Слайд 2
Содержание.
1. 400 лет назад.
2. Кремль.
3. Троицкий Собор.
4. Церковь
Преображения Господня.
5. Симеоно-Аннинская надвратная
церковь.
6. Крестовоздвиженский Собор.
7. Заключение.
1. 400 лет назад.
История города Верхотурье началась в 1597 году, во
времена завоевания Урала и Сибири войсками Ермака. На этом месте находилось укрепленное городище манси Неромкарр, которое было превращено в острог для защиты главной «водной дороги» в Сибирь — по реке Каме до нынешнего города Соликамска, затем волоком до реки Туры и в Обь. Через некоторое время г. Верхотурье превращается в важный центр сибирской жизни — в крепости была организована таможня и все товары, которым были богаты пространства Сибири, в том числе, пушнина и мед проходили именно через Верхотурье.
С отменой пошлин для торговли и внутренних таможен в 1753 году развитие города замедлилось. К середине 19 века торговые пути смещаются далеко на юг (ближе к Челябинску) — Верхотурье теряет свое торговое значение и превращается в духовный центр России со своими монастырями, храмами и святыми.
Слайд 4
2. Кремль.
Как и для многих других городов, являвшихся
первыми форпостами освоения Урала и Сибири, началом Верхотурья послужила
деревянная крепость. Она была воздвигнута на возвышенном скалистом берегу Туры в 1598 году. На ее территории размещались дом воеводы, амбары для казны, гостиный двор, деревянная Троицкая церковь и прочие административные и хозяйственные постройки. До конца XVII века деревянная крепость неоднократно страдала от пожаров и перестраивалась. В 1698 году в Верхотурье, также как и в Тобольске, по указу Петра I было начато строительство каменного кремля. Территория кремля была обнесена крепостными стенами и башнями. Внутри него был воздвигнут новый каменный дом воеводы, приказные палаты, житные амбары, караульня и поварня. Наиболее яркой архитектурной доминантой Верхотурского кремля стал каменный Троицкий собор, построенный по благословению Сибирского митрополита Филофея Лещинского.
Слайд 5
3.Троицкий собор
Троицкий собор
был заложен в 1703 году по благословению сибирского митрополита
Филофея Лещинского. Его место в планировке кремля оригинально тем, что он образует монолитный ансамбль с примыкающими к нему крепостными стенами. Во многом уникально и планировочное решение собора, основанное на сочетании храмового восьмигранного барабана и крещатного пятиглавия. Троицкий собор является ярким образцом стиля барокко, достигшего наибольшего расцвета в городах Сибири в конце XVII - первой половины XVIII столетий. История не сохранила имен авторов и строителей этого храма. По одному из предположений ими могла быть артель мастеров, незадолго до этого принимавшая участие в строительстве каменных храмов в Соликамске. Освящение храма состоялось 16 апреля 1709 года. В 1712 году было начато строительство придела священномученика Харлампия. Не сохранившийся до наших дней иконостас храма был написан крестовым иеромонахом Тобольского архиерейского дома Иоанном в начале XVIII века. Вскоре после октябрьской революции Троицкий собор был закрыт. От разрушения его во многом спасло то, что в 1959 году на международной конференции в Гааге он был включен в число наиболее значимых архитектурных памятников мира.
Слайд 6
4.Преображения Господня.
Главный Никольский храм монастыря из-за увеличения братии
и приходящих богомольцев оказался маловместительным. В силу этого настоятель
монастыря архимандрит Афанасий с братиею ходатайствовал перед преосвященным Иустином, епископом Пермским и Екатеринбургским о разрешении постройки 2-го каменного храма. Пермская духовная консистория указом от 3 августа 1821 г. разрешила построить большой каменный храм во имя Преображения Господня с 2-мя приделами: в честь Благовещения Пресвятые Богородицы и Архистратига Божия Михаила с колокольнею. 28 августа 1821 г. церковь была заложена. 30 августа 1834 г. главный Преображенский храм был освящен Высокопреосвященнейшим Аркадием, Архиепископом Пермским и Верхотурским, а 25 июля 1837 г. им же освящены придельные храмы.
За главным клиросом главного Преображенского храма, под полом, в особо устроенном склепе, покоится тело Высокопреосвященнейшего Неофита, архиепископа Пермского и Верхотурского. В 1869 г. над могилою архиепископа Неофита устроена железная с 4-мя чугунными столбами решетка, чугунная доска с надписью о времени и месте кончины архипастыря. В 1877 г. в углублении стены устроен небольшой киот, в котором вставлены по завещанию Неофита его келейные иконы. Под левым клиросом погребен настоятель сего монастыря архимандрит Гавриил.
Слайд 7
5. Симеоно-Аннинская надвратная церковь.
