История постройки. Собор построен великим князем Всеволодом Большое Гнездо на своем дворе в 1194-1197 годах. Освящен в честь св.мученика Димитрия Солунского-небесного покровителя князя.
Слайд 3
Архитектура.
Собор четырехстолпный, одноглавый, трехапсидный. Первоначально его окружали галереи
с лестничными башнями, соединявшие храм с княжеским дворцом(разобраны при
реставрации в 19 в.) Также собор знаменит своей белокаменной резьбой-его стены украшает более 600 рельефов. От внутреннего убранства собора до нас дошли лишь несколько фрагментов фресок 12 в, в частности, фрагменты сцены Страшного суда.
Слайд 4
Южный фасад. Основная тема скульптуры-власть. Южный фасад считался княжеским,
так как князья входили в храм через южные двери.
Вероятно, поэтому в замковой части южного портала помещен рельеф царя Соломона, сидящего на своем знаменитом троне в виде фигур львов. Слева и справа от Соломона расположены парные львы, что напоминает изображение Соломона на портале собора в Страсбурге. В центральных закомарах дана фигура царственного певца, играющего на псалтири. Долгое время шли споры, изображает ли этот рельеф Давида (как в церкви Покрова на Нерли) или Соломона. Расчистка надписи около нимба показала, что центральной фигурой всех трех фасадов Дмитриевского собора является тоже царь Давид.
Слайд 5
“Вознесение на небо Александра Македонского”. Отдельно стоит отметить достаточно
необычный для русской религии сюжет одного из барельефов южного
фасада-”Вознесение Александра Македонского на небо”. Этот фантастический сюжет взят из романа Псевдо-Калисфена(древнегреческого историка, племянника Аристотеля),был довольно популярен в Средневековье и понимался как символ царской власти.