Слайд 2
История создания:
Двухактный балет «Щелкунчик» заказан был Чайковскому дирекцией
императорских театров в начале 1891 года. Вскоре композитором была
получена от Петипа написанная подробная программа «Щелкунчика». А 25 февраля Чайковский уже сообщает в одном из писем, что работает над балетом «изо всей мочи». а в январе-феврале 1892 года к балет был уже готов и полностью инструментован.
Слайд 3
Действие 1. Картина 1. Увертюра.
Музыка увертюры сразу же
вводит слушателя в мир образов «Щелкунчика». Драма разыгрывается среди
детей и кукол. Здесь все миниатюрно, подвижно, наивно-грациозно, все по-детски конкретно, здесь много веселой и лукавой игры и игрушечной механичности. Изложение двух тем и скромно варьированное повторение их (экспозиция и реприза*) — такова лаконичная форма увертюры**, соответствующая общему выразительному, точному и сжатому стилю детских сцен «Щелкунчика».
Слайд 4
Действие 1. Картина 1. Украшение и зажигание елки
Сцена
подготовки к детскому празднику. Хозяева дома и гости украшают
рождественскую елку. Слуги разносят угощение. Все время прибывают новые гости, и оживление усиливается. Бьет девять. При каждом ударе сова на часах хлопает крыльями. Музыка начала сцены передает веселую и уютную атмосферу домашнего праздника. Звучит тема боя часов с таинственными аккордами и причудливыми ходами бас-кларнета. Наконец, елка украшена и освещена. Шумной гурьбой вбегают дети. Они останавливаются, с восторгом любуясь украшениями и ярким светом. Хозяин дома велит играть марш и приступает к раздаче подарков.
Слайд 5
Действие 1. Картина 1. Марш
Шествие юных гостей, получающих
подарки, сопровождается характерной музыкой «детского марша». Здесь, как и
в увертюре, чувствуется миниатюрность и упругая легкость детских движений, наивная серьезность и мальчишеский задор. После раздачи подарков начинаются танцы.
Слайд 6
Действие 1. Картина 1. Появление Дроссельмейстера
В зале появляется
новый гость — советник Дроссельмейер. Он внушает детям страх.
В этот момент снова бьют часы и сова машет крыльями. Дети испуганно жмутся к родителям, но вид игрушек, которые принес гость, постепенно успокаивает их.Таинственный гость велит принести две коробки: из одной он достает большой кочан капусты — это подарок Кларе, из другой — большой пирог, это для Фрица. И дети и взрослые удивленно переглядываются. Дроссельмейер улыбаясь велит поставить перед ним оба подарка. Он заводит механизмы, и к великому удивлению детей из капусты выходит кукла, а из пирога — солдат. Ожившие игрушки танцуют.
Слайд 7
Действие 1. Картина 1. Сцена и танец Гросфатер
Дети
в восторге; Клара и Фриц хотят завладеть новыми игрушками,
но Зильбергауз, опасаясь за целость дорогих подарков, велит унести их. Чтобы утешить детей, Дроссельмейер дарит им новую забавную игрушку — Щелкунчика: этим играть можно. Вальсообразную музыку первой части сцены сменяет грациозная полька, иллюстрирующая игру с новой куклой. Дроссельмейер показывает, как Щелкунчик ловко раскалывает орешки. Новая игрушка особенно нравится Кларе, она чувствует жалость и нежность к неуклюжему Щелкунчику, она хотела бы забрать его и не отдавать никому. Но родители разъясняют, что кукла принадлежит не ей одной. Клара с ужасом смотрит, как Фриц засовывает Щелкунчику в рот большой орех и зубы бедной деревянной куклы с треском ломаются. Фриц со смехом бросает игрушку. Клара поднимает своего любимца и старается утешить его.
