Слайд 2
Узбекистан – страна с необыкновенно талантливым народом,
а талант и мастерство, умноженные на многие века славной
истории и дают в итоге, те шедевры народного творчества, которые не дадут позабыть о своих корнях, своей культуре и своем неповторимом этносе.
Слайд 3
Народно-прикладное искусство - это особый мир художественного творчества,
бесконечно разнообразная область художественных предметов, создаваемых на протяжении многовековой
истории развития человеческой цивилизации. Это сфера, вне которой невозможно представить себе жизнь человека. Каждая вещь, будь то мебель, посуда или одежда, занимает определенное место не только в организованной человеком среде жизнедеятельности, но прежде всего — в его духовном мире.
Слайд 4
Понятие «народно-прикладное искусство» достаточно широкое и многогранное. Это
и уникальное крестьянское искусство, уходящее своими корнями в толщу
веков; и его современные «последователи» - традиционные художественные промыслы, связанные общим понятием - народное искусство; и классика - памятники мирового декоративного искусства, пользующиеся всеобщим признанием и сохраняющие значение высокого образца; и современное декоративно-прикладное искусство в широком диапазоне его проявлений: от малых, камерных форм до значительных, масштабных, от единичных предметов до многопредметных ансамблей, вступающих в синтез с другими предметами, архитектурно-пространственной средой, иными видами пластических искусств.
План:
Лаух – деревянное чудо
Икаты
Узбекская
тюбетейка
Всемирный бренд – «Бухарский ковер»
Красочное сюзане Ургута
Ташкент. Продолжение славной династии
Песня клинка. Шахрихан
Вышивка золотом
Искусство обработки металла
Ковры Хорезма
Слайд 7
Коканд. Мастера резного кружева.
Риштанская керамика Рустама Усманова
Ташкентская школа
резьбы по дереву.
Традиции и ремесла Гиждувана
Стальная легенда Чуста
Шелковое чудо
Самарканда
Вышивка Шахрисабза
Искусство золотой Бухары
Вышивка
Гончарное искусство и керамика
Художественные ткани
Ковры
Слайд 8
Лаух-деревянное чудо
Лаух - раздвижная деревянная подставка для книг
– одно из самых оригинальных изделий, которое когда –
либо создавали узбекские резчики по дереву. Трудно поверить, но эта сложная конструкция изготавливается из куска дерева, без единого гвоздя и без использования клея или шарниров.
Опытные мастера могут изготовить лаух десяти - двенадцати уровней. На такой подставке кроме книг можно разместить карандаши, небольшие свитки бумаги, блокноты, закладки для книг и другие принадлежности для чтения и письма.
Слайд 9
Долгое время считалось , что секрет изготовления лауха
безвозвратно утерян . Но в восьмидесятые годы прошлого столетия
сразу несколько мастеров решили возродить этот древний вид резьбы. Одними из первых были Артык Файзуллаев , Зейнал Алимбаев и Акмаль Азларов. Лаухи стали делать в Ташкенте, КокандДолгое время считалось , что секрет изготовления лауха безвозвратно утерян . Но в восьмидесятые годы прошлого столетия сразу несколько мастеров решили возродить этот древний вид резьбы. Одними из первых были Артык Файзуллаев , Зейнал Алимбаев и Акмаль Азларов. Лаухи стали делать в Ташкенте, Коканде, НаманганДолгое время считалось , что секрет изготовления лауха безвозвратно утерян . Но в восьмидесятые годы прошлого столетия сразу несколько мастеров решили возродить этот древний вид резьбы. Одними из первых были Артык Файзуллаев , Зейнал Алимбаев и Акмаль Азларов. Лаухи стали делать в Ташкенте, Коканде, Намангане, Самарканде, Хиве. Ташкентские , кокандские и самаркандские мастера научились делать многоуровневые конструкции. Стоит отметить , что ни один лаух , даже если он ничем не украшен , не повторяет другого, каждый экземпляр уникален.
Икаты
Великолепные узоры и
яркие цвета тканых изделий в технике икат – статусные символы Центральной Азии
19-го века.
В досоветские времена в Узбекистане и Таджикистане это был не просто красочный акцент: икат был высшим проявлением искусства модельера и мастерства красильщика, непременной принадлежностью быта в тех домохозяйствах, которые могли себе это позволить, важным направлением растущей городской экономики, ценным и престижным подарком – будь то близкому человеку или царю.
Слайд 11
Икат был связующим звеном во многих сферах жизни
– политической, экономической и общественной.
Одна из причин престижности ткацких
изделий в технике икат – трудность их изготовления. Вся хитрость иката в том, что цвета и узоры наносятся на нити заранее, до того, как материя выткана, и только когда изделие готово, перед вашими глазами выпукло возникает рисунок.