В 1855 г. над
святыми вратами во время настоятельства архимандрита Гавриила по благословенной
грамоте, архиепископа Пермского и Верхотурского Неофита заложен небольшой храм. Работы были закончены в 1856 г. Храм был освящен во имя Св. Праведного Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы в 1863 г. архиепископом Неофитом. Симеоно-Аннинская надвратная церковь создана была в традициях древнерусской архитектуры.
Слайд 8
6. Крестовоздвиженский Собор.
Слайд 9
Крестовоздвиженский Собор.
Строительство Крестовоздвиженского собора велось по проекту пермского
архитектора А. Турчевича, известного такими выдающимися храмами, как Николаевский
собор Белогорского монастыря, Никольская (Иоанно-Предтеченская) церковь в Кунгуре, кафедральный собор в Оренбурге, храм на Мотовилиховском заводе в Перми и др.
Крестовоздвиженский собор был заложен 12 сентября 1905 года - в праздник перенесения мощей Святого праведного Симеона Верхотурского. Много усилий для его строительства приложил настоятель Свято-Николаевского монастыря - отец Ксенофонт. Освящение собора и перенос в него мощей Симеона Верхотурского состоялись 11 сентября 1913 года, во время празднования 300-летия династии Романовых. В этот день в монастырь пришла телеграмма из Ливадии от царской семьи: «Верхотурье. Николаевский монастырь. Настоятелю о. Ксенофонту. От души приветствуем Вас и братию с высокоторжественным днём освящения нового храма, дорогой нашему сердцу обители и с завтрашним великим праздником. Просим ваших молитв перед ракой Преподобного. Николай. Анастасия". В Крестовоздвиженском соборе, над серебряной ракой с мощами Праведного Симеона была воздвигнута сень, подаренная монастырю императорской семьей. Сень была вызолочена под старое золото с серебряной надписью: «Сия сень сооружена к мощам Симеона Праведного в Верхотурский Николаевский монастырь иждивением и любовью Благочестивейшего, Самодержавнейшего, Великого Государя Императора Николая Александоровича, Благочестивейшей Государыни императрицы Александры Федоровны, наследника цесаревича Алексея Николаевича и Благоверных Великих княжен Ольги, Татьяны, Марии, Анастасии Николаевен в лето от Рождества Христова 1914 мая 25».
Слайд 10
Крестовоздвиженский собор стал одним из самых больших храмов
в России. Он способен был одновременно вместить около 4000
человек. третья по объёму церковь в России, уступающая только Храму Христа Спасителя в Москве и Исаакиевскому собору в Петербурге. Величественность собора как будто подтверждала значение Верхотурья в православной жизни России. Воображение современников поражала красота его убранства. Купола собора были покрыты гладким листовым цинком с накладными рустами. Его центральный иконостас был изготовлен из фаянса на московской фабрике М.С. Кузнецова.
Обратимся к документу 1913 года, к описанию только что отстроенного тогда храма: «Иконостас фаянсовый, утвержденный на железных каркасах, трехъярусный, расположенный по свету арки шириной в 15 аршин. Цвет иконостаса (фон) светло-бирюзовый, близкий к эмалевому, с позолотою. В нижней части иконостаса колонки и площадки под иконами украшены фаянсовыми же, как бы резными виньетками и букетами, а карнизы — квадратными накладками. Иконостас сей, а равно иконостасы двух придельных храмов изготовлены и установлены на местах к 11 сентября 1913 года Товариществом производства фарфоровых и фаянсовых изделий М.С. Кузнецова в Москве. Стоимость их 23 500 рублей. Над царскими вратами в полуциркулярном над ним отверстии фаянсовое же изображение Святаго Духа в виде голубя в позлащенном сиянии».
Слайд 11
7. Заключение.
В конце XVI века Россия сделала важное
территориальное (земельное) приобретение. Отважный казак Ермак Тимофеевич с горстью
храбрецов завоевал огромное Сибирское царство и привел его в подданство русского царя.
Сибирь в то время населяли различные народы финского и татарского племени: самоеды, остяки, татары, буряты, якуты, чукчи и др. Все эти народы не имели никакого понятия об истинном Боге; поэтому русские, вскоре после присоединения Сибири к своим владениям, стали употреблять всевозможные старания просветить туземцев светом Христовой веры. Эти старания, эта попытка не пропали даром, не остались бесплодными. Вера Христова, благодаря энергии русских проповедников, начала мало-помалу водворяться между инородцами. Вместо идольских капищ и магометанских мечетей в Сибири стали, время от времени воздвигаться православные храмы. Но новообращенные сибирские крестьяне все-таки в первые времена были слабы в вере. Их христианская жизнь нередко перемешивалась с языческими обрядами. Одною из причин был недостаток в образцах истинно христианской жизни. И вот Верхотурье, с его Храмами, Церквями и Монастырями стало духовным центром Урала.