Слайд 2
Актуальность
В последнее время религиозная ситуация
в современной России коренным образом стала изменяться. Наблюдаемое явление
современная элита определяет как «возрождение духовности», либо как «мода на религию». Стало уже общим мнение, что движущей силой духовного возрождения современного общества должны стать традиционные религии: христианство, ислам, буддизм. За основу берётся суждение, что религия является фундаментом культуры народа.
Но есть представители интеллигенции, которые задумываются о том, возможно ли в обществе, проникнутом религиозными настроениями, обеспечить свободу выбора: быть в лоне церкви или «исповедовать» атеистическое мировоззрение. Данный выбор является одним из важнейших элементов демократического общества.
Мало того, утверждают, что в современном мире резко пошатнулась популярность атеистических идей, а в российском обществе атеизм и атеистов вообще более не существует и не стоит публично, привлекая средства массовой информации серьезно заниматься этим вопросом.
В настоящей работе, мы не преследуем цель, выявить противоречия между современным богоборчеством и нигилизмом. На наш взгляд, более интересен другой вопрос: как атеизм, претендовавший на пересмотр этических норм, нравственных ценностей на протяжении многих исторических эпох, сумел проявить себя в художественной культуре.
Слайд 3
Цель настоящей работы:
Рассмотреть проявления атеистического мировоззрения в
мировой художественной культуре
Слайд 4
Задачи:
1)Изучить историю возникновения и развития атеизма
2)Выявить основные принципы
атеистического мировоззрения
3)Проследить влияние атеистического мировоззрения на художественные произведения различных
исторических эпох
4)Раскрыть нравственную и гражданскую позицию авторов художественных произведений.
Слайд 5
Объект исследования:
атеизм как мировоззрение
Предмет исследования:
произведения искусства атеистической, антиклерикальной направленности
Слайд 6
Методы исследования:
Частично – поисковый
Анализ
специальной литературы
Сравнительный анализ
Анализ произведения искусства
Метод опроса
Слайд 7
Этимология
Атеизм (франц. atheisme - от греч.
atheos - безбожный), исторически разнообразные формы отрицания религиозных представлений,
культов и утверждение самоценности бытия мира и человека. Современный атеизм рассматривает религию как иллюзорное сознание.
Возник атеизм в глубокой древности как уничижительный эпитет, применявшийся к любому человеку или учению, находившемуся в конфликте с установившейся религией. В раннем древнегреческом языке прилагательное ἄθεος (от ἀ — «без» + θεός — «бог») означало «безбожный». В V веке до н. э. слово стало означать намеренное, активное безбожие и приобрело смысл «разорвавший отношения с богами», «отрицающий богов, безбожник» вместо прежнего значения ἀσεβής — «нечестивый».
Слайд 8
Атеизм как мировоззрение
Основные критерии атеистического мировоззрения
1) собственно атеизм,
или, как ещё говорят, антитеизм — отрицание существования Бога
2)
отрицание существования потустороннего мира, сверхъестественных сил и существ, признание ложности оккультных наук и суеверий
3) неприятие морально-этической стороны религии, а также её эстетических представлений, религиозных ценностей и норм, религиозных традиций, которым противопоставляются гуманистические принципы человека как высшей ценности
4) отрицание авторитета церкви и священнослужителей (антиклерикализм)
Слайд 9
Влияние атеизма на культуру различных эпох
Древний Египет
Вопреки распространённому мнению, согласно которому религия изначально присуща
человеческой природе, а атеизм представляет собой заблуждение, начавшееся лишь с эпохи Просвещения, — первые сведения о неверующих относятся к древности. Упоминания о них содержатся уже в Библии ("Сказал безумец в сердце своем: "нет Бога"), а случаи просто скептического отношения к конкретным религиозным представлениям отмечены на заре человеческой истории, в Древнем Вавилоне и Египте.
Древние Египтяне, согласно свидетельствам Геродота, были самым богобоязненным и религиозным народом древнего мира.
Слайд 10
Песнь Арфиста (отрывок):
Тела исчезают, другие
пребывают, так со времен предков! Цари, которые были до
нас, покоятся в их пирамидах. Те же, которые строили гробницы, их мест погребения нет. Что сделалось с ними? Я слышал речи Имхотепа и Хардедефа, чьими словами говорят все. А что их места погребения? Их стены разрушены, их мест нет, как не бывало. Никто не приходит оттуда, чтобы рассказать, что с ними, чтобы рассказать об их пребывании, чтобы успокоить наше сердце до того, как вы пойдете туда, куда ушли они. Будь радостен, чтобы заставить забыть свое сердце, что тебя похоронят. Следуй своему сердцу, пока ты живешь! Возлагай мирру на голову свою, одевайся в тонкие полотна, умащайся чудесными, истинными мазями царей! Умножай удовольствия, которые ты имеешь, и не давай поникнуть своему сердцу. Следуй желанию его и благу своему! Совершай дела твои на земле по велению своего сердца и не печалься до того, как придет к тебе день оплакивания. Не слышит воплей тот, чье сердце успокоилось, оплакивания никого не спасают из подземного мира. Проводи день радостно, не унывай из-за этого. Ведь никто не уносит своего добра с собой. Ведь никто не вернулся, кто ушел.
Слайд 11
Древняя Греция
Культура Древней Греции отражает значительный
атеистический опыт, используемый в последующие эпохи. Атеистические представления древних
греков наиболее ярко отразились в философии
Что касается искусств в Древней Греции, то атеистические настроения древних греков отразились в трагедиях Эсхила «Прикованный Прометей», Еврипида «Беллерофонт», «Иона», «Электра» и в комедиях Аристофана «Птицы», «Богатство», «Лягушки».
