Слайд 2
Картина Васнецова с говорящим названием «БАЯН» изображает краткие минуты передышки,
когда воины небольшого отряда собрались послушать седого певца. Хмурое
северное лето служит фоном для знаменитой картины. Главные фигуры — не считая Баяна и его поводыря — князь и, будем считать, воевода. Они не могут забыться, нельзя им погрузиться в песенные картины. На секунду взглянуть на небо — все, что осталось. Дальше в поход скоро пора…
Слайд 3
Удивительная по простоте и грубоватому изяществу картина Николая
Константиновича Рериха «ВАРЯЖСКИЕ ГОСТИ» изображает корабли с заморскими визитерами,
плывущими по летнему зеленому краю. Это берег моря — за холмами новые земли. По виду — русские шлемы и русские щиты, плащи, паруса любимого красного цвета — это варяжские гости!
Слайд 4
Картина «После побоища Игоря Святославича с половцами» (по
мотивам «Слово о полку Игореве»). Васнецов изобразил торжественное безмолвие
на поле после битвы. Бескрайняя степь всюду покрыта телами убитых русских воинов и половцев. Безмолвная луна восходит и озаряет убитых воинов мягким светом, от которого создается впечатление, что воины спят.
В пафосе смерти художник хотел показать величие чувств, которые овладели воинами. Русские воины, сражаясь до последнего вздоха, падали и, умирая, раскидывали свои могучие руки, прикрывая своим телом и как бы защищая родную землю.
Глубокое впечатление оставляет могучий богатырь, упавший с раскинутыми руками, и юноша, сердце которого пронзила стрела.
Слайд 5
СУРИКОВ «ПОКОРЕНИЕ СИБИРИ ЕРМАКОМ ТИМОФЕЕВИЧЕМ» Композиция выстроена таким образом,
что зрители смотрят на ханское войско со стороны казаков,
словно плывут в соседней лодке. Прямо перед глазами, почти переплескиваясь через раму, кипит серо-бурой зыбью Иртыш. Мы становимся невольными участниками битвы под древним знаменем, с которым еще Дмитрий Донской ходил на Мамая, и удивительным образом сливаемся в едином порыве с ермаковцами.
Очевидно, что сила на стороне Ермака и его рати. Воины хана (на правой стороне), несмотря на многочисленность, шаманские пляски, призывающие на помощь богов, и натянутые луки, выглядят беспомощными и побежденными. Их лица почти парализованы растерянностью перед напором казаков и страхом при виде огнестрельного оружия.
Слайд 6
«ЗАПОРОЖЦЫ ПИШУТ ПИСЬМО ТУРЕЦКОМУ СУЛТАНУ» - сложная многофигурная
композиция И.РЕПИНА, в которой мастер добился впечатления свободы и
разухабистой удали. Его герои — люди особой богатырской породы, сродни образам эпопеи Гоголя «Тарас Бульба», которой вдохновлялся Репин в процессе создания картины. Представленные размером больше натуральной величины и написанные с предельной рельефностью, фигуры запорожцев с трудом вмещаются в пределы большого полотна
Слайд 7
Виктор Васнецов
«Варяги»
Картина изображает призвание новгородцами варягов Руси –
Рюрика, Синеуса и Трувора, описанное много позже в “Повести
временных лет”. Летопись Нестора гласит, что ильменские словене (жили по берегам озера Ильмень), кривичи и их финно-угорские соседи – чудь – жили богато, но договориться ни о чём не могли. И тогда решили они послать гонцов за море и призвать к себе русского князя Рюрика и двух его братьев, Синеуса и Трувора, опытных мореходов и воинов, закалённых в сражениях.
Слайд 8
Николай Бодаревский
Князь Олег прибивает свой щит на врата
Царьграда
В центре картины изображён воин в латах – это
Киевский князь Олег. Он наблюдает за тем, как по его приказу воин забивает гвоздь в каменную стену над арочными городскими воротами. Второй воин – он тоже поднимается по ступеням лестницы – держит красный боевой щит.
Было это в 911 году у ворот столицы Византийской империи, Константинополя, который в те времена называли Царьградом. Киевский князь Олег с дружиной отправился в боевой поход на юг. Византийский император Лев VI Мудрый приказал закрыть ворота города и цепями загородить гавань, чтобы к городу нельзя было ни подойти, ни подплыть. Олег, по преданию, приказал корабли вывести из воды, поставить их на колёса – и поднять паруса!.
Слайд 9
В. СУРИКОВ «ПЕРЕХОД СУВОРОВА ЧЕРЕЗ АЛЬПЫ» В. И.