Слайд 12
Изделия раннего периода часто отличаются быстрыми цветовыми переходами
от одного участка к другому, без четких различий между
основным узором и фоном. Манера изменилась к середине 19-го века, когда ремесленники хорошо освоили технику. “К середине 19-го века они были готовы создавать новые рисунки. И, как видите, между 1850-м и 1880-м годами произошел взрыв новых идей.
Прежние узоры повторялись – но не в точности. Художники не топтались на месте. Пробуя что-то новое, они следовали традиционным образцам, но интерпретировали их по-другому. Искусство мастеров иката можно сравнить с джазовой импровизацией: на фоне повторения старых тем прибавляются все новые элементы и возникают новые мелодии.
Старые мастера иката рассказывали в 1940-е и 1950-е годы, что ими двигало стремление передать сезонное настроение, например, используя абстрактные фигуры на основе природных форм.
Хотя рисунки сложны, а производственный процесс очень трудоемок, из тканей в технике икат изготовлялись самые простые предметы одежды – женские платья и шальвары, халаты Т-образного покроя, как для мужчин, так и для женщин. Выкройки халатов для женщин отличаются только небольшими вытачками под рукавом, чтобы верхняя часть халата чуть плотнее облегала фигуру, и чуть более свободным покроем низа.
Слайд 14
Узбекская тюбетейка - головной убор узбеков
Узбекистан
славится большим разнообразием узбекских тюбетеек. Узбекская тюбетейка - "это
круглая или островерхая шапочка с вышитыми или ткаными узорами, национальный головной убор узбеков". тюбетейка украшает всех - и седые головы стариков, и макушки новорожденных. Народная пословица говорит: "тюбетейка джигиту всегда к лицу".
Слайд 15
Происхождение тюбетейки очень древнее. В обычае носить тюбетейку
свою роль сыграла религия ислам, которая запрещал мусульманам выходить
из дома с непокрытой головой. Помимо своей прямой утилитарной функции, тюбетейка всегда была украшением костюма. Стремление мастериц к красоте, к совершенству возвышало их труд от ремесла до высшего искусства. Исторически ее формы вышли из остроконечной тюбетейки, которая носилась под чалмой. Само слово "тюбетейка" произошло от татарского "тюбете": тюбе - верх, вершина. Узбекское название этих шапочек - "дуппи" или "калпок". К XIX веку тюбетейки как головной убор получили повсеместное распространение и определилось разнообразие их форм - островерхие, и конусообразные, полусферические и четырехгранные, круглые и купольные тюбетейки. Богатство и разнообразие расцветки и орнамента, техники вышивки столь велики, что делают затруднительным любое перечисление декора тюбетейки.
Слайд 16
Узбекская тюбетейка справедливо считается одним из национальных видов
прикладного искусства, неотъемлемой частью народного костюма. Своего расцвета это
искусство достигло в конце девятнадцатого - середине двадцатого веков, когда тюбетейки получили широкое распространение в народном быту и изготавливались повсеместно, как в крупных городах, так и в отдаленных кишлаках.
Тюбетейки Узбекистана заслуженно пользуются большим спросом во всем мире. Сотканные умелыми руками мастеров, они украшают экспозиции многих музеев. Лучшие и наиболее полные собрания тюбетеек хранятся в Ташкенте в государственных музеях истории, искусств и прикладного искусства Узбекистана.
Слайд 17
Этот знаменитый бренд складывался на протяжении многих веков,
истоки его возникновения уходят в глубокое средневековье, когда караваны
везли по Великому Шелковому Пути изделия бухарских мастериц в государства Востока, Запада, Средиземноморья. В изделия влюблялись сразу. Мягкий блестящий ворс, затейливый рисунок и все оттенки красного в цветовой гамме, от темного бордо, до светло розового. Такой шедевр хорош и на стене и на полу, как говориться: «и душу греет и глаз радует».
Слайд 18
Бухарские ковры во все времена отличались красочностью, пестротой
узора и высоким ворсом.
Доподлинно известно, что для изготовления такого
ковров традиционно брали только весеннюю самую длинную и мягкую шерсть равнинных овец. Ведь считалось, что овечья шерсть и изделия из нее способны излечить от многих болезней.
Для крашения выделанного волокна применяли исключительно естественные красители : кору дуба, ореха и граната, которые давали насыщенные цвета от черного до бежево-золотистого, а для получения знаменитой красной палитры использовали корень морены.
