Слайд 3
Политика большевиков в области художественной культуры в 1920-е
годы допускала определённую свободу творчества и многообразие мнений
Слайд 4
ЛЕФ (Левый фронт искусств)
ЛЕФ (Левый фронт искусств) возглавил
В.Маяковский. Кроме него членами объединения стали: Н.Асеев, В.Каменский, С.Третьяков.
Близки к ЛЕФу были художники (А. Родченко, В. Степанова, В. Татлин), деятели кино (С. Эйзенштейн, Дзига Вертов, Л. Кулешов), писатели, критики и теоретики искусства (В. Шкловский, А. Лавинский).
Слайд 5
Плакаты ЛЕФ
А.Родченко и В.Степанова
Плакат РОСТА
Слайд 7
теория «социального заказа» ЛЕФ
Искусство – это орудие борьбы
за социализм и средство воспитания нового человека
Художник являлся
только «мастером», выполняющим задания своего класса
В основе искусства должен быть документальный факт, не должно быть вымысла
Из литературных жанров признавали только очерк, репортаж, лозунг
Слайд 8
Ассоциация художников революционной России (АХРР)
Основана в 1922, распущена
в 1932 году
1 мая 1922 года на Кузнецком мосту открылась
«Выставка картин художников реалистического направления в помощь голодающим», которая в дальнейшем стала считаться первой выставкой АХРР.
Состав: А.М.Герасимов, И.И.Бродский, Б.В.Иогансон, С.В.Малютин, М.П.Греков и другие. Численность достигала от 80 до 300 человек
Слайд 10
Работы АХРР
М.Греков. Трубачи Первой Конной
И.Бродский. Ленин на фоне
Кремля
Слайд 11
Работы АХРР
Б.Иогансон. Рабфак идёт
С.Малютин. Портрет Фурманова
Слайд 12
Наш гражданский долг перед человечеством — художественно-документальное запечатление величайшего
момента истории в его революционном порыве. Мы изобразим сегодняшний
день: быт Красной Армии, быт рабочих, крестьянства, деятелей революции и героев труда… Мы дадим действительную картину событий.
Типичные черты произведений ахровцев — это чёткая повествовательность, консервативная «реалистичность», попытка воссоздания исторического или современного события. Художники АХРР стремились сделать свою живопись доступной массовому зрителю той поры
Слайд 13
Главным направлением деятельности АХРР в 1920-е годы стали
выставки. Ею было организовано около 70 выставок в столице
и других городах филиалов АХРР. Эти выставки имели характер всесоюзных отчётно-тематических экспозиций.
В своём издательстве АХРР выпускала журнал «Искусство в массы» (1929—30), вышло 20 номеров. Выпускала цветные репродукции, открытки, альбомы и выставочные каталоги. Всего увидели свет около 800 открыток АХРР. Большинство из них было напечатано в цвете, тиражи доходили до 50.000 экземпляров
Слайд 14
ОСТ (общество станковистов)
Основано в 1925, распущено в 1931
году
П.Вильямс, А.Дейнека, Ю.Пименов, Д.Штеренберг и другие
предпочитало советскую тематику,
но не отвергало инструменты художественного языка, изобретённого в ХХ веке
остовцы считали своим эстетическим идеалом новейшие европейские течения, в особенности эксперессионизм
Слайд 15
Работы остовцев
П.Вильямс. Автопробег
А.Дейнеко. На стройке
Слайд 16
Работы остовцев
Ю.Пименов. Новая Москва
Д.Штеренберг. Семья художника
Слайд 17
Основные идеи остовцев
предпочитали мирные, светлые темы, «приметы XX
столетия»:
жизнь города и городского человека XX века
индустриализация России,
недавно ещё аграрной и отсталой, стремление показать динамику взаимоотношений современного производства и человека
массовый спорт (футбол, теннис, спортивные соревнования и кроссы, гимнастика), который также стал характерной особенностью жизни советского общества
В воспитательном плане определялась «ориентация на художественную молодежь». Они стремились отразить в отдельных фактах новые качества современной им эпохи
Укрупняются и выдвигаются на первый план силуэты людей. Изображая их контрастно и цветом, и размером по отношению ко всему остальному, художники подчеркивают их динамическую мощь.
Слайд 18
«Четыре искусства»
художественное объединение, существовавшее в Москве в 1924—1931
годах
было основано художниками, входившими ранее в Мир искусства и
Голубую розу
в объединении были живописцы и графики, скульпторы и архитекторы – отсюда и название
П.В.Кузнецов, В.И.Мухина, А.П.Остроумова-Лебедева, К.С.Петров-Водкин, М.С.Сарьян, В.А.Фаворский, А.В.Щусев и другие
Слайд 19
Работы мастеров «4 искусства»
В.Фаворский. Плач Ярославны
Слайд 20
Работы мастеров «4 искусства»
К.Петров-Водкин. Смерть комиссара
А.Матвеев. Октябрь
Слайд 21
Основные идеи
на первое место выдвигали художественное качество своих
работ
всем членам объединения было присуще высокое профессиональное мастерство, точно
проработанная образная структура и выразительность, умение использовать накопленный опыт в применении к новым задачам, поставленным современным искусством и градостроительством.
Общество «Четыре искусства» часто проводило выставки в Москве (в 1925, 1926 и 1929 годах) и Ленинграде в 1928 году
Слайд 22
Общество московских художников
Существовало в 1928-1931 годах
создано группой
московских живописцев (С.В. Герасимов, И.Э. Грабарь, Н.П. Крымов, Р.Р.
Фальк и др.)
В него вошли представители Бубнового валета – П.Кончаловский, И.Машков, А.Лентулов
Насчитывало около 70 человек
Слайд 23
П.Кончаловский
Автопортрет в жёлтой рубашке
Семья художника
Слайд 24
Работы ОМХ
И.Машков. Хлебы. Московская снедь
А. Лентулов. Московская улица
Слайд 25
Работы ОМХ
С.Герасимов. Москва
Р.Фальк. Вид на Кремль из
окна мастерской
Слайд 26
Основные идеи
разрабатывали современную тематику
стремились к пластическому единству
цвета и формы
главной идеологической задачей Общества провозглашалась следующая: “…способствовать
поднятию и развитию художественной культуры РСФСР, а также приближению ее к массам, художественное отображение жизни и идей советской современности»
Большое внимание уделяли уровню профессионального мастерства
Слайд 27
В феврале 1928 г. и июне 1929 г.
Общество показало две большие отчетные выставки в московских рабочих
клубах, его члены участвовали в передвижных выставках, организованных Наркомпросом, и в выставке советского искусства в Нью-Йорке
Выполняли плакаты, издавали открытки
участвовали в оформлении клубов и массовых празднеств