Суриков удивительно талантливо сумел показать подвиг народа и народного
полководца. Хотя Суворов один гарцует на лошади, а остальные пешие, но он неотделим от народа. На картине много персонажей, все они разные, но всех объединяет одно дело. Спуск очень сложен, но движущаяся по скользкому обрыву группа солдат превращается в лавину, с которой врагу следует считаться.
Слайд 10
ВАСИЛИЙ СУРИКОВ. БОЯРЫНЯ МОРОЗОВА. Боярыня Федосья Прокопьевна Морозова,
наряду с протопопом Аввакумом, стала символом раскола Русской православной
церкви. Именно она, отстаивая старую веру, пошла против самого царя и патриарха Никона, отреклась от всех своих сословных привилегий, от роскоши, в которой жила, богатства, которое имела, пожертвовала сыном и добровольно сравнялась с "простецами". Сани поравнялись с Чудовым монастырем, Морозова подняла правую руку и, "ясно изобразивши сложение перст (старообрядческое двуперстие), высоце вознося, крестом ся часто ограждше, чепию же такожде часто звяцаше".
Слайд 11
Василий Суриков » Взятие снежного городка. «городок» означал
крепость, сложенную из снежных кубов с угловыми башнями, украшенными
конскими головами, крепостными стенами, арками и украшениями, залитую водой и превращённую в ледяной замок в рост человека.
Строители и публика делилась на: защитников — вооруженных хворостинами, снежками и хлопушками; и нападающих, которые на лошадях и пешие старались не только прорваться на территорию «городка», но и разрушить его стены.
Слайд 12
КАРТИНА ВАСИЛИЯ СУРИКОВА «СТЕПАН РАЗИН»
По бескрайним волжским просторам
плывет струг с атаманом и его вольной дружиной. Взлетают
над водой весла, казаки бражничают и веселятся, и только Разин погружен в глубокую думу. О чем? Как сделать русский народ вольным и счастливым? Или о судьбах верных сподвижников: куда он приведет их? А быть может, тоскует грозный атаман по персидской княжне?
Слайд 13
ВАСНЕЦОВ «КРЕЩЕНИЕ РУСИ» На полотне изображена известная сцена
988 года. В центре картины – Владимир Святославович, он
же Владимир Красное Солнышко. Лицо Владимира выражает несколько эмоций – в его лице сосредоточенность, серьезность и торжественность. Руки он простирает к нему, подчеркивая этим нисходящую с небес к народу благодать от Господа. Князь стоит на возвышении, покрытом нарядным ковром. Это подчеркивает исключительную важность происходящего.
Слайд 14
Авилов «Поединок Пересвета с Челубеем» Художник изобразил бой,
который произошел между русским богатырем и воином татар. Именно
с него началась битва на Куликовом поле. Художник изображает главных персонажей очень крупно. Они полностью затмевают все остальное, изображенное на этом полотне. Авилов специально преувеличил их исполинскую силу и гигантский рост. Он довел их до по-настоящему пафосного звучания, которое характерно для былин.
Слайд 15
Крестный ход в Курской губернии. Это картина И.Е. РЕПИНА
«КРЕСТНЫЙ ХОД В КУРСКОЙ ГУБЕРНИИ», изображающая ежегодную религиозную процессию
с тысячами паломников, сопровождающих перенос чудотворной иконы из Курска в место ее предполагаемого явления — Коренную пустынь.
Слайд 16
Это картина В.И. СУРИКОВА «УТРО СТРЕЛЕЦКОЙ КАЗНИ», на
которой художник запечатлел события эпохи Петра I. Восстание московских
стрелецких полков, известное как стрелецкий бунт 1698 года, по официальной версии, было вызвано тяготами службы. Бунтовщики — 2200 человек — намеревались возвести на престол царевну Софью. Восстание было подавлено, а стрельцы казнены либо сосланы. По возвращении Петра I из-за границы началось новое следствие, получившее название «великий розыск», по итогам которого было казнено порядка 2000 стрельцов и еще 601 был бит кнутом, клеймен и сослан. Петр I (он изображен на картине верхом на коне) лично участвовал в нескольких пытках и казнях бунтовщиков.
Слайд 17
Это картина К.Е. МАКОВСКОГО «АГЕНТЫ ДМИТРИЯ САМОЗВАНЦА УБИВАЮТ
СЫНА БОРИСА ГОДУНОВА». 16-летний Федор II Годунов, сын Бориса
Годунова, не провел на царском престоле и двух месяцев. Он и его мать были задушены в своем кремлевском доме незадолго до вступления в Москву Лжедмитрия, которого боярское правительство провозгласило новым царем. Четверо человек с трудом справились с Федором, который, будучи довольно силен физически, оказал большое сопротивление нападавшим.
