Слайд 2
В день открытия театра был показан пролог "Торжество
муз" А. Алябьева и А. Верстовского, аллегорически изображавший, как
Гений России при помощи муз из развалин сгоревшего театра создал новый прекрасный храм искусства - Большой Петровский театр. В прологе были заняты лучшие актеры труппы: Гения России исполнял знаменитый трагик Павел Мочалов, бога искусств Аполлона - певец Николай Лавров, музы Терпсихоры - ведущая танцовщица Фелицата Виржиния Гюллень-Сор. После антракта был показан балет Фердинанда Сора "Сандрильона". "Блеск костюмов, красота декораций, словом, все театральное великолепие здесь соединилось, как равно и в прологе, - писал музыкальный критик В. Одоевский. Чтобы доставить "равное удовольствие всем жителям Москвы", дирекция театра решила повторить этот спектакль на следующий день.
Слайд 3
Пасмурным морозным утром 11 марта 1853 года по
неизвестной причине в театре начался пожар. Пламя мгновенно охватило
все здание, но с наибольшей силой огонь бушевал на сцене и в зрительном зале. "Страшно было смотреть на этого объятого огнем гиганта, - описывал пожар очевидец. - Когда он горел, нам казалось, что перед глазами нашими погибал милый нам человек, наделявший нас прекраснейшими мыслями и чувствами..."
Двое суток боролись москвичи с пламенем, а на третьи здание театра напоминало развалины римского Колизея. Останки здания тлели еще около недели. В огне безвозвратно погибли театральные костюмы, собиравшиеся с конца XVIII века, превосходные декорации спектаклей, архив труппы, часть нотной библиотеки, редкие музыкальные инструменты.
Слайд 4
20 августа 1856 года восстановленный А.Кавосом Большой театр
был открыт в присутствии царской семьи и представителей всех
государств оперой В.Беллини "Пуритане" в исполнении итальянской труппы. Московский балет этого периода обязан своими удачами таланту француза Мариуса Петипа, поселившемуся в Петербурге. Хореограф неоднократно приезжал в Москву для постановки спектаклей. Самой значительной из его московских работ стал "Дон Кихот" Л.Минкуса, впервые показанный в 1869 году. Московскую редакцию этого балета Петипа перенес впоследствии на петербургскую сцену.
Слайд 5
Алебастровая группа Аполлона, украшавшая театр Бове, погибла при
пожаре. Для создания новой Кавос пригласил известного русского скульптора
Петра Клодта (1805-1867), автора знаменитых четырех конных групп на Аничковом мосту через реку Фонтанку в Петербурге.
Клодт создал известную ныне на весь мир скульптурную группу с Аполлоном. Она была отлита на заводах герцога Лихтенбергского из металлического сплава, покрытого гальваническим путем красной медью.
Размер группы стал на полтора метра выше прежней и достигает 6,5 метров в высоту. Она выдвинута вперед и помещена на пьедестале по коньку крыши портика.
...Четверка лошадей, расположенная в один ряд, несется вскачь, увлекая за собой квадригу - античную колесницу на двух колесах. Управляет ими бог Аполлон, его голова увенчана венком, в левой руке лира...
При реконструкции зрительного зала Кавос изменил форму зала, сузив его к сцене, углубил оркестровую яму. Позади кресел партера, где раньше была галерея, он устроил амфитеатр.
Слайд 6
Размеры зрительного зала стали: почти равная глубина и
ширина - около 30 метров, высота - около 20
метров. Зрительный зал стал вмещать свыше 2000 зрителей.
В таком виде Большой театр сохранился до наших дней, за исключением небольших внутренних и внешних перестроек.
Слайд 7
1941 был очень тяжелым для Большого театра. 14
октября 1941 года правительство, проявило особую заботу о сохранении
творческих кадров и художественных ценностей эвакуировало работников Большого театра с их семьями в город Куйбышев (Самара). Здание театра в Москве опустело...
В эвакуации коллектив провел год и девять месяцев. В первые дни на сцене Дворца культуры имени Куйбышева давались лишь концерты артистов, оперы "Травиата" и балет "Лебединое озеро", а в конце 1942 года были показаны премьеры: 8 ноября опера "Вильгельм Телль" Д. Россини, удостоенная Государственной премии, и 30 декабря балет "Алые паруса" В. Юровского. В 1943 года театр показывал в Куйбышеве уже 9 оперных и 5 балетных спектаклей, не считая многочисленных концертов.
Слайд 8
В главном фойе театра проходят выставки современных художников
и фотографов - М.Шемякина, В.Маслова, М.Логвинова и других. В
настоящее время главной заботой театра стало завершение строительства филиала и подготовка к закрытию основного здания на реконструкцию.