Слайд 2
Архитектура — это «область строительного искусства, занимающаяся возведением и художественной
отделкой зданий». Как и в других видах искусства, в архитектуре есть свои
стили и направления, меняющиеся от эпохи к эпохе. Причем происходит это не только благодаря появлению новых строительных методов и материалов. Важную роль играют культурный контекст, политический строй и господствующая в обществе идеология.
Слайд 3
Древнегреческая архитектура, возникшая, на островах Эгейского моря была
настолько гармоничной и целостной, что впоследствии воспринималась более поздними
стилями (Ренессанс, Классицизм, Неоклассицизм) как первоисточник, как некий эталон для подражания. В отличие от египтян греки не были религиозными догматиками. Это был талантливый, веселый и жизнерадостный народ.
Слайд 4
Канонический стиль (Ансамбль храмов в Карнаке)
Слайд 5
Главной архитектурной задачей у греков было строительство храмов.
Оно породило художественные формы, которые перешли потом к сооружениям
различного рода. В течение всей исторической жизни Древней Греции её храмы сохраняли один и тот же основной тип, впоследствии усвоенный и Древними римлянами. Греческие храмы не походили на храмы Древнего Египта и Востока: это были не колоссальные, внушающие религиозный страх таинственные капища грозных, чудовищных божеств, а приветливые обиталища человекоподобных богов, устроенные наподобие жилищ простых смертных, но более изящные и богатые
Слайд 6
Романский стиль: мой дом — моя крепость
Слайд 7
Этот стиль возник в Западной Европе в X веке и господствовал вплоть
до XII, а в ряде стран — и до XIII века. Свое название (от латинского слова
«Roma» — «Рим») он получит из-за того, что зародился в областях, входивших в состав Римской империи.
Для романского стиля характерны массивность, строгость и отсутствие излишеств. Строения, считающиеся образцами архитектуры этого периода, имеют вид крепостей: это замок-крепость и храм-крепость. Романский стиль отличают толстые массивные стены, узкие окна-бойницы и высокие башни. В период постоянных феодальных междоусобиц романские церкви могли выдерживать осаду и служить убежищем во время войны. Рыцарские замки строились на возвышенных местах, удобных для защиты от противника, а затем обносились высокими стенами и рвом.
Слайд 11
Готический стиль: стремление к небу
Слайд 12
Готический стиль зародился в Северной Франции во второй половине XII
века и до XV-XVI веков был господствующим архитектурным стилем в Западной и Центральной
Европе.
Иногда этот стиль называют стрельчатым, так как в нем преобладает остроконечная стрельчатая форма арки, а также дверей и окон.
В отличие от массивных и приземленных зданий романского типа, готические сооружения кажутся изящными и стремящимися в небо. Это впечатление подчеркивается высокими ажурными башнями и обилием декоративных деталей. Окна становятся более широкими и украшаются разноцветными витражами
Слайд 13
Католический собор Нотер-Дам в Шартре
Слайд 15
Окно кафедрального собора в Амьене
Слайд 16
Собор Парижской Богоматери Париж
Слайд 19
Архитектура Ренессанса: торжество разума
Ренессанс или эпоха Возрождения — это
период с конца XIV — по начало XVII веков.
В архитектуре это проявилось
в заимствовании черт римской классической архитектуры: простоты, четкости, пропорциональности и упорядоченности. На смену ломанным несимметричным линиям готических соборов пришли строгие геометрические формы светских сооружений: дворцов, городских домов и общественных зданий. Основными используемыми в архитектуре фигурами стали квадрат, прямоугольник, шар и куб.
Слайд 20
Флорентийский собор Санта-Мария-дель-Фиоре
Слайд 21
Палаццо Питти – одна из самых значительных достопримечательностей
Флоренции
Слайд 23
Барокко: форма превыше содержания
Стиль барокко пришел на смену стилю
эпохи Возрождения. Он начал зарождаться в конце XVI столетия в Италии, а затем
распространился по всей Европе и до середины XVIII был господствующим. Основными признаками барокко были пышность, парадная торжественность и подчеркнутая монументальность. На смену геометричности и рациональности Ренессанса пришли усложненность пространства и объемов, сложные криволинейные формы и преобладание декоративного начала.
Слайд 27
Рококо: легкость бытия
Стиль рококо возник во Франции в первой половине
XVIII века. Архитекторы рококо не вносили изменений и новизны в конструкцию зданий,
поэтому отличие рококо от барокко касается в основном отделки и декораций.