Об орнаментах бухарских ковров можно рассказывать вечность. Здесь и стилизованные солнечные знаки, и рога архара, и туморы~ - своеобразные амулеты призванные уберечь хозяина от злого глаза и жизненных невзгод. Популярны также изображения людей в виде геометрических и ромбических фигурок, очень часто встречаются изображения так называемого «райского сада» - любимая тема всех узбекских ковров и специфические восьмиугольники в окружении звезд- традиционный бухарский рисунок.~
Но со временем производство ковров пришло в упадок, а концу XIX века секреты ремесла и вовсе были практически утеряны. И только с обретением Узбекистаном независимости, стали потихоньку восстанавливать секреты ковроткачества.
Слайд 20
Сегодня в Бухаре полностью восстановлен этот некогда знаменитый
промысел, наряду с шерстяным, вспомнили и о шелковом ковроткачестве
и производстве паласов безворсовых ковров, которыми когда-то тоже славилась это местность.
Современные паласы ткут больших размеров с простым рисунком, белого, красного и желтых цветов.
И сегодня как когда-то, ковры в Бухаре продаются на любом базаре, в любой сувенирной лавке. Расстеленные на полу они удивляют своей яркостью и пестротой, бахвалясь друг перед~ другом затейливостью рисунка и сочностью красок, а свернутые в рулон бесстыдно хвастают необыкновенно ровной изнанкой признаком огромного мастерства ткачей. Вывешенные для обзора они так и пытаются поймать налетевший ветерок и улететь.
Слайд 21
Красочное сюзане Ургута
У подножия
Заравшанских гор, совсем недалеко от Самарканда, на высоте 1000
метров над уровнем моря расположен старинный узбекский город – Ургут. В городе немало исторических мест, интереснейших достопримечательностей и занимательных природных объектов, но самым интересным (по мнению автора) является базар. И если восточный базар, это всегда немного сказки, то базар в Ургуте можно назвать сказочной повестью. Дело в том, что основным товаром здесь являются произведения народных промыслов старинных мастеров и современных авторов. Любознательность и терпение настоящего ценителя будет сторицей вознаграждена, ведь среди огромных развалов вы непременно обнаружите настоящие шедевры ковроткачества, художественных изделий из металла или керамики, а если повезет, то вам достанется настоящая жемчужина ручной вышивки узбекистана – сюзане.
Слайд 22
Сюзане (от перс. «сюзан» - игла) – большие
художественно вышитые панно, которые развешиваются на стенах – непременный
атрибут традиционного узбекского жилища. Особо крупные, декоративные сюзане создавались, как правило, к большим семейным торжествам. Особым поводом для вышивки, конечно, являлась свадьба, ведь для невесты, вышитые комплекты составляли часть приданного, обязательного для начала жизни молодоженов. При этом особое значение уделялось орнаменту изделий, которые служили оберегом для молодой четы и должны были отгонять от дома врагов, злые языки и всяческие напасти. По старинной традиции часть вышитых узоров оставлялась неоконченной, это делалось для того «чтобы в доме не кончалась свадьба, чтобы была жива дочь и чтобы радость в доме не прерывалась».
Слайд 23
Ташкент. Продолжение славной
династии
Один из старейших районов Ташкента – Кукча, улица Одила
Мухтарова, именно здесь на тенистой улочке находится одна из достопримечательностей столицы Узбекистана – Дом-музей им. Мухитдина Рахимова(1903-1985).
Слайд 24
Потомственный керамист в четвертом поколени, инженер-технолог, ученый -
исследователь – Мухитдин Рахимов, более сорока лет был старшим
научным сотрудником института Искусствознания Республики. В своих многочисленных поездках по стране ученый досконально изучил традиции и приемы гончарного искусства старейших центров керамики Узбекистана. Многие годы своей жизни, опираясь на исследования археологов, он посвятил изучению гончарного искусства эпохи Темуридов и Кушанского царства. Из-под его пера вышло несколько книг и десятки статей посвященных истории керамики страны, технологии создания и обработки гончарных изделий. Особый интерес ученого вызывала трактовка символов, орнаментов и художественных образов расписной керамики Узбекистана.
Слайд 25
Все свое свободное время, усто (мастер) Мухитдин отдавал
работе с глиной и росписи своих работ. Им созданы
десятки великолепных произведений выполненных в технике кушанского и темуридского времени, ташкентской керамической школы, многие из них хранятся сегодня в лучших музеях мира (Эрмитаж - С.Петерпург, Музей искусств Востока - Москва.). Но пришло время, и все свои знания и умения ученый передал своему сыну Акбару.
