Слайд 2
Цели:
Познакомить с историей Храма Покрова на Нерли.
Развивать навык
работы по побору, систематизации, обобщения текстовых материалов к сочинению.
Обучать
приёмам сжатия текстового материала.
Воспитывать интерес к русской истории.
Слайд 4
ЛЕОНИД ГРАЙВОРОНОВСКИЙ
Храм Покрова на Нерли--
То ли храм, то ли сказка,
То ль поклон да привет
Из стариной Руси,
То ли белая лебедь
Заснула случайно,
И назвали ее – Покрова на Нерли.
Покрова на Нерли-
Наша боль и отрада,
Наш привет журавлям,
Что вернутся домой.
Покрова на Нерли-
То ли храм, то ли сказка,
Наша гордость и боль
Пополам со слезой.
Словно облако с неба
В поля опустилось,
И не будет такого
Еще на Руси.
Как прощение нам
От распятого Бога
Этот храм на лугах-
Покрова на Нерли!...
Слайд 5
Есть мнение, что посвящение храма,
построенного князем Андреем, могло быть связано и с другим
праздником, установленным им после чуда, случившегося 1 августа 1164 года, когда во время похода на волжских болгар от образов Спаса, Владимирской Богоматери и креста, находившихся в русском войске, начали исходить огненные лучи. Именно с этим победоносным походом, успех которого обеспечила икона Владимирской Божией Матери, «Житие Андрея Боголюбского» связывает строительство церкви Покрова. Впоследствии, храм, возможно первоначально посвященный Спасу и Богородице, стал Покровским, вероятно, даже без специального переименования. Согласно другому преданию князь Андрей Боголюбский построил этот в возвышенной печали храм в память о своем старшем сыне Изяславе, погибшем в походе на Волжскую Болгарию.
Слайд 7
БОГОЛЮБОВСКИЙ ДВОРЦОВЫЙ ХРАМ
Слайд 8
Пропорции храма необыкновенно изящны и
красивы. Часто этот храм сравнивают с образом красной девицы
(в отличие от Дмитриевского собора во Владимире – воина-богатыря). И, хотя, тип храма совершенно обычен для этого времени (крестово-купольный, одноглавый, четырехстолпный, трехапсидный, с тремя продольными и тремя поперечными нефами), он неуловимо отличается от множества других церквей. Здесь все направлено на достижение эффекта максимальной стройности и высоты. Множество деталей, еле уловимых, очень деликатных, подчеркивают вертикальную ось сооружения. Например, средняя апсида чуть приподнята над боковыми, несколько поднято и среднее окно. Барабан храма высокий и тонкий с узкими окнами, поднятый на пьедестал-постамент усиливает впечатление устремленности вверх. И внутреннее пространство церкви Покрова воспринимается как некий воздушный столп с убегающими ввысь пучками вертикалей.
Слайд 10
Немало секретов хранит и сама конструкция храма. Его
современный облик так прекрасен и совершен, так вписывается в
окружающий ландшафт, что кажется, так и он был задуман изначально. Однако, благодаря археологическим исследованиям, мы знаем, что во времена своей «молодости» храм выглядел иначе. А великолепный холм-пьедестал, оказывается, является делом рук человеческих. Изначально храм был обнесен открытыми галереями с перекрытиями, на которых устроены «гульбища». Высота галереи составляла 5,5 м ., а в юго-западном углу аркада превращалась в толстую стену с внутренней лестницей, откуда был вход на хоры.
При археологическом исследовании открылся и удивительный секрет холма. На низменном пойменном берегу полая вода поднималась при разливе более чем на три метра. Потому-то и строительство здесь велось совершенно особенным образом. Сначала был заложен фундамент из булыжника на известковом растворе глубиной 1,60 м , до слоя материковой глины. На фундаменте в два приема возвели основание стен из тщательно тесанного, плотно пригнанного камня, высотой 3,70 м . Снаружи и внутри эти стены засыпали глинистым супесчаным грунтом и плотно утрамбовали. Подземная часть храма составляет, таким образом, 5,30 м . Вот так в устье Нерли вырос искусственный холм, ставший пьедесталом для церкви Покрова и предохраняющий ее от коварных весенних вод. Холм был покрыт панцирем из белокаменных плит с водосточными желобами и лестницами, сбегающими к пристани. Обычно под белым камнем понимается светлый известнякОбычно под белым камнем понимается светлый известняк карбона (каменноугольного периода палеозойской эры)Обычно под белым камнем понимается светлый известняк карбона (каменноугольного периода палеозойской эры), залегающий в центральных регионах европейской части современной России. Часто к нему относят песчаникОбычно под белым камнем понимается светлый известняк карбона (каменноугольного периода палеозойской эры), залегающий в центральных регионах европейской части современной России. Часто к нему относят песчаник, доломитОбычно под белым камнем понимается светлый известняк карбона (каменноугольного периода палеозойской эры), залегающий в центральных регионах европейской части современной России. Часто к нему относят песчаник, доломит, поволжский известняк пермского возраста, многочисленные виды известняка, травертинаОбычно под белым камнем понимается светлый известняк карбона (каменноугольного периода палеозойской эры), залегающий в центральных регионах европейской части современной России. Часто к нему относят песчаник, доломит, поволжский известняк пермского возраста, многочисленные виды известняка, травертина и алебастраОбычно под белым камнем понимается светлый известняк карбона (каменноугольного периода палеозойской эры), залегающий в центральных регионах европейской части современной России. Часто к нему относят песчаник, доломит, поволжский известняк пермского возраста, многочисленные виды известняка, травертина и алебастра, залегающие в Приднестровье. Соответственно, более широкое определение белого камня — любой поддающийся обработке бело-желтоватый камень с неблестящей поверхностью, не являющийся мраморомОбычно под белым камнем понимается светлый известняк карбона (каменноугольного периода палеозойской эры), залегающий в центральных регионах европейской части современной России. Часто к нему относят песчаник, доломит, поволжский известняк пермского возраста, многочисленные виды известняка, травертина и алебастра, залегающие в Приднестровье. Соответственно, более широкое определение белого камня — любой поддающийся обработке бело-желтоватый камень с неблестящей поверхностью, не являющийся мрамором или ракушечником.Получается, современный облик храма, такой цельный и законченный, - лишь основное ядро. Когда-то это выглядело совершенно по-иному – над водой поднимались белокаменные ярусы – широкий холм, внушительный пояс аркад-галерей, затем сам храм и, наконец, цилиндрическая башенка барабана с главкой и крестом. Кстати, главка изначально тоже была иная – не луковичная, а шлемовидная, покрытая деревянными «чешуйками».
