмеивали врагов советского Союза. В годы Великой Отечественной войны Ефимову не изменило чувство юмора. Чего стоит рисунок 1942 года «В партизанском крае. Ловля на живца», изображающий жадного гитлеровского солдата, который в погоне за жирной свиньей попадает на мушку к партизану.
Слайд 35
Борис Иванович Пророков
ПРОРОКОВ Борис Иванович (1911— 1972), российский
график, народный художник СССР (1971), член-корреспондент Академии художеств СССР(1954).
В 1930-х сотрудничал в газет "Комсомольская правда", журналах "Смена" и "Крокодил", в Великую Отечественную войну — во фронтовой печати. Серии остропублицистических, экспрессивных рисунков ("За мир", 1950; "Это не должно повториться!", 195В—1959). Ленинская премия (1961), Государственные премии СССР (1950,1952).
Художник-график Борис Иванович Пророков прошел всю войну с первого дня и до последнего. Он был пехотинцем, сапером, военным моряком. Участвовал в обороне Ленинграда, в десантной операции на Балтике и Черном море. Получил две тяжелые контузии. В годы Великой Отечественной войны работал во фронтовой газете и сделал очень много зарисовок.
Слайд 36
После войны по зарисовкам Пророков создавал свои рисунки.
Рисовал он чаще всего карандашом и черной тушью. У
него нет больших картин, но есть серии рисунков, объединенных общим заголовком, например, серия «Это не должно повториться!» За эту серию художнику была присуждена Ленинская премия. Борис Иванович о своей серии сказал так: «Рисунки серии напоминают о кошмаре войны не для того, чтобы войной пугать, а для того, чтобы мобилизовать на борьбу с ней! Это было и остается главной моей задачей художника-пропагандиста и в мирное время». В этих словах Пророкова и заключается главная задача художников во время войны – «мобилизовать на борьбу с войной!»
Слайд 38
Монументальные произведения
Несмотря на тяжелые условия войны, продолжала активно
развиваться в это время выставочная деятельность. За годы войны
было проведено много художественных выставок, на которых художники представляли свои картины, этюды, рисунки. Работы свидетельствовали о стремления мастеров искусства поставить своё творчество на службу защиты Родины. Многие произведения, сделанные в годы ВОВ заняли почётное место в истории советского искусства.
Впечатляет суровый городской пейзаж А.Дейнеки «Окраина Москвы. Ноябрь 1941 года»: в домах с пустыми глазницами окон , словно застывших в тревожном ожидании, в жестоком колючем ритме противотанковых надолб, в мчащемся по опустевшим улицам грузовике удивительно точно передана атмосфера прифронтового города, подготовившегося к защите и смертельной схватке. Полотно Дейнеки «Оборона Севастополя»(1942) воспринимается и ныне как воплощение героизма Советской Армии в Отечественной войне: в сюжетном эпизоде одного города передан масштаб сражений и дух советского народа, проявленный в борьбе с фашистами.
Слайд 39
Дейнека А.
«Окраина Москвы. Ноябрь 1941 года»
Слайд 40
ДЕЙНЕКА Александр Александрович
ДЕЙНЕКА Александр Александрович (1899—1969), российский живописец
и график, народный художник СССР (1963), действительный член Академии
художеств СССР (1947), Герой Социалистического Труда (1969), лауреат Ленинской премии (1964). Автор монументальных по формам, динамичных по композиции произведений на темы патриотической героики, труда, спорта ("Оборона Петрограда" 1928; "Будущие летчики", 1938; "Оборона Севастополя", 1942; "Хорошее утро", 1959—1960; панно, росписи в общественных интерьерах).
Героический образ создает в своей монументальной картине «Оборона Севастополя» художник А.А.Дейнека.(1942г.) Оборона Севастополя продолжалась в течение 8 месяцев – с 30 октября 1941 года по 4 июля 1942 года. Фашистская армия насчитывала 200 тыс. человек, танки, самолеты, артиллерия, корабли наносили удары и с воздуха, и с моря. Фашисты блокировали город с моря, и когда вошли в Севастополь, в июне, то защитники по приказу Ставки Верховного главнокомандующего отошли к бухтам. Некоторой части удалось спастись на катерах и других мелких судах, другие ушли в горы к партизанам. Оставшиеся на берегу защитники города (около 5500 человек), имевшие только стрелковое оружие, самоотверженно отражали атаки противника, пока не кончились боеприпасы, продовольствие и питьевая вода.