Слайд 26
Песня клинка.Шахрихан
Несмотря на
то, что самыми известными и популярными являются ножи из
Чуста, самые распространенные в Узбекистане – шахриханские. В славном городе Шахрихан, что недалеко от имеется небольшой и уютный Пчак-бозор, целый ряд, где продаются только ножи.
Слайд 27
В городских районах и окрестных кишлаках есть очень
много мест, где компактно расселились «пчакчи» - династии мастеров
по изготовлению ножей. В городе смеются, что здесь каждый третий занят этим промыслом. Возможно, этим и объясняется умеренная цена на совершенно роскошные шахриханские «пчаки» - узбекские ножи.
В мастерских местных мастеров производится более полутора десятков ножей различного вида и назначения: орудие мясника - «кассоб-пичак», нож для разделки теста «норин-пичак», подарочный нож - «бола-пичак», складной нож для аксакалов - «чол-пичак».
Конечно, все ножи в Шахрихане исключительно ручной работы, а на стоимость изделия очень влияет материал рукоятки, отделка гюльбанд (деталь из металла, соединяющая лезвие с рукоятью), способ закалки, имя мастера и, конечно же, самое главное – металл.
Вышивка золотом
В отличии то шелковой вышивки, которой занимались только
женщины, золотошвеями издавна становились исключительно мужчины. Наивысшего расцвета это ремесло достигло в Бухаре к середине XIX в, где его специально освоили для декора нарядов правителя и его свиты.
Золотыми и серебряными нитями расшивались халаты для мужчин, чалмы и тюбетейки, обувь и шальвары, а также женская одежда: платья и халаты, головные повязки – пешанабанд, различные платки, туфли и сапожки. Также вышивка золотом с вкраплением мелких самоцветов обильно украшала попоны лошадей и дворцовый интерьер.
Слайд 29
Совершенство композиционного построения узоров и его технического исполнения
достигались следующим образом. Трафарет детали рисовался на лайке, затем
вырезался, прикреплялся к натянутой ткани и зашивался драгоценными нитями. Для каждого изделия применялся определенный стежок вышивки: «заминдузи» – сплошная зашивка, «гульдузи» – шитье по вырезанному рисунку на чистом фоне, а также еще свыше тридцати известных швов.
Сегодня золотым шитьем владеют далеко за пределами Бухары и преимущественно женщины. Их руками создаются масштабные произведения – театральные занавесы, огромные настенные панно, различные сувениры, также эта техника широко используется в производстве современной одежды.
Слайд 31
В эпосе народов Средней Азии металл и изделия
из металла издавна служили оберегами от злых сил и
многие узбекистанцы до сих пор чтут связанные с этим традиции. Например, во многих областях страны, уснувший в поле работник, всегда положит под голову рабочую часть мотыги. А рожениц и новорожденных до сорока дней, охраняет нож, спрятанный родственниками под их подушку.
Искусство изготовления ножей – небольшая, но очень своеобразная отрасль художественной обработки металлов. Сувенирные ножи делаются с остроконечным лезвием, которое имеет собственный футляр - «кинбок», нередко украшенный металлическими накладками, аппликацией или вышивкой.
Слайд 32
Название им – «гулдор пичок», что обозначает нарядный
или украшенный нож. Формы и декор изделий весьма разнообразны,
все зависит от того к какой школе принадлежит мастер. Это могут быть ножи с широким, узким, прямым или изогнутым лезвием и богато декорированной рукояткой, которую делают цельной или наборной, из дерева или кости, инкрустированной или раскрашенной лаковой эмалью.
Сегодня признанными центрами по художественному изготовлению ножей являются - Чуст в Ферганской долине и ХиваХива в Хорезме.
Слайд 34
Древний и прекрасный Хорезм, некогда великое и могущественное
государство, торговый и экономический центр Средней Азии. С незапамятных
времен этот благословенный край славился своими коврами, производством которых в основном занимались кочевые племена туркмен и каракалпаков. Именно туркменские длинноворсовые ковры были взяты за основу хорезмскими мастерицами и со временем принесли заслуженную славу. Но с распадом Хорезмского ханства, в период смут многие народные промыслы пришли в упадок. Такая же участь постигла и ковроткачество. По утверждениям ученых к концу XIX века в Хиве столице могущественного ханства ковровое производство почти не существовало.
Слайд 35
Сегодня в Хиве некогда столице древней империи, а
ныне одном из исторических центров страны с успехом возродили
забытое ремесло.
В настоящее время развитие ковроткачества в регионе происходит в трех направлениях: домашнее производство, изготовление ковров ручным способом на базе государственных предприятий, а также поддержка частных фирм, занятых этим нелегким промыслом.
