Слайд 2
Веласкес родился в Севилье в 1599 г, в
небогатой дворянской семье выходцев из Португалии. Точная дата его
рождения неизвестна, но зафиксирован день крестин — 6 июня (а в те времена младенцев старались крестить сразу после рождения).
Слайд 3
Вскоре отцу Веласкеса стали очевидны способности сына к
искусству, и он отвел десятилетнего Диего в мастерскую известного
испанского художника Ф. Эрреры. Сам факт выбора подобной профессии был вызовом для испанской аристократии, ибо профессия художника считалась недопустимым занятием для дворянина.
Слайд 4
У Эрреры Диего проучился недолго, они не сошлись
характерами. Через год он работал уже в мастерской другого
художника, Франсиско Пачеко, у которого оставался до 1617 года, когда получил звание мастера. Пачеко оказался горячим поклонником античности и прекрасным педагогом. Согласно установочному принципу учителя «все искусство живописца в рисунке», Диего много рисует. По свидетельству самого Пачеко, еще юношей Веласкес «оплачивал крестьянского мальчика, служившего ему моделью. Он изображал его в разных видах и позах то плачущим, то смеющимся, не останавливаясь ни перед какими трудностями».
Слайд 5
По совету учителя Диего оттачивает владение рисунком, позволяющее
точно воспроизводить натуру, в живописи на бытовые темы, по-испански
- бодегонес. Появляются картины «Завтрак», «Старая кухарка», «Служанка-мулатка», «Музыканты», «Завтрак двух юношей», «Водонос».
Слайд 8
В 1622 году он впервые посетил испанскую столицу.
В практическом смысле эта поездка оказалась не слишком удачной
— достойного места Веласкес себе не нашел. Он надеялся встретиться с молодым королем Филиппом IV, но эта встреча не состоялась. Впрочем, кое-какие важные шаги он сделал. В частности, в Мадриде Веласкес написал портрет известнейшего поэта Луиса де Гонгоры и сумел привлечь к своей персоне внимание ряда вельмож, выразивших восхищение его талантом.
Слайд 9
Слухи о молодом художнике достигли двора, и уже
в следующем, 1623-м, году первый министр герцог де Оливарес
(тоже выходец из Севильи) пригласил Веласкеса в Мадрид писать портрет короля. Эта не дошедшая до нас работа произвела столь приятное впечатление на короля, что тот немедленно предложил Веласкесу должность придворного художника. Тот без раздумий принял это предложение.
Слайд 10
Вскоре между королем и Веласкесом сложились вполне дружеские
отношения, что было не слишком характерно для порядков, царивших
при испанском дворе. Король, правивший величайшей в мире империей, считался не человеком, но божеством, а художник не мог рассчитывать даже на дворянские привилегии, поскольку зарабатывал на жизнь трудом.
Слайд 11
Между тем, Филипп распорядился, чтобы впредь его портреты
писал только Веласкес. Пачеко отмечал, что «великий монарх был
удивительно щедр и благосклонен к Веласкесу. Мастерская художника находилась в королевских апартаментах, и там было установлено кресло для Его Величества. Король, имевший у себя ключ от мастерской, приходил сюда почти каждый день, чтобы наблюдать за работой художника».
Слайд 12
Не удивительно, что у Веласкеса появилось немало недоброжелателей.
Они высказывали сомнения по поводу его таланта. Говорили, что
молодой живописец слишком высокомерен и заносчив. Первое смехотворно, второе — опровергается мнением непредвзятых свидетелей. Вскоре популярность Веласкеса возросла настолько, что при дворе стало зазорным не иметь портрета его работы.
Слайд 13
Среди подобных портретов этого периода надо отметить «Графа
Оливареса» (1625) и «Шута Калаба-Сильяса» (1626-1627). В этих портретах,
становящихся все более «нематериальными», кисть живописца обретает легкость, изображая темы в определенном отношении менее возвышенные, но в то же время более элегантные и социально значительные.
Слайд 16
Главные создания Веласкеса позднего периода - крупномасштабные композиции
"Менины", "Пряхи" (1657) - обе в Прадо.
Слайд 19
1652 г. художник был назначен королевским обер-гофмаршалом.
Новая должность Веласкеса (в его обязанности входила подготовка и
организация празднеств при дворе) отнимала много сил и времени. После большого праздника на границе с Францией, посвященного бракосочетанию инфанты Марии-Терезии с французским королём Людовиком XIV, художник тяжело заболел, и вскоре после возвращения в Мадрид, 6 августа 1660 года скончался.