Слайд 3
С древних времён человека окружал загадочный мир природы,
полный таинственных, непонятных и устрашающих явлений. Человек полностью зависел
от природы и старался приспособиться к окружающей её среде. Так появились верования в сверхъестественные силы, олицетворяющие различные явления: солнце, небо, воду, растения, землю, грозу. Эти явления приобретали разнообразные изобразительные формы и цветовые решения. Люди изображали явления природы и окружающий их мир на стенах жилищ, посуде, одежде, прося у них хорошей погоды, богатого урожая, и защиты от грозных стихий и злых духов. Так появилось Декоративно-прикладное искусство.
Слайд 4
Декоративно-прикладное искусство – это украшение предметов быта художниками
и народными умельцами
Слайд 7
Декор» (лат.) означает «украшать», а «прикладное» указывает на
то , что вещи можно использовать в повседневной жизни.
Это художественно оформленные предметы , которые человек использует в быту (посуда, мебель, ткани, орудия труда, оружие, одежда, ювелирные изделия, ковры).
Слайд 8
Издавна декоративно –прикладным искусством (ДПИ) занимались народные умельцы
– поодиночке, объединившись в ремесленные артели, мастерские, цеха или
образовав народные промыслы.
Слайд 9
Свои понятия о мире человек выражал условными знаками:
ромбы и квадраты обозначали поле, пашню, землю, линии -
воду, вертикальная линия превращалась в дождь; огонь, солнце изображались кругом, крестом. Из этих элементов и их сочетаний и выстраивался узор.
Окружность - символ солнца.
Прямоугольник, ромб -
символы земли.
Горизонтальные линии
– символ воды
Слайд 15
Цвет в составлении узоров также был символичен:
Слайд 16
Образ солнца занимает одно из главных мест в
украшении жилища. Солнце в виде круглых розеток, ромбов, коней
можно найти в разных видах народного творчества.
Слайд 17
Знаки солнца и земли часто в узорах изображались
рядом, говоря о том, что небо и земля неразлучны,
постоянно смотрят друг на друга, создавая жизнь в мире.
Слайд 24
Внутреннее пространство крестьянского дома строилось на единых принципах
вселенского порядка: потолок связывался в народных представлениях с небом;
матица (средний брус, несущий деревянный потолок) олицетворяла собой Млечный Путь на небе; пол — землю; домотканые половики —дорожки, постланные в направлении от двери к передним окнам,— были образным выражением идеи пути-дороги; подпол символизировал нижний, подземный мир; окно-око — связь с большим миром, белым светом; красный угол был олицетворением зари.
Слайд 29
Берегиня
Русский крестьянин исстари жил землей. Землю, ее плодородие
он связывал с образом матери. Женская фигура - это
божество, выражавшее представления о земле, которая родит, и о женщине - продолжательнице рода. Называют этот образ по - разному :великая богиня земли, плодородия, мать - сыра земля, Макошь, что означает "мать хорошего урожая".
Слайд 31
Женская фигура всегда связана с символами плодородия: деревом,
птицами, животными, солнечными знаками. Посмотри, как условно она решена.
Из тела богини нередко прорастают ветви, а вместо головы у нее изображение ромба - древнего знака солнца. Иногда ее фигура напоминает дерево.
Слайд 32
Маат она же Матъ
Тот он же Род
Изида она
же Мара
Осирис он же Велес
Гор он же Хорс
Праславянский головной
убор – кичка – свой символизм черпал из звёздного праславянского культа Мары, расположенной на голове (загривке) Велеса
Слайд 34
В росписях стен жилищ, украшениях сундуков, праздничной одежды,
часто встречаются изображения древа жизни.
Слайд 44
Конь
Коня в русских народных сказках, загадках и песнях
часто сравнивали с птицей. Он также олицетворял все природные
явления, связанные с быстрым движением, — ветер, бурю, облака. Его часто изображали огнедышащим, с ясным солнцем или месяцем во лбу, золотогривым. Конь- крестьянский кормилец, опора всего хозяйства, символ крепости крестьянской жизни.
Слайд 45
В народных сказках герои находят чудо-коней внутри гор,
в подземельях, за чугунными дверями, на железных цепях. Образ
горы является переосмысленным образом тучи, а двери и цепи метафорически изображают зимние оковы.
По преданию, конь Перуна в зимнее время находился в горе-туче, а весной разбивал свои оковы и громко ржал, на земле в это время люди слышали раскаты грома. В древности существовало даже гадание по ржанию коня, а перед началом битвы громкое дружное ржание, как символ небесного грома, предвещало победу над врагом.
Слайд 46
У многих народов утреннюю зарю почитали в виде
богини, которая выводит на небо блестящих лошадей солнца, а
вечернюю зарю считали богиней, которая уводит лошадей на покой.
Слайд 55
Птица в народном декоративно-прикладном искусстве могла олицетворять ветер,
облако, молнию, грозу, бурю и солнечный свет. В виде
птиц вырезали ковши и солонки, вышитые птицы украшали женскую одежду. У славянских и древнегерманских племен сказочных героев носят на своих крыльях птица-ветер и птица-облако. А в Средние века существовало поверье о тайной связи между орлом и ветром. В образе ворона, сокола или коршуна чаще всего изображались буря и вихрь.
Слайд 57
Древние славяне представляли себе русалок в виде птиц
— лебедя или кукушки. Русалка могла обернуться птицей, а
ткань ее белых льняных покрывал превращалась в крылья. Отголоски этих представлений нашли свое отражение в строчках поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила»: «русалка на ветвях сидит».
Слайд 58
Люди думали, что русалки жили на речном берегу
в гнездах, свитых из соломы и перьев, а пальцы
ног у них были соединены перепонкой, как у лебедя и гуся. Такими их изображали и на женских украшениях.