Слайд 2
Бог-громовержец Зевс
Вот он, Кронион, повелитель неба!
Голова его
бела как снег,
Поседели славные кудри,
Олимп сотрясавшие!
В руке
у него - потухшая молния,
На лице - печаль и тоска,
Но видна еще былая гордость.
Слайд 3
Зевс
Голова Зевса. Мрамор. Середина V в. до н.э.
Национальный музей, Рим.
Зевс
Слайд 4
Зевс — верховный бог греков, отец и царь
всех богов, сын Кроноса и - Реи. (в Риме
Юпитер)
После победы Зевс поделил власть между собой и братьями, себе взял небо,
Посейдону — море, Аиду —подземное царство.
Зевс поселился на горе Олимп.
По небесному своду Зевс проложил Млечный Путь, по которому боги отправлялись на Олимп пировать. Зевс породил богов, приносящих В него законы, порядок, науки, искусства и мораль.
Он отец не только многих богов: Аполлона, Афины, Артемиды, Диониса, Персефоны, но и многих героев: Геракла, Персея.
Что вам известно о Зевсе?
Слайд 5
С Олимпа рассылает людям Зевс свои дары и
утверждает на земле порядок и законы. В руках Зевса
судьба людей; счастье и несчастье, добро и зло, жизнь и смерть - все в его руках. Два больших сосуда стоят у врат дворца Зевса.
В одном сосуде дары добра, в другом - зла. Зевс черпает в них добро и зло и посылает людям.
Слайд 6
Горе тому человеку, которому громовержец черпает дары только
из сосуда со злом. Горе и тому, кто нарушает
установленный Зевсом порядок на земле и не соблюдает его законов
«Всем нам есть о чем жалеть, даже самым счастливым. Нельзя радоваться солнечному дню, если никогда не знал ненастья, — как нельзя грустить о том, с кем никогда не встречался. Радость и грусть неразделимы»
Слайд 7
Грозно сдвинет сын Крона свои густые брови, черные
тучи заволокут тогда небо. Разгневается великий Зевс, глаза загорятся
нестерпимым блеском; взмахнет он своей десницей - удары грома раскатятся по всему небу, сверкнет пламенная молния, и сотрясется высокий Олимп.
Слайд 9
Традиционными атрибутами Зевса являются молнии (громовые стрелы), скипетр
- символ царской власти и орел, исполняющий многие его
поручения.
Слайд 10
Атрибуты Зевса
Орел
Молния — материальное оружие, своего рода двухконечная, двух-
или трехзубчатая вилка с зазубринами. В барочной живописи — она
изображалась как пучок языков пламени, который может держать в когтях орел
Скипетр – символ царской власти
Зевс с орлом, 560 г. до н.э
Фрагмент бронзовой статуи Зевса, держащего молнию,
2 в.
Слайд 11
Атрибуты Зевса
Ника – крылатая богиня победы
Орёл – священная
птица
Слайд 12
Богиня Фемида
Не один Зевс хранит законы. У его
трона стоит хранящая законы богиня Фемида. Она созывает, по
повелению громовержца, собрания богов на светлом Олимпе народные собрания на земле, наблюдая, чтобы не нарушился порядок и закон. На Олимпе и дочь Зевса, богиня Дикэ, наблюдающая за правосудием. Строго карает Зевс неправедных судей, когда Дикэ доносит ему, что не соблюдают они законов, данных Зевсом. Богиня Дикэ - защитница правды и враг обмана.
Слайд 13
Богини человеческой судьбы, дочери Зевса. Изображались в виде
старух, прядущих нить человеческой жизни. Известны три Мойры:
Клото
начинает прясть нить,
Лахезис ведет нить человеческой жизни,
Атропа перерезает нить.
Слайд 14
Мойра Клото прядет жизненную нить человека, определяя срок
его жизни. Оборвется нить, и кончится жизнь. Мойра Лахесис
вынимает, не глядя, жребий, который выпадает человеку в жизни. Никто не в силах изменить определенной мойрами судьбы, так как третья Мойра, Атропос, все, что назначили в жизни человеку ее сестры, заносит в длинный свиток, а что занесено в свиток судьбы, то неизбежно.
Слайд 15
Зевс и Ганимед
Однажды Зевс увидел на земле юношу
Ганимеда, сына троянского царя. Посчитав, что земля – недостойное
место для столь красивого юноши, он принял облик своего любимого орла и спустился на землю… Ничего не подозревающий юноша любезно предложил ему божественный напиток – нектар.
Схватив Ганимеда в свои могучие когти, орел унес его на Олимп, где он стал любимым виночерпием Зевса.
Б. Торвальдсен. Ганимед и орёл Зевса.