Вновь в регион вернулись знаменитые «джульхирсы и гилямы» - ворсовые шерстяные ковры, основными традиционными чертами которых являются яркие сочные цвета, а также сочетание геометрической основы рисунка со стилизованным растительным орнаментом. Только на производственном объединении «Хорезм гиламлари» ткут полтора миллиона кв.м таких ковров в год.
Слайд 36
Мастерицы хивинской ковровой фабрики прославили город продукцией, достойной
войти в любую коллекцию мира. Наиболее интересно новое направление
их разработок, так называемые «портретные ковры», для изготовления которых, применяют древнюю технологию «шерсть + шелк».
Технология заключается в сочетании шелковых и шерстяных компонентов. Основу таких изделий обычно составляют шелковые нити, фоновая часть ковра из шерсти, орнамент снова из шелка.
Шелк использован в основе для того чтобы, сочетая в себе прочность и эластичность, дать возможность нанести на поверхность как можно больше узелков (штрихов) и достаточно точно прорисовать контур. Далее идет шерстяной фон, а затем снова шелковые штрихи, наносимые для контраста, позволяющего добиваться фотографической четкости, столь необходимой в портретном ковроткачестве.
Слайд 37
Коканд. Мастера резного кружева
Слайд 38
Города и селения Ферганской долины издавна славились искусной
обработкой дерева, и одним из признанных центров этого ремесла
по праву считается Коканд. Истоки кокандского стиля резьбы берут начало из произведений мастеров XVIII-XIX веков, которые создавали знаменитые ажурные колонны соборной Джума-мечети и резное кружево деревянного декора дворца Худояр-хана.
Одним из замечательных представителей плеяды мастеров-резчиков в Коканде прошлого века является усто Кадыржан Хайдаров – достойный представитель семейной династии. Его путь к вершинам мастерства был долгим и непростым, много знаний и умений перенял он у отца, которого Бог наградил разносторонними талантами. Виртуозно владевший несколькими профессиями – слесаря, литейщика, резчика по дереву и ганчу, он с гордостью носил прозвище «Хайдар Фаранг»,– профессионал высшего класса и щедро делился опытом со своими учениками и сыном.
Триумфальное шествие мастера Кадырджана Хадарова началось с победы на первой Всероссийской московской кустарно-промышленной выставке в 1923 году, где его комплекты стилизованной резной восточной мебели пользовались огромным успехом. Затем резчик работал плотником в артели, прошел всю войну, но вернувшись с фронта, снова занялся любимой резьбой.
Слайд 39
Усто Абдугани Абдуллаев, по праву может считаться мастером
новой формации знаменитой кокандской школы резчиков по дереву. Его
замечательные работы известны как в Республике, так и далеко за ее пределами. Он виртуозно владеет разнообразными способами резьбы, включая сложный процесс создания объемных архитектурных композиций - мукарнаскори, который используют для внутреннего декора помещений, а также прием глубокой резьбы с использованием многопланового рельефа.
Слайд 40
Мастерство резчика в полной мере проявилось за годы
провозглашения независимости Республикой Узбекистан, когда по инициативе президента стали
возрождать некогда незаслуженно забытые ремесла. Его талант нашел применение в таких грандиозных архитектурных проектах, как: Площадь памяти и почестей (Ташкент), Музей Бурханиддина Маргинани (Маргилан), Музей памяти жертв репрессий (Ташкент), мемориально-архитектурный комплекс Имама Мухаммада ибн Исмаила Аль-Бухари и многих других сооружениях.
Слайд 41
Риштанская керамика
Небольшой городок
на юге Ферганской долины между Ферганой и Кокандом, расположенный
у самой границы Узбекистана и Кыргызстана, Риштан сегодня – город мастеров, всемирно признанный центр уникальной глазурованной керамики Средней Азии.
Слайд 42
В риштанской керамике есть три главные составляющие, которые
и делают ее неповторимой, явственно отличая от всех остальных.
Это особенный узор, определенная цветовая гамма и конечно, совершенно уникальная глазурь, которую называют «ишкор», поэтому саму керамику часто называют ишкоровой.
Ни в одной из керамических школ Узбекистана нет такого разнообразия форм, как в Риштане. Блюда для плова – ляганы, суповые миски - косы и шокосы, огромные кувшины для хранения зерна - хумы, сосуды для хранения кислого молока – кошкул, сосуды для омовения перед молитвой – офтоба, кувшины–кузача и урдак, чайники и пиалы. Фантазия кулолов (гончаров) безгранична.