Слайд 12
После гибели князя, во время княжеских усобиц, а
затем в годы татарского разорения храм получил первые разрушения.
И только во второй половине XVII века были проведены серьезные ремонтные работы. В это время здание получило четырехскатную деревянную кровлю; ветхие галереи были отломаны. Храм иногда затоплялся во время разливов, вода подступала к самому фундаменту, льдины бились о цокольные камни. В 1784 году храм чуть было не исчез навсегда – настоятель Боголюбова монастыря просил разрешения разобрать Покровскую церковь на камень для строительства новых святых врат в своем монастыре. К счастью разрушение храма не состоялось, причем по вполне прозаической причине – не сошлись в цене с подрядчиком. Храм пострадал и от невежества. В 1877 году монастырские власти самовольно, без ведома архитектора предприняли ремонт: без всякой нужды обвязали храм железными стяжками, сбили остатки фресок в барабане и куполе, заменили гипсовыми утраченные белокаменные рельефы… Боголюбов монастырь вместе с Покровским были закрыты в 1923 году, а еще ранее, с 1919 года древние белокаменные памятники, в том числе церковь Покрова, приняты под охрану Владимирской губернской коллегии по делам музеев. В начале 1990-х годов храм по настоянию Церкви был передан вновь открытому Боголюбову монастырю, а затем местному приходу Иоакима и Анны, с подчинением архиерею. В конце 1992 года широко известный памятник был внесен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.
Слайд 14
Храм украшен прекрасной
белокаменной резьбой, присущей владимиро-суздальскому зодчеству. Здесь есть и излюбленный
образ царя Давида в окружении животных, настоящих и фантастических, и богатые орнаменты и удивительный ряд рельефов девичьих ликов, которые опоясывают все три фасада храма. Это один из самых загадочных мотивов в скульптурном декоре церкви. В настоящее время сохранилось девятнадцать таких рельефов, представляющих целую галерею скульптурных портретов. Исполнение этого прекрасной белокаменной резьбы требовало немалого времени и большого технического мастерства. Даже простая обработка каменного блока предполагала более тысячи ударов мастера по инструменту. А на теску фасонного камня и резьбу рельефов церкви Покрова на Нерли по расчетам исследователей должно было потребоваться около трех с половиной тысяч человеко-дней.
Слайд 17
АРКАДА (ФРАНЦ. ARCADE)
РЯД ОДИНАКОВЫХ ПО РАЗМЕРУ И
ФОРМЕ АРОК, СВЯЗАННЫХ МЕЖДУ СОБОЙ.
Слайд 18
АРКАТУРА
РЯД ДЕКОРАТИВНЫХ ЛОЖНЫХ АРОК НА ФАСАДЕ ЗДАНИЯ
ИЛИ НА СТЕНАХ ВНУТРИ ПОМЕЩЕНИЯ.
Слайд 19
ЦОКОЛЬ
НИЖНЯЯ НАДЗЕМНАЯ ЧАСТЬ СТЕНЫ С ОСОБЫМ ХАРАКТЕРОМ
ОБРАБОТКИ.
Слайд 20
НАД ОКНАМИ ФАСАДОВ НАХОДЯТСЯ 21 ЖЕНСКАЯ МАСКА, КОТОРЫЕ
СИМВОЛИЗИРУЮТ ПОСВЯЩЕНИЕ ХРАМА ДЕВЕ МАРИИ. РЕЛЬЕФ БОКОВЫХ ПРЯСЕЛ ТРЕХ
ФАСАДОВ ВЕНЧАЕТ ГРИФОН, КОТОРЫЙ С ОДНОЙ СТОРОНЫ КАК ХРИСТИАНСКИЙ СИМВОЛ ОЗНАЧАЕТ ДВОЙСТВЕННУЮ ПРИРОДУ ХРИСТА - БОЖЕСТВЕННУЮ (ПТИЦА) И ЧЕЛОВЕЧЕСКУЮ (ЖИВОТНОЕ), А С ДРУГОЙ - СИМВОЛИЗИРУЕТ ОБЪЕДИНЕННЫЕ КАЧЕСТВА ОРЛА И ЛЬВА, Т.Е. БДИТЕЛЬНОСТЬ И ОТВАГУ. ЧЕТЫРЕ КРЕСЧАТЫХ В СЕЧЕНИИ СТОЛПА НЕСУТ ПОДКУПОЛЬНЫЕ АРКИ И СВЕТОВОЙ БАРАБАН, ОБРАЗУЯ КРЕСТОВО-КУПОЛЬНУЮ СИСТЕМУ. СТОЛПЫ УВЕНЧАНЫ ФИГУРНЫМИ КАПИТЕЛЯМИ В ВИДЕ ПАРЫ ЛЬВОВ ПОД СВОДАМИ.