1817 г. Музей Торвальдсена, Копенгаген
Слайд 16
Рубенс. Похищение Ганимеда. Ок. 1637-1638 гг. Прадо, Мадрид
Слайд 17
Сжалившись, Зевс сказал ему:
— Утешься, царь. Взгляни на
небо. Видишь, среди звезд я поместил изображение Ганимеда. Каждую
ночь ты можешь вновь и вновь любоваться сыном. Вечно будет он сиять над землей созвездием Водолея..
Горько рыдал несчастный отец Ганимеда.
Слайд 18
В скульптурной группе датского художника Бертеля Торвальдсена «Ганимед
и орел Зевса» запечатлен идеально красивый юноша Ганимед, склонившийся
на коленях к орлу.
В правой руке он держит кувшин, из которого только что налил в чашу божественный напиток. Орел жадно пьет этот напиток, но мысли его совсем о другом. Судя по хищному взгляду птицы, он очень скоро осуществит свой коварный замысел.
Слайд 19
Рассмотрим картину Рубенса «Похищение Ганимеда». Красивое тело Ганимеда
крепко обхватили когти могучего орла. Похищение было столь неожиданным,
что юноша даже не сумел понять, что с ним происходит. В отчаянии подняты вверх его руки, в стремительном и быстром движении разметались волосы и ярко-красный плащ. Что ждет его впереди? Мрачное грозовое небо с темными тучaми лишь усиливает тревогу и беспокойство.
Слайд 20
Полет совершается на фоне сумрачного неба с черными
тучами. Несмотря на свой испуг, малыш не выпускает из
рук виноградную кисть
Интересно и то, что, казалось бы, счастливый для простого смертного выбор богов Рембрандт здесь изображает как трагедию. Это не случайно: работа над картиной совпала со смертью сына художника. Таким образом, мифологический сюжет был использован автором для передачи собственных горестных переживаний.
Совсем иначе увидел этот сюжет Рембрандт в картине «Похищение Ганимеда». Не очаровательного юношу, а толстого капризного и плачущего ребенка, в котором нет и намека на красоту и грацию, запечатлел здесь художник. Орел крепко схватил Ганимеда за рубашку и правую руку.
Слайд 22
Стремясь достичь ответной любви, Зевс часто меняет свой
привычный облик.
Так, к Данае он является в виде
золотого дождя, к Семеле - с молниями и громом. Европу он похищает, превратившись в быка, перед Ледой предстает в образе лебедя. Эти мифологические сюжеты о возлюбленных 3евса пользовались особой популярностью
Слайд 23
Европу он похищает, превратившись в быка. Эти мифологические
сюжеты о возлюбленных Зевса пользовались особой популярностью в европейской
живописи XVI—XIX вв.
Выразительна картина русского художника Валентина Александровича Серова «Похищение Европы». На ней мы видим море, занимающее почти все пространство картины. Его мерно вздымающиеся волны, покрытые рябью, передают безбрежность морского простора. До берега очень далеко, а потому не спастись Европе бегством. Рядом резвятся и играют дельфины. Они радостно сопровождают огромного быка с длинными красивыми рогами, перевитыми гирляндой цветов. На своей спине он несет драгоценную ношу — прекрасную хрупкую Европу, которая крепко держится за его рог. Бык искоса посматривает на нее, любуясь красотой девушки. И от этого его движения становятся более уверенными и плавными. Он легко скользит по морю, оставляя за собой белый пенный след на воде.
В.А. Серов. Похищение Европы. 1910 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Слайд 24
В V в. до н. э. жители Олимпии
решили, что незачем Зевсу взирать на состязания с вершины
горы, а хорошо бы ему переехать поближе к спортивной столице.
Поэтому они воздвигли на площади города храм в честь Громовержца. Здание в длину достигало — 64, в ширину — 28, а внутри высота, от пола до потолка, равнялась — 20 метрам!
Сами греки не считали эту постройку выдающейся: в их стране было много и других красивых зданий.
Слайд 25
Храм Зевса в Олимпии был построен в течение
пятнадцати лет греческим архитектором Либоном из Элиды и в
456 г. до Р. Хр. был освящен. Храм Зевса был самым большим храмом на земле Греции до постройки Парфенона, мраморного храма Афины Парфенос на афинском Акрополе, примерно в 432 г. до Р. Хр.
Реконструкция
Слайд 26
Фрагмент восточного фриза Пергамского алтаря Зевса
Богини Геката и
Артемида сражаются со змееобразными гигантами Клитием и Отом
Слайд 27
Статуя Зевса в Олимпии.
Зато нигде не было такой
статуи Зевса, как в Олимпийском храме!
Знаменитый скульптор Фидий
вырезал фигуру бога из дерева и обложил его плитами из розовой слоновой кости, и потому тело казалось живым.
