Слайд 2
В начале XIX века Россия занималась обустройством и
укреплением своих новых западных границ. Строительство двух новых крепостей
должно было закрыть брешь шириной в 1200 верст между имевшимися крепостями Рига и Киев.
Особое внимание при выборе мест строительства уделялось Динабургу, Рогачеву и Быхову. 14 марта 1810 года, вслед за инженерами на осмотр западной границы выехал генерал-майор инженерного корпуса Карл Иванович Опперман. Ознакомившись с соображениями инженера-поручика Теодора Нарбутта, Опперман стал настаивать на Бобруйске в качестве альтернативы Рогачеву и Быхову.
9 мая судьба Бобруйска была решена.
20 июня 1810 года император Александр I утвердил генеральный план Бобруйской крепости.
Согласно плану Оппермана, от более чем 400-летнего города не должно было остаться ничего кроме основания старого иезуитского костела, перестраиваемого в цейхгауз. Под крепость отводилась вся территория исторически сложившегося города на правом берегу Березины. Жителям предлагалась свободная земля вокруг крепости, где были запроектированы форштадты.
Слайд 3
Для новой крепости требовалась расчистка территории вдоль Березины.
Солдатами были снесены каменные и деревянные жилые дома, католические
и православные церкви, мельницу на реке Бобруйке, часовню, монастырь, один большой и два меньших дворца, средневековую крепость и крепостные сооружения, здание ратуши, торговые лавки и торговые ряды, балаганы, гостиница.
К созданию крепости в Бобруйске приступили 4 июня 1810 г. Она строилась по проекту и под руководством инженера Оппермана, который сам производил и рекогносцировку местности, убедив начальство, что крепость необходимо строить именно на судоходной реке Березине, взамен предполагавшейся ранее крепости у Рогачева на реке Днепр. Крепость Бобруйск должна была служить опорным пунктом в Полесье и плацдармом для сбора войск, в случае войны России на западе
Слайд 4
По проекту Оппермана крепость намечена была у правого
берега реки Березины, при устье реки Бобруйки. По другую
сторону речки проектировалось возвести передовое укрепление под названием нагорное, а на левом берегу должен был разместиться тет-де-пон. Для жителей отводилась свободная земля вокруг крепости, там были запроектированы форштадты. Работы велись интенсивно и к концу 1811 года все форты, направленные на север, запад и юг, обладали уже внушительной оборонительной силой. Основная оборонная линия крепости состояла из 8 бастионов. Бобруйскую крепость причислили к первому классу оборонительных сооружений Российской империи, она считалась одной из лучших, так как была оснащена по последнему слову европейского военного искусства периода развития гладкоствольной артиллерии. Её возводили тысячи солдат и крепостных крестьян Могилёвской, Минской, Черниговской губерний. Материалы доставлялись с Украины, Карелии, Кавказа, Урала.
Слайд 5
К началу войны 1812 года на вооружение крепости
было поставлено более 300 орудий, гарнизон её насчитывал около
4 тысяч человек. Крепость считалась важным опорным пунктом русской армии на пути южного стратегического фланга наполеоновских войск. В начале войны 1812 года она сыграла значительную роль в обеспечении движения 2-й Западной армии Петра Ивановича Багратиона. За время нахождения в Бобруйске 6-8 июля 1812 г. 2-я армия пополнила здесь запасы продовольствия, получила подкрепление (около 1,5 тыс. человек), оставила в крепости больных и раненых, что позволило ей благополучно соединиться с 1-й армией под командованием Барклая де Толли в Смоленске. В течение четырёх последующих месяцев (июль-ноябрь) Бобруйская крепость была блокирована польским корпусом генерала Домбровского. Активные боевые действия вокруг города, за исключением стычек небольших разъездов на дальних подходах к цитадели, не велись. Тем не менее, военными историками отмечается важная роль Бобруйской фортеции в войне 1812 г. «Ни одна крепость России никогда не была столь полезною, как Бобруйск в 1812 году».