Особенности рококо — прихотливо изогнутые поверхности, очень сложные лепные и резные узоры, позолота, прихотливые завитки, асимметричные детали, обилие скульптур. Помещения украшаются многочисленными зеркалами. Среди скульптурных сюжетов преобладают мифологические, пасторальные и эротические, а среди орнаментов — раковины, цветочные гирлянды, маски и листья растений. Формы и элементы сочетаются самым причудливым образом, без следования каким-либо правилам. Архитектура стиля рококо отличается легкостью, грациозностью, роскошью и изяществом, при этом она зачастую утрачивает соразмерность деталей.
Слайд 31
Классицизм: красота в гармонии
Классицизм — это направление в европейском искусстве XVII —
начала XIX веков. Оно зародилось во Франции, став отражением подъема
идеи абсолютизма. Гармоничность, рациональность и величественность классицизма как нельзя лучше соответствовали духу этого времени.
В основе классицизма лежит подражание античной архитектуре с ее строгими пропорциями и канонами как идеальному образцу. Основное влияние на этот стиль оказал древнегреческий ордерный храм: обнесенное колоннадой прямоугольное сооружение с двускатной кровлей и трехступенчатым цоколем. Архитектуре классицизма присущи симметричность и геометризм форм и линий. Господствующими элементами этого стиля стали купол, арка и колонна.
Слайд 34
Ампир: слава победителям
Ампир был господствующим стилем в архитектуре и декоративном
искусстве в течение первой половины XIX века.
В этот период
происходит обращение к художественному наследию Древнего Рима с его культом величия, мощи и воинской силы. Отличительными особенностями ампира стали массивные монументальные формы, а также обилие военной символики в архитектурных деталях и декорациях: мечей, копий, щитов, орлов, доспехов, лавровых венков и т.д.
Мемориальная архитектура этого стиля, прославляющая военные успехи государства, зачастую повторяла древнеримские образцы.
Слайд 37
Театральная площадь Большой театр
Слайд 38
Эклектика: архитектура-ассорти
Королевский павильон в Брайтоне
Слайд 39
Эклектика была преобладающим архитектурным направлением в Европе и России в 1830—1890-х
годах. Она соединила в себе элементы, относящиеся к разным стилям и эпохам,
за что получила свое второе название — историзм.
Конструкция и внешний вид зданий определялись почти исключительно его функцией, а также художественным вкусом и платежеспособностью заказчика.
Слайд 42
Название этого стиля, популярного в конце XIX — начале XX века,
в переводе с французского означает «современный». Представители модерна, в отличие от представителей эклектики,
стремились к тому, чтобы все элементы зданий подчинялись единому замыслу и ритму. Отличительными особенностями искусства модерна стали символизм, а также отказ от симметричных форм, прямых линий и углов. Архитекторы этого периода протестовали против искусственной упорядоченности и воссоздавали в своих строениях естественные природные линии.
Еще одной особенностью архитектуры модерна было использование разнообразных, в том числе и принципиально новых строительных и отделочных материалов. Сталь, стекло, бетон сочетаются с более традиционными кирпичом, деревом и камнем. Шел активный поиск новых архитектурных приемов и технологий, необходимых для строительства вокзалов, аэропортов, заводов и выставочных залов. Здания, построенные в стиле модерн сочетают в себе красоту и функциональность.
Слайд 46
Под влиянием технического прогресса сформировалось новое движение -
хай тек - эстетическое течение в архитектуре, сложившееся в
70-е гг. представляющее собой современную модификацию техницизма, исповедующего радикальное обновление языка архитектуры.
Главное отличие от конструктивизма и структурализма, основными средствами выражения у которых служили конструкции на основе железобетона и стекла, хай тека это ориентирование на эстетическое освоение металлических конструкций в сочетании со стеклом. Кроме того, хай тек активно включает в архитектурную композицию зданий элементы их инженерного оборудования - воздуховоды, вентиляционные шахты, трубопроводы.
Слайд 49
Постмодернизм
Термин «постмодернизм» (поставангард, постмодерн) происходит от латинского post
– «после». Этот термин подразумевает под собой совокупность художественных
тенденций, которые наиболее проявились в шестидесятых годах прошлого века. Характерной особенностью этого направления был кардинальный пересмотр позиций предшествующего авангарда и модернизма. Вторая половина прошлого столетия показала, что новаторские течения модернизма себя исчерпали. Все более остро ощущался дискомфорт городской среды, что было связано с застройкой дешевыми домами, сооруженными в стиле рационального функционализма, которые создавали угнетающее состояние уныния и однообразия. Некоторые архитекторы иногда пытаются вернуть формы, орнамент, раскраску из прошлого, когда начинают надоедать скупость форм «белого модернизма», культ техники.
Слайд 53
Деконструктивизм
направление в современной архитектуре, основанное на применении
в строительной практике идей французского философа Жака Деррида. Для
деконструктивистских проектов характерны визуальная усложнённость, неожиданные изломанные формы, подчёркнуто агрессивное вторжение в городскую среду.