Слайд 18
Клавдий Лебедев
Полюдье. Крестьяне, ремесленники и охотники должны были делиться
нажитым добром с князем. Продукты и изделия шли на
содержание дружины, которая защищала подданных от набегов врага. Кроме того, дружинники совершали военные походы, расширяя владения князя. Крестьяне, в частности, древляне, в этих походах и сражениях не участвовали: они пахали землю и собирали урожай. Существовали нормы дани, но крестьяне зачастую утивали продукты от сборщиков дани.
Слайд 19
В. Перов «Суд Пугачева» Картина имеет явно антипугачёвский
смысл. Она даже вызывает ужас перед всем изображённым: в
центре картины кланяющийся в ноги Пугачёву человек и труп убитой жертвы. Чуть левее – помещик со связанными руками, к которому тянется калмык, чтобы схватить его за ворот. Возможно, он отказывается признавать в Пугачёве государя Петра III, и именно для него предназначена изображённая слева виселица…
Слайд 20
И. Репин «Арест пропагандиста» Революционеры «Народной воли» предстают
на полотнах Репина борцами, но в то же время
очевидно их внутреннее одиночество: отправившись «в народ», они не чувствовали поддержки тех, ради кого они работали – русские крестьяне были равнодушны к пропаганде. Иногда они таких пропагандистов сами выдавали властям…Очевидно, такой момент и запечатлён художником.
Слайд 21
С. Иванов. Стрельцы. Стрелецкое войско — пешие и конные
мушкетеры появились на Руси в 1540-х годах и сразу
заняли видное место в русской армии, отличившись при покорении Казани и Астрахани, в Ливонской войне, борьбе с иноземными интервентами в первые десятилетия XVI I века. Стрельцы составляли своего рода гвардию, ударную силу войска. Однако, жившие своими слободами в городах, они неохотно выступали карателями и были уничтожены Петром I, когда стали сами участвовать в народных восстаниях. На картине изображен дозор стрельцов, охраняющих порядок в городе.
Слайд 22
Алексей Кившенко
Сдача Шамиля князю Барятинскому.
завершение Кавказской войны 1817-1864 годов. 9 августа 1859
года Шамиль вместе с 400 сподвижниками был осаждён в Гунибе и 26 августа сдался в плен на почётных для него условиях.
Слайд 23
Борис Кустодиев
Чтение манифеста 19 февраля 1861 г. (Освобождение
крестьян) было уничтожено право помещиков поступать со своими крепостными, как
им заблагорассудится. Теперь крестьяне именовались “свободными сельскими обывателями”. Их дома, все хозяйственные постройки, а также всё движимое имущество становилось личной собственностью крестьян. Они получили выборное самоуправление. Низшей точкой этого самоуправления было сельское общество, высшей – волость.
Слайд 24
Николай Каразин «Вступление русских войск в Самарканд» картина
посвящена присоединению Средней Азии во второй половине XIX в.
Слайд 25
Константин Савицкий «На войну»
На картине художник К. Савицкий
изобразил проводы солдат на Русско-турецкую войну 1877-1878 годов, призванные
по новому закону – на основе всеобщей воинской повинности. а протяжении веков ситуация повторялась: матери и отцы, жёны и дети прощались со своими кормильцами, отправлявшимися на битву с врагом. И сейчас юношей в армию провожают со слезами. Но как бы ни сжималось сердце в предчувствии разлуки, святой долг мужчины – Родину защищать.
Слайд 26
Алексей Попов
«Защита перевала Шипка» в русско-турецкую войну 1877-1878
гг. Турки решили любой ценой вернуть Шипку и выбить
наши войска за Дунай. Они бросили сюда большие силы, на соседних горах установили пушки и принялись обстреливать русско-болгарские войска. После обстрела начались атаки, которые следовали одна за другой. Но русские стояли насмерть.
Шипку удалось удержать, но дорогой ценой: в бою полегли 3600 солдат и офицеров, в том числе свыше пятисот болгар, для которых Шипка стала символом освобождения от турецкого ига.
Слайд 27
Дейнека А.«Оборона Севастополя» На полотне он запечатлел героизм
морской пехоты, солдат, что при обороне Севастополя отдали свою
жизнь.На набережной тяжелый бой. Моряки Советской армии перерезают путь вражеским войскам. На заднем плане показано, как рушатся здания, вокруг все полыхает огнем. На передний план автор выводит раненого матроса. В его руках – связка гранат. Стоя в полный рост, моряк пытается ее бросить. Мускулы лица напряглись, солдат широко расставил ноги и отвел руки в стороны. Такая твердая позиция свидетельствует о самоотверженности воина.