Слайд 2
Рафаэль Санти
Афинская школа (Scuola di Atene), 1511
Апостолический дворец,
Ватикан
Слайд 4
Вступив на престол в 1503 году, папа Юлий
II не пожелал жить в резиденции своего предшественника Александра
VI.
На втором этаже дворца он решил отделать свои рабочие комнаты, для росписи которых были собраны лучшие художники из всех городов Италии, а в середине 1508 года из Флоренции был вызван молодой Рафаэль. Ему тогда было 25 лет. В 1508 году по поручению папы Юлия II Рафаэль расписывает станцы (парадные залы) Ватиканского дворца.
Станцы Рафаэля – это расположенные друг за другом три комнаты небольших размеров, примерно 8 на 10 метров.
Станца делла Сеньятура была первой из станц, расписанных Рафаэлем (1508 – 1511 гг.).
Слайд 6
Его фрески – это аллегорические изображения человеческой деятельности:
«Афинская школа» – философия, «Диспута» – богословие, «Мудрость, умеренность
и сила» – правосудие, «Парнас» – поэзия.
В своих четырех великих композициях Рафаэль показал четыре основания, на которых, по его убеждению, должно покоиться человеческое общество: разум (философия, наука), доброта и любовь (религия), красота (искусство), справедливость (правосудие).
Фреска «Афинская школа» по праву признается одним из лучших произведений не только Рафаэля, но и ренессансного искусства в целом.
Слайд 8
В центре, среди персонажей, группирующихся у мощных арочных
устоев, в нишах которых помещены статуи Аполлона и Минервы,
изображены Платон и Аристотель.
Их жесты – первый указывает на небо, второй простирает руку к земле – дают представление о характере их учения.
Слайд 9
Слева от Платона – Сократ, беседующий со слушателями,
среди которых выделяется молодой Алкивиад в панцире и шлеме.
Слайд 10
Прямо на ступенях, словно нищий у лестницы храма,
непринужденно расположился основатель школы циников Диоген.
Слайд 11
Внизу на первом плане – две симметрично размещенные
группы: слева – склонившийся на колено с книгой в
руках Пифагор с учениками; справа, тоже в окружении учеников, гибких прекрасных юношей, – Эвклид (или Архимед); низко нагнувшись, он чертит циркулем на лежащей на полу грифельной доске.
Слайд 12
Правее этой группы – Зороастр и Птолемей (в
короне), каждый из них держит в руке сферу.
Слайд 13
У самого края фрески Рафаэль изобразил себя (слева)
и живописца Содому, начавшего до него работу в этой
станце.
Слайд 14
На первом плане, чуть смещенным от центра влево,
представлен сидящим в глубокой задумчивости Гераклит Эфесский.
Слайд 15
Несмотря на обилие персонажей, к тому же разбитых
на группы, «Афинская школа» производит впечатление единства изображенного.
Рафаэль
чередует статичные и динамичные позы, вся композиция идет по кругу, ее замыкает светлая, стройная архитектура, наполненная воздухом.
Но «любители мудрости» объединены и общим настроением: все они, каждый по-своему, ищут истину, которая должна торжествовать в человеческой жизни так же, как легкие своды храма философии и голубое небо возвышаются над головами мыслителей.