Слайд 41
Дейнека А.
«Оборона Севастополя»
1942
Слайд 42
Этот момент и изобразил художник в своей картине:
моряки, морские десантники идут в штыковую атаку. На фоне
дымного, закопченного неба, темно-синей воды моря, руин домов – гневная, мощная и светлая фигура советского матроса с непокрытой головой. В яростном порыве он бросает связку гранат, а у его ног – распластанное тело поверженного фашиста. В протянутых руках убитого словно застыла мольба о пощаде. Все это говорит о том, что враг будет побежден. Художник четко прорисовал жесты, мимику лиц моряков, а группа фашистов дана безликой, сплошной массой. Моряки показаны в светлой форме, фашисты - в темной. Этот цветовой контраст олицетворяет извечную борьбу светлых сил с темными.
Город Севастополь был освобожден от фашистов в 1944году, а за героическую оборону ему было присвоено звание города-героя.
Слайд 43
«Мать партизана»(1943) Герасимова С. Можно отнести к самым
лучшим произведениям советской живописи. Художник патетическими средствами показал в
нём величие и душевную красоту русской женщины-матери, выразившей всем своим существом превосходство над фашистским офицером, пытающимся вырвать у неё признание и обнаруживающим своё бессилие и бешенную злобу перед простой крестьянкой, олицетворяющей весь советский народ. Герасимов в этой картине добился чрезвычайно высокого уровня художественного мастерства. Суровый колорит и весь композиционный строй картины замечательно выражают героизм советского народа.
В картине А. Пластова «Фашист пролетел»(1942) с большой силой отразилось обострённоё чувство преданности Родине, беспредельная любовь к её природе и людям, ненависть к врагу и войне. Резким диссонансом к мирной мягкой природе звучит тема войны и смерти.
Слайд 44
Герасимов С.
«Мать партизана»
1943
Слайд 45
Пластов А.
«Фашист пролетел»
1942
Слайд 46
Кукрыниксы
«Бегство фашистов из Новгорода»
1944-1946
Слайд 47
Грозно-современный образ древнерусского князя-воина, возглавлявшего новгородскую дружину, создал
в монументальном полотне «Александр Невский» (1942—1943) П.Д.Корин. Закованный в
броню, опираясь на тяжелый меч, герой русской истории словно говорит своим потомкам, сражающимся с фашистской ордой: «Но если кто с мечом к нам войдет, от меча и погибнет. На том стоит и стоять будет земля русская».
Слайд 48
ЮОН Константин Федорович
ЮОН Константин Федорович (1875— 1958), российский
живописец, народный художник СССР (1950), действительный член Академии художеств
СССР (1947). Член Союза русских художников. Жизнерадостные пленэрные пейзажи ("Мартовское солнце", 1915), жанрово-пейзажные и тематические картины ("Утро индустриальной Москвы", 1949). Театральный художник. Государственная премии СССР (1943).
Слайд 49
В 1942 году получила легендарную известность картина Константина
Федоровича Юона о событии еще более легендарном – военном
параде 7 ноября 1941 года на Красной площади в Москве. Парад состоялся в честь 24-й годовщины Великой октябрьской социалистической революции. Проходил парад в условиях, когда советские войска вели тяжелые оборонительные бои с фашистами, которые находились в70-100 км от столицы. По Красной площади торжественно, под звуки марша военного оркестра, мерным, чеканным шагом, стройными рядами прошли войска. Сначала курсанты военных училищ, затем стрелковые дивизии, кавалерия, артиллерийский полк, зенитный полк, танковый батальон. Из-за снегопада авиация в параде участия не принимала.