Слайд 43
Тонкая, легкая керамика, окрашенная в различные тона синего,
от небесно - бирюзового, до совершенно темного на молочно
- белом фоне. Ручная роспись изделий, подчеркивающая мастерство керамистов, легко воспроизводящих все многообразие мира, уместившееся в традиционных узорах, практически не меняющихся из века в век. Голубая, прозрачная глазурь, сделанная из натуральных красителей с добавлениес золы местных растений, придающая изделиям неяркое теплое свечение. Все это и есть знаменитый риштанский «ишкор».
Именно здесь живет и творит Рустам Усманов – усто наккош (специалист по росписи) - один из самых знаменитых мастеров узбекской школы керамики. Местный уроженец, Рустам Усманов единственный риштанский керамист получивший специальное образование. В 1980 году он окончил Ташкентский театрально-художественный институт, отделение промышленной графики. Вернувшись на родину, увлекся керамикой и стал учиться у лучших городских мастеров, затем последовали годы работы на риштанском керамическом заводе, где он показал себя уникальным самобытным художником и снискал всеобщее уважение.
школа резьбы по дереву
С давних времен Ташкент славился своими
мастерами-резчиками, но художественная школа как таковая сформировалась только к середине XIX, началу XX века. Именно в это время наряду с оформлением архитектурных сооружений большое распространение получает так называемая бытовая резьба.
Слайд 45
Для ташкентской школы резчиков с XIX века были
присущи два вида обработки орнамента: фоновое, при котором плоско-рельефный
узор оттеняется путем выборки фона и трехгранно-выямчатый бесфоновый способ с врезным узором.
Фоновая резьба была куда более сложной и выполнялась только профессионалами, для украшения высокохудожественных вещей: футляров для чалм, лаухов, книжных переплетов, высоких многогранных столиков. Для этих изделий отбирались исключительно твердые породы деревье: орех, карагач, чинара и др.
Резьба выполнялась следующим образом. На заготовку наносился узор, а потом прямо по размеченному рисунку стамесками разной кривизны и вырезался орнамент. Для нанесения рисунка на заготовку накладывали шаблон и прорисовывали его с помощью припороха (ахты) или с помощью циркуля (паргор) и линейки на обрабатываемой поверхности рисовали геометрические фигуры, а затем соединяли их в сложный узор. Этот способ получил название «паргори» и широко использовался ташкентскими мастерами наряду с традиционными «багдади» и «ислими».
Слайд 46
Традиции и ремесла Гиждувана.
Гиждуван
– небольшой городок всего в 46 км от Бухары.
С давних времен и по сегодняшний день Гиждуван славится своими торговыми и ремесленными успехами. Особой гордостью гиждуванцев, наряду с потрясающей кухней, является их необыкновенно красивая, самобытная керамика.
Слайд 47
Среди десятков школ керамики Средней Азии, Гиждуван занимает
совершенно особое место. На сегодняшний день это единственный сохранившийся
центр полихромной глазурованной керамики региона, выросший на обычаях предков и с успехом продолжающий их в современности. Именно с помощью мастеров Гиждувана в традиционную желто-зеленую гамму бухарской керамики были вплетены цветочные орнаменты, часто с геометрическим рисунком, пользующиеся необыкновенной популярностью.
Стальная легенда Чуста
Наманганской области – Чусте, с незапамятных времен
изготавливают замечательные ножи, ставшие настоящей легендой, и принесшие родине мировую славу. Об их красоте и прочности слагают целые истории, а практичность чустских ножей выше всяких похвал. Вообще в Узбекистане нож – это не только кухонная утварь, нож - это практически живое существо, имеющее свою душу и свой характер.
Слайд 49
В самом центре города Чуст, со стародавних времен
существует целый квартал кузнецов, занимающихся изготовлением ножей – «сузангарон».
В небольших мастерских, оборудованных всем необходимым мастера – «сузангары» (кузнецы) и изготавливают любимый всеми узбекский «пичок» (нож). Несколько десятков операций, от виртуозной ковки до закаливания, проделывает опытный мастер, прежде чем бесформенный кусок металла превратится в звенящую сталь. В еще не остывшее от ковки, почти готовое лезвие «сузангар» молоточком вбивает собственное клеймо. По нему опытный глаз ценителя всегда сможет определить не только место производства, но и имя мастера изготовившего «пичок».
Слайд 51
Славу знаменитых «Восточных ковров», с давних времен создавали
шелковые и золототканые ворсовые изделия. Они изготавливались для царствующих
династий и высокопоставленной элиты, их преподносили иностранным правительственным миссиям и отличившейся знати как драгоценный подарок, ведь стоили они баснословно дорого.
Для шелковых ковров характерно легкое теплое мерцание цветов и своеобразная игра cвета в полутонах, что необыкновенно обогащает колористику изделия.