Слайд 12
Средневековье
С наступлением эпохи средневековья получает распространение
расширенное понимание атеизма: безбожником объявляется вообще всякий еретик, свободомыслящий
или приверженец нетрадиционной религии. В истории средневековья мы не найдем последовательно атеистических учений, отрицавших бытие Бога вообще; возможно, это тоже сыграло свою роль в изменении смысла понятия “атеизм”.
Слайд 13
Эпоха Возрождения
Эпоха Возрождения, видимо, оказалась самой
важной в развитии атеистических идей, по крайней мере для
Европы. Огромной силы удары обрушили на религию научные открытия рассматриваемой эпохи.
Католическая церковь боролась не только против научного объяснения картины мира, но и c сатирическими художественными произведениями, в которых беспощадно высмеивались тунеядство, паразитизм, чревоугодие, духовенства.
Слайд 15
«Монах − торговец индульгенциями». Средневековая картинка
Слайд 16
«Папистская пирамида». Голландская сатирическая гравюра XVI в.
Слайд 18
Новое время
Новое время – эпоха торжества
разума и науки. Средневековая культура стремилась согласовать веру и
разум или даже подчинить разум вере. Новое время отменяет авторитет религии, все подвергает критике, утверждает безграничность возможности рационального познания. Для нового времени характерен всеобъемлющий религиозный кризис. Речь идет не только о кризисе христианства, но вообще о дискредитации религиозного сознания. Это явление связано с бурным развитием науки. Казалось, она может ответить на любые вопросы и дать человеку все, что ему нужно. Зачем тогда Бог? Поэтому религию объявляли чем-то устаревшим, бесполезным, бездоказательным.
Слайд 21
Атеизм в XIX веке
В 19
веке атеизм захватил всю интеллектуальную элиту. И тогда религия
перешла к глухой защите и обороне.
Атеизм получил известность под воздействием философов – рационалистов и вольнодумцев. Многие известные немецкие философы того времени, такие как Людвиг Фейербах, Артур Шопенгауэр, Карл Маркс и Фридрих Ницше, отрицали существование божеств и были критиками религии.
В России развитие свободомыслия и атеизма связано с передовой русской мыслью XIX века. У истоков его стояли революционные демократы В.Г.Белинский, А.И Герцен, Н.Г. Чернышевский, которые связывали атеизм с задачами антикрепостнической борьбы.
Слайд 23
Атеизм в XX веке
Фридрих Ницше назвал
«смерть Бога» важнейшим событием последних столетий. Решающее обстоятельство, лежащее
в основе поиска смыслов и отчаяния в 20 веке заключается в утрате Бога. Бог – это бытие и добро. Все существует и имеет смысл через причастность к Нему. Исчезновение Бога делает и мир, и культуру, и человека сомнительными, иллюзорными. Объявление Бога призраком, а веры – вредным суеверием привело к распаду единства мира и возрастанию бессмысленности. Человек ощутил себя ненужным, одиноким, заброшенным».
Слайд 26
Атеизм XX века в России
После победы
Великой Октябрьской социалистической революции и массового отхода верующих от
религии Советского Союз стал первой в мире страной массового атеизма, где право атеистической пропаганды закреплено в Конституции. Декрет от 5 февраля 1918 об отделении церкви от государства и школы от церкви положил начало действительному осуществлению свободы совести. Освобождение от религиозных предрассудков является составной частью коммунистического воспитания народа, осуществляемого партией на всех этапах социалистического строительства.
Слайд 27
Советское искусство
Советское искусство играло особо важную
роль в преодолении религии, в частности, потому, что идейной
основой советских писателей и художников является последовательное научное, атеистическое мировоззрение. Возможности искусства с точки зрения его влияния на массы огромны. Литература, кино, театр, живопись, направленные на развенчание религии, могут оказать гораздо большее влияние, чем десяток сухих и скучных брошюр или статей. С помощью искусства атеистические идеи могут пробить себе дорогу в те слои населения, до которых пока не доходят иные формы атеистической пропаганды.
Слайд 31
Атеизм в современной России
Для современной
России характерно увеличение интереса к религии среди широких слоёв
населения, особенно среди творческой интеллигенции. Что касается атеизма, то он остается мировоззрением некоторой части населения России. Но при этом оказывается ложным представление о принципиальном различии ценностных ориентаций атеистов и верующих, следовательно, существующая между ними враждебность на самом деле беспочвенна. Многие современные атеисты понимают это и направляют свои усилия не на борьбу против религии, а на деятельность по обеспечению в нашей стране действительной свободы совести. Со стороны церкви , кстати, тоже иногда раздаются голоса в защиту атеизма, один из них принадлежит митрополиту Киевскому и Галицкому Филарету. «Если атеисту, - говорил митрополит – его мировоззрение помогает стать нравственно выше и совершеннее, духовно расти, очищать свою совесть до состояния, когда она чутко реагирует на несправедливость и является неподкупным судьей, то это хорошо»
Слайд 33
Социологический опрос
Как вы считаете, актуально ли в современном
обществе атеистическое мировоззрение?
Что значит атеизм для вас?
Согласны ли вы
с высказыванием богослова Андрея Кураева: «Сегодня атеист – крайне редко встречающееся существо, занесенное в красную книгу»?