В твердой поступи войск – сила, уверенность в победе над врагом. Этот парад, единственный в истории всех войн, проходивший в таких тяжелых условиях, оказал огромное влияние на моральный и боевой дух советских воинов и народа. Часть войск прямо с парада направлялась на фронт с верой в Победу.
Слайд 50
НЕПРИНЦЕВ Юрий Михайлович
НЕПРИНЦЕВ Юрий Михайлович (р. 1909). российский
живописец и график, народный художник СССР (1965), действительный член
Академии художеств СССР (1970). Выразительные жанровые картины ("Отдых после боя", 1951) и драматические офорты (серия "Ленинградцы" 1960—1967). посвященные Великой Отечественной войне. Государственная премия СССР (1952).
Ю.М. Непринцев ушел на войну добровольцем, в минуты затишья рисовал своих боевых товарищей. Среди которых и был вот такой простой, русский солдат, сумевший сохранить доброту и юмор, несмотря на тяготы войны. Все решили, что на картине изображен Василий Теркин, герой поэмы А.Твардовского. Но это не было иллюстрацией к поэме. Ведь, наверное, в каждом взводе был такой весельчак и балагур.
Жить без пищи можно сутки,
Можно больше, но порой
На войне одной минутки
Не прожить без прибаутки,
Шутки самой немудрой.
А.Твардовский.
Слайд 51
На картине изображены и танкисты в шлемах, и
разведчики в белых маскхалатах, и стрелки. Сколько различных характеров!
Одни уже пообедали, это самые активные слушатели. Другие только что возвратились с передовой, а пожилой боец – ротный «папаша» - неторопливо хлебает солдатские щи, но тоже слушает краем уха. О каждом с любовью рассказывает художник в картине. Яркое пятно, которое тоже привлекает внимание к главному герою, - это красный кисет в руках у Теркина.
Слайд 52
Фронтовые кинооператоры Великой Отечественной войны -
летописцы, хроникёры
войны. От них требовалась особая выдержка, хладнокровие, смелость, поскольку
снимали зачастую в самых горячих местах: в наступлении, на плацдармах, в партизанских отрядах. Фронтовые операторы не стреляли без необходимости и не бросали гранат, но находились на передовой вместе с солдатами, работали обычно парами. Использовали кинокамеры «Аймо» и советские аналоги «КС-4» и «КС-5».
Аймо (англ. Eyemo), другое название «Белл-Хауэлл» модель 71
Слайд 53
Спустя три недели после начала войны на важнейших
участках фронта работало около 20 киногрупп, насчитывавших более 80
кинооператоров.
Во время Великой Отечественной вместе с солдатами, уходящими в бой, нередко шли и фронтовые кинооператоры. Казначеев вел съёмки ожесточенных боев на Малой земле под Новороссийском.
Июнь 1941 года. Кинооператоры отправляются на фронт.
Александр Казначеев среди коллег операторов и режиссеров.
Слайд 54
Всего в годы войны было 258 фронтовых операторов,
многие из которых погибли в войну: почти каждый был
ранен, каждый второй тяжело ранен, каждый четвёртый убит. В настоящее время живы только двое: Семен Школьников (Таллин) и Борис Соколов (Москва).
Снимая, оператор не был сторонним наблюдателем. Так, например, переброшенный с одним оператором в авиационную часть под Полтаву, Школьников снимал линию фронта с самолета Ил-2. На этой машине он мог сидеть только в кабине стрелка-радиста, прикрытый плексигласом. Когда фашистский самолет подходил к хвосту, пришлось стрелять из пулемета.
Школьников Семён Семёнович
14 января 1918 года (Артёмовск, Донецкой области).
Оператор, режиссёр.
Народный артист Эстонской ССР (1978).
Слайд 55
Из фронтового дневника Николая Киселёва:
25 апреля. Снимал штурм
Берлина. Только изготовился к съёмке — вижу к передовой
идет мальчик с пустым ведром. Просит немножко воды для больной матери. Отдали всю, хотя в Берлине с водой очень плохо. Попросили мальчика проводить поближе к передовой. Через сгоревшие магазины он провел нас вплотную к баррикаде. Никогда еще с такого близкого расстояния не снимал остервенелого вооруженного врага…
26 апреля. Снимал обстрел центра Берлина. Во время съёмки в гаубицу крупного калибра попала вражеская мина. С горечью в душе снял убитых артиллеристов.
