Слайд 2
Содержание
ВВЕДЕНИЕ
ИСТОРИЯ МАТРЕШКИ
СЕРГИЕВО-ПОСАДСКАЯСЕРГИЕВО-ПОСАДСКАЯ МАТРЕШКА
СЕМЁНОВСКАЯ МАТРЕШКА
ПОЛХОВ-МАЙДАНСКАЯ МАТРЕШКА
ЕДИНСТВО
СТИЛЯ
АВТОРСКАЯ МАТРЁШКА
СКАЗОЧНЫЕ СЮЖЕТЫ
ИСТОРИЧЕСКИЕ СЮЖЕТЫ
ПРОВЕРКА ЗНАНИЙ
Слайд 3
Матрешка - наиболее известный и любимый всеми российский
сувенир, явление мирового масштаба. Этот факт признается не только
хорошо знающими русский язык, историю и культуру нашей страны, но и теми, кто только начинает свое знакомство с Россией. Матрешка стала как бы формулой культурного явления, которое само по себе полно смысла и замечательно своей уникальностью.
Сегодня трудно представить себе, что каких-нибудь 150 лет ее вообще не существовало. Первая русская матрешка появилась в конце XIX века, тем не менее, она снискала небывалое признание как один из всеобъемлющих образов России, символ русского народного искусства.
ВВЕДЕНИЕ
Слайд 5
Матрёшка появляется
На белый свет,
Одёжкой похваляется:
Ей сносу нет.
Хотя
мала, как крошка,
Сама она,
В матрёшке есть матрёшка
Ещё одна!
Сестра к
сестрёнке тянется –
Какая стать!
От радости румянятся,
Пошли плясать.
Пусть пляшется и скачется,
Пусть смех вокруг,
Одна в другую прячутся
Матрёшки вдруг!
Слайд 6
ИСТОРИЯ МАТРЕШКИ
Немалая заслуга в
появлении матрешки принадлежала семье Анатолия Ивановича Мамонтова (1839-1905), брата
С.И.Мамонтова. Эта семья владела мастерской-магазином «Детское воспитание», где создавали и продавали различные детские игрушки. Чтобы расширить кругозор мастеров-игрушечников, подстегнуть их творческое воображение в мастерскую выписывали образцы игрушек из разных стран мира. Так, с острова Хонсю была завезена знаменитая предшественница и прообраз русской матрешки - фигурка добродушного лысого старика, буддийского мудреца Фукуруму, в которой находилось еще несколько фигурок, вложенных одна в другую.
Слайд 7
Легендарное рождение матрешки произошло в мастерской А.И. Мамонтова.
Выточить эту игрушку поручили потомственному мастеру-игрушечнику токарю Василию Петровичу
Звездочкину. Роспись первых образцов матрешек была выполнена С. В. Малютиным, который в то время, по поручению А. И. Мамонтова, иллюстрировал детские книги. Не случайно иллюстрации и росписи первых матрешек очень близки по стилю. Вероятно, С. В. Малютин и В. П. Звездочкин и не подозревали, что рожденная их усилиями первая русская деревянная разъемная кукла через некоторое время заполонит весь мир, неся в себе некую магическую тайну, скрытую душу России.
Слайд 8
Русскую разъемную
деревянную игрушку назвали матрешкой. В дореволюционной провинции имя Матрена,
Матреша считалось одним из наиболее распространенных женских имен, в основе которого лежит латинское слово «mater», означающее мать. Это имя ассоциировалось с матерью многочисленного семейства, обладающей хорошим здоровьем и дородной фигурой. Впоследствии оно сделалось нарицательным и стало означать токарное разъемное красочно расписанное деревянное изделие. Но и по сей день матрешка остается символом материнства, плодородия, поскольку кукла с многочисленным кукольным семейством прекрасно выражает образную основу этого древнейшего символа человеческой культуры.