Слайд 8
Действие 1. Картина 1. Сражение
Сцена. Война игрушек и
мышей. Солдатик-часовой окликает: «Кто идет?» Не услышав ответа, он
стреляет. Куклы перепуганы. Часовой будит зайцев-барабанщиков, и они бьют тревогу. Появляются пряничные солдаты, которые строятся в ряды. В мышином войске — оживление. Начинается первая битва. Мыши побеждают и жадно поедают пряничных солдатиков. Тогда Щелкунчик, несмотря на раны, поднимается с постели и созывает свою старую гвардию: из ящиков выходят и строятся в правильные каре оловянные солдаты. Во главе вражеского войска становится сам Мышиный король. Начинается второе сражение.
Слайд 9
Действие 1. Картина 2. Еловый лес зимой
Гномы с
факелами выстраиваются под деревьями. Они приветствуют Клару и сопровождающего
ее прекрасного юношу. Звучит музыка светлого Andante, напоминающая по постепенности нарастания звуковой силы и яркости красок эпизод «видения» Клары из предшествующей картины.
Слайд 10
Действие 2. Картина 3. Вальс снежных хлопьев
Падают крупные
хлопья снега. Поднимается вихрь, и снежинки быстро кружатся. Постепенно
метель утихает, свет луны искрится на снегу. В этом эпизоде танцевальность соединяется с яркой картинностью: музыка рисует легкое и немного призрачное в рассеянном свете луны кружение снежинок. Вместе с тем — это и «картина настроения», где выражены тревога и очарование волшебного сна Клары. Замечательна главная, беспокойно мелькающая тема вальса. Средняя часть вальса ярко контрастна. Сумрак тревожной ночи вдруг рассеивается, и звучит чудесное светлое пение детских голосов (хор за сценой).
Слайд 11
Действие 2. Картина 3. Дворец Конфитеринбург
Началу действия предшествует
симфоническое введение. Праздничная музыка переливается радужной игрой красок и
воздушными струящимися пассажами арф и челесты. Развитие этой музыки, все более и более светлеющей и искрящейся, иллюстрирует следующую сцену.
Слайд 12
В сказочном царстве сластей ожидают возвращения принца Щелкунчика
вместе с его избавительницей Кларой. Готовится пышный праздник. Фея
Драже, сопровождающий ее принц Коклюш и свита выходят из сахарного павильона. Феи и различные сласти кланяются ей, серебряные солдатики отдают ей честь. Повелительница фей просит оказать гостям достойный прием.
Слайд 13
Действие 2. Картина 3. Прибытие Маши и
Щелкунчика. Дивертисмент
По реке из розовой воды в золотой ладье
приплывают Клара и принц Щелкунчик. Звучание оркестра создает впечатление сверкающих на солнце водяных струй.
Слайд 14
В программе, которой руководствовался композитор, эта сцена описана
так: «Река розовой воды начинает заметно вздуваться и на
ее бушующей поверхности показывается Клара и благодетельный принц в колеснице из раковины, усеянной каменьями, сверкающей на солнце и влекомой золотыми дельфинами с поднятыми головами.
Они (дельфины) выбрасывают вверх столбы сверкающих струй розовой влаги, падающих вниз и переливающихся всеми цветами радуги».
Слайд 15
Действие 2. Картина 3:
Шоколад: Испанский танец
Кофе: Арабский танец
Чай:
Китайский таней
Трепак: Русский танец
Танец пастушков
Мамаша гигонь и паяцы
Слайд 16
Маленький человек в золотой парче (мажордом) ударяет в
ладоши: появляются 36 танцовщиц и 36 танцовщиков, одетых цветами.
Они несут большой букет, который дарят жениху и невесте. После этого начинается общий большой вальс. «Вальс цветов» наряду со следующим «Pas de deux», является вершиной праздничного дивертисмента «Щелкунчика».
Действие 2. Картина 3. Вальс цветов Па-де-де
Слайд 17
Вальс начинается вступлением с большой виртуозной каденцией арфы.
Главная тема поручена валторнам. Господствуя на протяжении всего вальса
как выражение его основного настроения — пышной и торжественной праздничности,— эта тема служит, однако, лишь первой ступенькой в той лестнице мелодических красот, которую воздвигает здесь фантазия композитора.