Высота ворса не превышает 2 мм, при этом ковры очень мягкие и невероятно приятные на ощупь. При всей своей кажущейся хрупкости, шелковые ковры очень прочны и долговечны. Их краски со временем не выцветают, нитки не вытираются, так что изделия не стареют, а наоборот, с возрастом приобретают некоторое благородство, лоск и определенный шарм.
Вышивка Шахрисабза
Один из старейших городов Средней Азии –
Шахрисабз имеет свою богатую и неповторимую историю. Некогда подаривший миру великого Амира Темура, Шахрисабз, стараниями своего знаменитого «сына» из провинциального заштатного городка превратился в цветущий край и к XIX веку, стал центром большого бухарского бекства с развитым ремеслом и торговлей.
Слайд 53
Искусство вышивки Шахрисабза имеет не только свою давнюю
историю, но и определенную специфику. Издревле крупнейшими заказчиками вышивок
здесь были бекский и эмирский дворы, поэтому крупные изделия: сюзане, нимсюзане, паляки, халаты, коврики джойнамаз, попоны для лошадей, мастерицы изготавливали на заказ
Слайд 54
Мотивы узоров шахрисабзcкой вышивки в полной мере отражали
тенденции, продиктованные эстетическими предпочтениями заказчиков, которые были очень подвержены
модным течениям. Поэтому рисунки вышивок часто перекликаются с узорами декора средневековой архитектуры, несшими в себе отражение единого орнаментального стиля исламского искусства, классическим примером которого является тонко выполненный растительный узор, богато декорированный цветочными пальметтами и розетками, красиво изогнутыми зелеными побегами, композициями, в основу которых положена спираль. Наряду с этим вышивальщицы привносили в орнамент изделия темы народных узоров и в результате получался некий синтез профессиональных орнаментальных композиций и народного видения форм.
Отличительной особенностью шахрисабских сюзане является оригинальный орнамент - цветочная композиция со стилизованой розеткой в центре и широкая окантовка. Собственно, декоративному оформлению окантовки (бордюра) и уделялось основное внимание. Как правило, она состояла из трех полос – широкой центральной и двух дополнительных, ширина окантовки частенько была ничуть не меньше чем центральное поле сюзане. Это очень характерно для декора ковров, которые зачастую и служили мастерицам образцом.
Слайд 55
Искусство золотой Бухары
- Золотое шитье
Золотое шитье – мастерство, которым древний город
гордится с незапамятных времен, именно оно принесло Бухаре заслуженную славу. Конечно, золотошвейные центры были и в Самарканде и в Герате, но только здесь это ремесло обрело грандиозный размах и получило статус официального придворного искусства. И не удивительно, ведь город с шестнадцатого века является столицей древнего узбекского государства.
Крупнейшая мастерская золотого шитья располагалась прямо в резиденции эмира бухарского, на территории знаменитого Арка. Работали в ней исключительно мужчины, женщины к ремеслу не допускались.
Слайд 56
Золотошвейные изделия изготавливали из местного или привозного материала.
Обычно это были бархата или шелка разных расцветок. Сама
вышивка выполнялась металлическими нитями – калебатун, представлявшими из себя очень тонкую полоску металла или серебра накрученную на шелковую нить. В ряде случаев металлическая нить покрывалась тонким слоем позолоты. Кроме стилизованных нитей применяли цветной крученый шелк, аппликации из бархата, рельефные цветочные розетки, выполненные из золотых нитей и изображавшие ювелирные украшения, нашитые блестки.
Слайд 57
Золотое шитье, в зависимости от технических приемов подразделялось
на несколько видов: "зардузи-заминдузи" – сплошная вышивка поля золотом,
"зардузи-гульдузи" – зашив ткани точечными узорами, в основном цветочного плана. Кроме этого мастера применяли "зардузи-гульдузи-заминдузи" – сочетавшими в себе комбинированную технику, "зардузи-беришимдузи", узор, где основной мотив выполняется шелком, чередуясь с золотым шитьем и "зардузи-пулякчадузи", когда золотое шитье сочетается с нашитыми блестками.
Орнаменты золотой вышивки чрезвычайно богаты и разнообразны, и включают в себя как растительные, так и геометрические мотивы, некоторые узоры воспроизводят и зооморфные темы, что следует из их названий: «чашми булбул» - глаз соловья или «забони гунджешак» - язычок воробья и т.д. Некоторые рисунки имели космогонические корни: «кубба» - купол, «ситора» - звезда, «нишон» - круг. Большой популярностью пользовались калиграфические арабские надписи, размещенные по кайме отдельных произведений.