3 мая. Съёмки у Бранденбургских ворот. Всеобщее ликование. Встретили американских кинооператоров. Снимал опознанный труп Геббельса.
Слайд 59
У. Черчиль в личном и секретном послании И.
Сталину от 28 марта 1943 года отметил: «Вчера вечером
я видел фильм „Сталинград“. Он прямо-таки грандиозен и произведёт самое волнующее впечатление на наш народ.»
Этой «бандурой» оператор Василий Соловьев снимал в тяжелейших условиях сражения за Москву. И ведь не унывал!
Слайд 60
В первых числах декабря 1941 года
в селе
Петрищеве, близ города Вереи,
немцы казнили восемнадцатилетнюю
комсомолку, назвавшую
себя Татьяной.
Она оказалась московской школьницей
Зоей Космодемьянской.
(Из газет)
«Зоя» - невыдуманная поэма. Я писала её в сорок втором году, через несколько месяцев после гибели Зои, по горячему следу её короткой жизни и героической смерти. Когда пишешь о том, что было на самом деле, первое условие работы - верность истине, верность времени, и «Зоя», в сущности, стала поэмой и о моей юности, о нашей юности. Я писала в поэме обо всём, чем жили мы, когда воевали с немецким фашизмом, обо всём, что было для нас в те годы важно. И как трагической осенью сорок первого года, вечером Октябрьской годовщины, слушала вся страна речь Сталина из осаждённой Москвы. Эта речь означала тогда очень много, так же как и ответ Зои на допросе: «Сталин на посту».
М.АЛИГЕР «ЗОЯ»
Слайд 61
О.БЕРГГОЛЬЦ
«Памяти защитников»
«Февральский дневник»
«Ленинградская поэма»
Слайд 64
Музыка в годы Великой Отечественной Войны
Слайд 65
«Священная война»
Александр
Васильевич
Александров
Василий Иванович Лебедев - Кумач
Слайд 66
А.В. Александров писал в своей статье «Как
вошла в мою жизнь композитора Отечественная война»:
«Внезапное
нападение вероломного врага на нашу Родину вызвало во мне, как и во всех советских людях, чувство возмущения и гнева.
… но у меня всё - таки оказалось могучее оружие в руках, это - песня, которая так же может разить врага. Как и любое оружие…»
Слайд 68
Музыка Шостаковича -
это мир глубоких
мыслей…
это гимн человеку…
это протест против жестокости…
это исповедь художника…
это летопись нашей жизни…
Слайд 69
«Час тому назад я закончил партитуру двух частей
большого симфонического сочинения. Если… удастся закончить третью и четвертую
части, то тогда можно будет назвать это сочинение «Седьмой симфонией».
Слайд 70
Д.Д. Шостакович
Симфония
№7
«Ленинградская»
1 часть «Нашествие».
2 часть «Человек и война».
3 часть «Родина в годину испытаний».
4 часть «Через борьбу – к победе».
Слайд 76
Вывод:
Писатель Виктор Петрович Астафьев сказал: «Что бы
мне хотелось видеть в прозе о войне? Правду! Всю
жестокую, но необходимую правду, для того, чтобы человечество, узнав ее, было благоразумней». Эти слова в полной мере можно отнести и к творчеству художников, живших и работавших в годы Великой Отечественной войны, испытавших на себе все ее тяготы и беды.
Слайд 77
Вопросы и задания
Какие жанры и виды изобразительного искусства
характерны для военного времени?
Какое влияние оказывало творчество карикатуристов и
графиков на народ?
Подумайте над словами Горького А.М.: «Художник – чувствилище своей страны, своего класса, ухо, окно и сердце его; он – голос своей эпохи». Приведите примеры русских и советских художников, в творчестве которых, находили отражения политические и экономические события в стране.