Громовержец сидел на огромном позолоченном троне. В одной руке он держал символ власти — скипетр с орлом; на раскрытой ладони другой руки стояла статуэтка Ники, богини Победы.
Слайд 28
Когда Фидий закончил свою работу, он спросил: "Ты
доволен, Зевс?".
В ответ раздался удар грома, и пол
перед троном треснул. Это, надо полагать, означало: Громовержец доволен.
Так было сотворено третье чудо света.
Слайд 29
Семь столетий Зевс, доброжелательно улыбаясь, наблюдал за спортсменами,
пока во II в. н. э. не случилось мощное
землетрясение, сильно повредившее статую.
Конец спортивным состязаниям положил в 393 г. христианский император Феодосий. Он считал, что мужчины должны сражаться с оружием в руках I и убивать друг друга, а не тратить время на состязания в силе и ловкости.
После запрета Олимпийских игр воры обдирали статую Зевса, похищая золото и слоновую кость. Все, что осталось от знаменитой скульптуры Фидия, вывезли из Греции в город Константинополь, но там деревянная скульптура сгорела во время сильного пожара.
Так погибло третье чудо света, но основанные Громовержцем Олимпийские игры были восстановлены и сейчас собирают атлетов из разных стран, готовых померяться силой в разных видах спорта.
Скульптур Мирон.
Статуя дискобола
Слайд 30
Зевс принимает активное участие не только в судьбе
богов, но и людей. Он даёт им законы, помогает
в несчастье, подсказывает тактику военных сражений. Он милосерден и может защитить слабых и бедных.
Миф о Филемоне и Бавкиде
Однажды под видом странников Зевс (Юпитер) и Гермес (Меркурий) посетили селение, но никто не пустил их в дом на ночлег. И лишь Филемон и Бавкида гостеприимно открыли им двери своей бедной хижины.
Престарелые супруги кинулись готовить скудную трапезу. Боясь, что гостям пища покажется не слишком обильной и сытной, Бавкида решила пожертвовать единственным гусем. Но птица, которую она безуспешно пытается поймать в хижине, неожиданно находит убежище у ног Зевса, который не позволяет зарезать его. Каково же было изумление супругов, когда они увидели, что стол ломится от всевозможных яств.
Покарали боги всех жителей за нечестивость, затопили водой их дома. Хижину же супругов превратили в великолепный храм и наградили их долголетием. Даже умерли они одновременно, а после смерти были превращены в деревья, растущие из одного корня.
Слайд 31
О. А. Кипренский. Юпитер и Меркурий у Филемона
и Бавкиды. 1802 г. Художественный музей, Рига
Рубенс. Юпитер и
Меркурий с Филемоном и Бавкидой. 1620-1625 гг.
Слайд 32
Вдруг увидал Филемон: одевается в зелень Бавкида;
Видит Бавкида:
старик Филемон одевается в зелень.
Похолодевшие их увенчались вершинами лица.
Тихо
успели они обменяться приветом. “Прощай же,
Муж мой!” — “Прощай, о жена!” — так вместе сказали, и сразу
Рот им покрыла листва. И теперь обитатель Тианы
Два вам покажет ствола, от единого корня возросших.
Это не вздорный рассказ, веденный, не с целью обмана,
От стариков я слыхал, да и сам я висящие видел
Там на деревьях венки; сам свежих принес и промолвил: “Праведных боги хранят: почитающий — сам почитаем”.
Овидий. Метаморфозы
Слайд 34
1. Какую роль сыграл Зевс в схватке между
богами и титанами?
Зевс призвал на помощь Геракла. Общими усилиями
удалось победить врагов. Немногие гиганты избежали гибели, но с той поры они уже больше никогда не угрожали богам-олимпийцам
Слайд 35
2.1. Как во фризе мраморного алтаря Зевса и
Афины в Пергаме передан драматизм борьбы богов и титанов?
Фигура Зевса показана в движении, подчеркнутом глубокими линиями складок плаща. По размерам она значительно превосходит соседние фигуры гигантов. Левой рукой он потрясает эгидой - щитом с головой Горгоны и змеями, правой - мечет молнии.
Одна из молний вонзилась в ноги упавшего гиганта. Если другие боги сражаются с одним чудовищем, то Зевс одновременно одолевает троих.
Слайд 36
2.2. Какими в нем предстают Зевс и его
любимая дочь Афина?
Схватив правой рукой гиганта Алкионея за
волосы, она отрывает его от Матери-Земли Геи. Змея Афины кусает гиганта за грудь.
Слайд 37
2.3.Что усиливает трагизм изображенного образа Матери-Земли Геи?