Слайд 9
Технологию изготовления матрешки российские мастера, умевшие вытачивать деревянные
предметы, вкладывающиеся друг в друга (например, пасхальные яйца), освоили
с легкостью. До конца 90-х годов прошлого века матрешки вытачивали и расписывали в московской мастерской «Детское воспитание», а после ее закрытия производство и роспись матрешек освоили в подмосковном Сергиевом Посаде и в других местах России. В каждом из мест, где изготовлялись матрешки, в их роспись добавлялись местные особенности, что позволяет нам говорить о разных школах росписи.
Слайд 10
СЕРГИЕВО-ПОСАДСКАЯ МАТРЕШКА
Главная отличительная черта этой матрешки – стремление отобразить
в росписи крестьянскую жизнь.
Часто мастера рисуют в руках матрёшки какой-либо предмет: кувшин, цветы… Роспись фартука может быть любой: и в горошек, и в мелкий цветочек, и т.д., но чтобы рисунок не был контрастным, потому что главное не фартук, а предмет в руках матрёшки. На платке в основном рисуются растительные мотивы – цветы с листьями или ничего, просто закрашено одним цветом.
Слайд 12
СЕМЁНОВСКАЯ МАТРЁШКА
Основой композиции в росписи Семёновской
матрёшки считается фартук. Поэтому всё внимание мы обращаем на фартук. Здесь можно использовать контрастные цвета и обводку чёрной краской. Мастера используют и растительные мотивы – цветы, и геометрические узоры. Могут быть и мелкие цветы и крупные, но чтобы они выделялись на фоне фартука, их обводят чёрной краской.
Слайд 14
ПОЛХОВ-МАЙДАНСКАЯ МАТРЁШКА
Основной элемент росписи этой матрёшки - цветок шиповника
или, как его называют мастера, «роза». Этот цветок всегда считался символом женского начала, любви, материнства. Мастера часто изображают рядом с пышным цветком полураскрытые бутоны на ветках. Главное внимание художники из Полхов-Майдана уделяют цветочной росписи на фартуке. Роспись более крупная, чем у Сергиев-Посадской и Семёновской матрёшек. Платку не уделяется особое внимание. Либо его оставляют закрашенным одним цветом (розовым, малиновым), либо рисуют завитушки чёрной краской.
ЕДИНСТВО СТИЛЯ
В каждой росписи есть свои
законы (каноны), в рамках которых, творчески работают мастера. Зная элементы и закономерности каждой росписи, уже не будем нарушать единый стиль какой-либо росписи. Авторские работы тем и отличаются, что художники рисуют свои, творческие работы, придерживаясь закономерностей, единства стиля, но привносят что-то новое, своё. Единство стиля определяется и гармонией цвета. Сочетания красок не должны резать глаз, а должны гармонично сочетаться.
Слайд 17
При всем изобилии сюжетов, способов оформления и мотивов
росписи сегодняшней матрешки в настоящее время уже можно проследить
как развивается это направление декоративно-прикладного искусства. Наибольшей популярностью и по сей день пользуются произведения максимально соответствующие сергиевскому канону: обязательные шаль, передник, сарафан. При этом сочетания цветов стали смелее и изысканнее, а варианты орнаментики – разнообразнее.
АВТОРСКАЯ МАТРЁШКА
Авторская матрёшка вбирает в себя основные типы традиционных матрёшек.
Характерная черта искусства современной матрёшки - её богатая цветовая гамма, насыщенный колорит.
Слайд 23
СКАЗОЧНЫЕ СЮЖЕТЫ
Эта матрешка иллюстрирует сказку «Репка»
Слайд 26
ИСТОРИЧЕСКИЕ СЮЖЕТЫ
Большой любовью у ценителей русского народного искусства пользуется
исторический тип матрёшки: бояре и боярышни, представители дворянства и купечества дореволюционной России. Пышные, богатые в декоративном отношении одежды исторических персонажей дают возможность художникам разнообразить и декоративные решения. Это могут быть матрёшки в древнерусском сарафане, тщательно выписанном художником со строгим соблюдением этнографических подробностей народной одежды.
ИСТОРИЧЕСКИЕ ЛИЧНОСТИ
В 1912 году большое распространение получила историческая
матрешка.
К столетию Отечественной войны 1812 года были созданы матрешки, изображающие М.И.Кутузова и Наполеона.