Слайд 58
Гончарное искусство и керамика Узбекистана
Среди многочисленных
художественных промыслов Узбекистана, керамика занимает особое место. Пожалуй, это
самое древнее и самое востребованное сегодня из существующих в стране ремесел.
Слайд 59
Блюда-ляганы, пиалы и косы, вазы, хумы и чайники,
горшки и расписные игрушки, такие разнообразные по форме и
очень удобные в употреблении, все они пользуется неизменным спросом с давних времен по сегодняшний день. И сегодня их отличает высокое мастерство исполнения, гармония смелой фантазии, удивительное волшебство орнаментального решения и тонкое чувство стиля в обращении с цветом.
С давних времен в Узбекистане изготавливают керамику двух видов: неполивную обожженую терракоту и поливную глазурованную керамику. С течением веков отчетливо определились и получили известность центры ремесла: Самарканд, Гиждуван, Риштан, Шахрисабз, Ташкент, Хорезм. В последнее время обратили на себя внимание работы мастеров из Денау, Гурумсарая и Каракалпакии.
Вышивка
Испокон
веков вышитые панно – сюзане украшали дома узбеков, их древние узоры имели сакральное значение и по поверьям помогали охранять дом от злых духов, приносили в семью мир и достаток.
Слайд 61
К свадьбе в семьях готовили для невест целый
набор предметов украшенных вышивкой, здесь и вышивка для украшения
стен - «сюзане», «гулькурпа», «паляк», и занавеси, скрывающие стенные ниши – «кирпеч», «джойпуш», и молитвенные коврики – «джойнамаз», и свадебные простыни – «руиджо». По традиционной вышивке «сюзане» можно было безошибочно узнать, из какого края невеста. Ташкент, Джизак, Самарканд или Сурхандарья – многие районы Узбекистана имеют свой самобытный, непохожий на другие рисунок.
Традиционными для узбекской вышивки являются зооморфный и растительный орнаменты. Растительная тема представлена распустившимися кустарниками и цветами, отдельными бутонами на тонких стеблях, вязью из лиственных побегов. В растительный узор нередко вплетались изображения диковинных животных и птиц в ярких оперениях.
Вышивка выполнялась шелковыми или шерстяными нитками, выкрашенными растительными красителями на домотканых материях или готовой одежде.
Особенно интересны, в этой связи, наряды каракалпачек и сурхандарьинок.
Художественные ткани.
Художественное оформление тканей в Узбекистане – поистине
выдающееся мастерство народных умельцев, которое сочетает в себе опыт и традиции древности с ощущением остроты современной действительности. Существует множество тканей, производство которых вылилось в настоящее искусство, так красив их узор, гармоничны сочетания различных цветов и символичен орнамент.
Слайд 63
Конечно, самым выдающимся явлением ткачества Узбекистана является создание
национального шедевра – ткани «хан - атлас», на родине,
в ферганском регионе ее называют «абровой» за сходство с облаком, а в Европе - «икат».
«Хан-атлас», без сомнения, настоящее богатство Узбекистана. Мелкий рисунок ее абрового фона играет самую важную роль - роль оберега. Здесь изображаются амулетики -«туморча», гребни-«тарог», змеиные следы -«илон изи», светильники -«чирог», растительные орнаменты, гирлянды из сплетенных тел людей и животных - символы восходящие своими корнями к зороастризму и призванные охранять владельца от жизненных напастей.
Слайд 64
«Алача», еще один народный шедевр - пестрая, солнечная
ткань с продольным орнаментом в полоску, нанесенным на темно-синие
нити основы. Она, в основном, идет на шитье национальных тканей и своей жизнерадостностью частенько вызывает улыбку.
Полосатая полушелковая ткань без «абрового» узора – «бекасаб» - очередной представитель ферганской школы ткачества, из нее традиционно шьют мужские халаты.
И наконец «бахмал» - редкая по красоте бархатная ткань. В художественном отношении она является самой привлекательной. Традиционно абровый орнамент «бахмала» очень схож с узором ковров ручного производства, ведь и процесс их производства очень похож.
Ковры
Темой для
орнамента восточных ковров, обычно являются пейзажи так называемого «райского сада». По утверждениям ученых, основой всему послужил рисунок знаменитого ковра Сасанидского царя Хосрова (V- IVв). Сотканый по его приказу шедевр изображал любимый увеселительный сад правителя.
Отсюда и пошли центральные медальоны ковров, изображающие основную клумбу в середине царского сада, повторяющийся орнамент по кромке, это парковые дорожки, а небольшие цветочные розетки по углам ковра - цветники в каждом углу сада.
Однако каждая из школ ковроткачества привносила в изделия местный колорит.