При виде
гибнущих сыновей ее глаза наполнились скорбью и отчаянием. Голова
с массой густых волос запрокинута назад. У левой руки - рог изобилия, символ плодородия земли. Гея умоляет Афину пощадить ее младшего сына.
Слайд 38
3. Какое впечатление произвел Пергамский алтарь на русского
писателя И. С. Тургенева?
Что особенно поразило его?
Все эти
разнообразнейшие выражения лиц... это торжество злобы, и отчаяние, и веселость, и божественность, и божественная жестокость - все это небо и вся эта земля - да, этот мир, целый мир, перед откровеньем которого невольный холод восторга и страстного благоговенья пробегает по всем жилам
Слайд 39
4. Каким было традиционное изображение Зевса в произведениях
искусства?
Какие атрибуты сопровождали этот образ?
Традиционный образ 3евса в
произведениях искусства - это сильный мужчина с благородными чертами лица и бородой.
В правой рукe он держал Нику - крылатую богиню Победы, а в левой - царский скипетр с орлом - священной птицей. Голову Зевса украшал венец из масличных ветвей - знак миролюбия грозного бога.
Слайд 40
5. Почему храм Зевса в Олимпии считается одним
из семи чудес света?
Возвышаясь над городом и стадионом, он
был виден издалека и почитался одним из главных святилищ Эллады. Ясная гармония пропорций, безукоризненная четкость силуэта, праздничная раскраска, множество скульптур придавали ему особую торжественность и величие. Храм украшали фризы со сценами битв людей с кентаврами и двенадцати подвигов Геракла.
Слайд 41
Громовержец, разве может Человеческая сила
Власть твою преодолеть?
Зевс,
один не побежденный
Сном, владыкой всех живущих,
И теченьем
быстрых лет,
Не стареющий, всесильный,
Над Олимпом светозарным
В блеске вечном ты царишь.
Слайд 42
На Олимпе не бывает ни дождя, - ни
снега, ни бурь. Высоко над Олимпом раскинулось бесконечное небо,
сияет золотой свет, здесь — постоянное лето. Это ниже, на земле, чередуются времена года, счастье и радость сменяют горе и болезни.
На Олимпе все по-другому. Иногда олимпийцы ссорятся, изменяют друг другу, они тоже знают печали, но чаще всего здесь царит олимпийское спокойствие. Боги часто пируют в золотых чертогах, их пища — амброзия и нектар, на пирах решаются дела мира, определяется судьба людей.
Слайд 43
А внизу, у самого подножья этой горы, люди
построили город Олимпию, где проводили спортивные состязания.
Греки считали,
что сам Зевс завещал им состязаться в силе, быстроте и ловкости.
Сначала в играх участвовали только окрестные жители, но очень скоро слава об Олимпийских играх облетела всю страну, и сюда стали приезжать воины.
Но вооруженных людей не подпускали к Олимпии, объясняя им, что побеждать нужно силой и ловкостью, а не железом.
Слайд 44
Живется богам весело и беззаботно. Пируют на Олимпе
могущественные боги, наслаждаясь амброзией, восстанавливающей силу и дающей бессмертие,
а жажду утоляют нектаром.
Слайд 45
Нет на Олимпе и недостатка в развлечениях.
Хариты
(богини вечной радости) водят хороводы и поют песни.
А
иногда за кифару берется сам Аполлон.
Девять муз (дочери Мнемозины и Зевса) подпевают ему.
Слайд 46
Скачут всадники, проезжают колесницы, юноши, идущие друг за
другом, ведут жертвенных животных, девушки несут корзины с дарами.
Все олимпийские боги собрались здесь. Любуясь происходящим, они в непринужденных позах расположились на скамьях. Ничто не может нарушить покой пирующих богов.
Посмотрите на западный фриз Парфенона, здесь запечатлена торжественная процессия афинcкиx граждан, выполненная скульптором Фидием
Слайд 47
Вопросы и задания
1. Кто входил в ближайшее окружение
Зевса?
2. Как живут боги на Олимпе? Что мы узнаем
об этом из фризов Парфенона работы Фидия?
3. Какую роль сыграл Зевс в судьбе простого юноши Ганимеда? Какое художественное воплощение получил этот мифологический сюжет в скульптурных и живописных произведениях?
4. Какое участие и почему принимает Зевс в судьбе Филемона и Бавкиды? Что и как об этом рассказывают Овидий в «Метаморфозах» И картины Рубенса и О. А. Кипренского?
5. За что был наказан Тантал? Как об этом говорится в «Одиссее» Гомера? Что означает крылатое выражение муки Тантала?
6. Что рассказывают мифы о возлюбленных Зевса: Данае, Семеле, Европе и Леде? Какую художественную интерпретацию известного мифа предлагает русский художник В. А. Серов в картине «Похищение Европы»?