Слайд 2
План урока:
Географическое положение
Тибетские монастыри
Лхаса- политический и культурный центр
Тибета
Чортены
Живопись
Танка
Литье из бронзы
Декоративно-прикладное искусство
Музыка и танцы
Слайд 3
Географическое положение Тибета
Слайд 4
Тибетские монастыри
Тибетские монастыри- крупные архитектурные ансамбли- расположены, как
правило, на склонах гор и поднимаются уступчатыми террасами от
подножия к вершине. Монастыри включают в себя жилища монахов, хранилище рукописей, мастерские, училище и несколько храмов.
Слайд 5
Потала в Лхасе
Потала в Лхасе- резиденции далай-ламы. Лхаса(жилище
Бога), основанная в
VII в., издавна была
политическим и культурным центром Тибета.
Слайд 6
Белый дворец состоит из большого восточного павильона, солнечного
павильона, жилых покоев регента и наставника далай-ламы. Большой восточный
павильон использовался для официальных церемоний, в Солнечном павильоне далай-лама собственно жил и работал, читал священные тексты, занимался управлением.
Красный дворец служил больше местом молитв и религиозных ритуалов, в нём находятся павильоны.
Слайд 7
Чортены
Чортены- разновидность индийской ступы, модель Вселенной, хранящие
буддийские реликвии или воздвигнутые в честь событий, связанных с
буддизмом.
Слайд 8
Ступа в Лхасе,
(на фоне дворца Потала)
Субурганы
Иволгинского дацана
( республика Бурятия)
Самая Джарун Хашор, Кижингинский район
Бурятии
Слайд 9
Какие отличительные особенности архитектурных сооружений вы бы назвали?
Слайд 10
Тибетская живопись
Тибетская живопись сформировалась под сильным влиянием индийской
культуры.
Живопись Тибета обычно следует стереотипным формам. В центре произведения
располагается большое изображение буддистского божества, окружённого меньшими божествами. Позже главными фигурами стали изображать лам или индийских духовных учителей, а на заднем плане сцены из их жизни. Примерно с ХV в. в тибетской живописи начинает проявляться китайское влияние.
Слайд 11
Танка
Танка — это свиток, на котором обычно изображается
буддистское божество, знаменитые сцены из истории тибетского буддизма или
мандала. Тханка является непальским видом художественного искусства, которое стало развиваться в Тибете после женитьбы царя Сонгцен Гампо на непальской принцессе Бхрикути.
Слайд 12
Литьё из бронзы
Тибетское бронзовое литьё, подобно тибетской живописи,
несёт в себе глубоко религиозное значение. Статуи и статуэтки
от нескольких сантиметров до нескольких метров обычно представляют изображения божеств и почитаемых лам. Многие маленькие статуэтки полые. Внутри у них могут находиться молитвенные свитки или мощи.
Слайд 13
Декоративно-прикладное искусство
Тибет имеет тысячелетнюю историю ковроткачества. Ковры главным
образом использовались в качестве чехлов для сидений, покрывал и
попон. Как правило, на одном квадратном дюйме ковра насчитывается сто узелков из шерстяных ниток, в результате получается особенно толстый ворс. Секрет великолепия тибетских ковров заключается также в спрядённой вручную овечьей шерсти высокого качества, окрашенной натуральными красителями такими, как индиго, грецкий орех, крапп и ревень.
Другими предметами прикладного искусства являются молитвенные колёса кхор-ло (кхор), ритуальные маски, храмовые рожки, масляные лампы чомэй. Особое внимание привлекают серебряные украшения (серьги, кольца, браслеты), амулет-гау (амулет-минихрам, который носится на шее и содержит фигурку божества или важной духовной личности), богато украшенные палочки для еды и наборы ножей.
Слайд 15
Музыка и танцы
Музыка Тибета отражает культурное наследие региона.
Являясь одним из аспектов тибетскойжизни, она включает в себя
религиозные песнопения на тибетском и санскрите, а также фольклор, отражающий повседневную жизнь тибетцев. История развития тибетской музыки уходит корнями в древность к верованию бон и к эпическим сказаниям о народных героях. Со времён распространения буддизма тибетская традиционная музыка и песнопения приобрели особый стиль: возникло речитативное пение, исполняемое низким тембром голоса.
Слайд 16
Ритуальный танец цам
Ритуальный танец цам, исполняемый монахами и ламами. Каждый
момент и жест танца несут определённое значение и смысл.
Цам — это священный танец в масках, сопровождаемый игрой на длинных трубах, барабанах и тарелках. Главный танцор без маски и в чёрной шляпе — это лама, который окружён монахами в масках, представляющими проявления божеств-хранителей. В основу этого танца положены различные истории, связанные с тибетским буддизмом. Часто исполняемым сюжетом является история царя Лангдармы, пытавшегося искоренить буддизм в Тибете.