Слайд 2
Никола Пуссен родился в Нормандии в 1594 г.
Он считается наиболее значительным французским живописцем XVII века
Родился в
простой семье на севере Франции
После начального обучения в Руане в 1612 году приехал в Париж, затем странствовал по Италии и в 1624 году поселился в Риме, где и прожил всю остальную жизнь
Первые из созданных им и дошедших до нас работ относятся уже к римскому периоду
Он выполнял крупные заказы и стал признанным главой классицизма
Творчество этого мастера стало вершиной французского классицизма и оказало влияние на многих художников последующих столетий
Слайд 3
«Поклонение золотому тельцу» - одно из полотен на
библейские сюжеты
Всеобщее рукоплескание и буйная пляска вокруг идола,
стоящего на постаменте, воспринимается как варварское поклонение языческому божеству
Слайд 4
Библейское действо перенесено из Египта на более близкую
и знакомую художнику почву
О Египте напоминает лишь обелиск за
храмом
Нахождение Моисея
Слайд 5
Картина «Исцеление слепого» написана на евангельский сюжет
На фоне
довольно жестко исполненного пейзажа с живописной архитектурой среди куп
деревьев показана группа людей, состоящая как бы из двух частей: Христос с учениками и группа горожан с коленопреклоненным слепым, до которого Христос дотрагивается рукой
В композиции картины царит холодная ясность
Исцеление слепого
Слайд 6
Рождество
Работы Н. Пуссена
Марс и Венера
Великодушие Сципиона
Слайд 8
Пуссен увлекался учением античных философов стоиков, призывавших к
мужеству и сохранению достоинства перед лицом смерти
Размышления о смерти
занимали важное место в его творчестве, с ними связан сюжет картины «Аркадские пастухи»
Жители Аркадии, где царят радость и покой, обнаруживают надгробие с надписью: «И я в Аркадии»
Это сама Смерть обращается к героям и разрушает их безмятежное настроение, заставляя задуматься о неизбежных грядущих страданиях
Одна из женщин кладёт руку на плечо своего соседа, она словно пытается помочь ему примириться с мыслью о неизбежном конце
Однако, несмотря на трагическое содержание, художник повествует о столкновении жизни и смерти спокойно
Композиция картины проста и логична
Слайд 11
В одном из лучших произведений на античную тему
«Царство Флоры» (1б31 г.) художник собрал персонажей эпоса Овидия
«Метаморфозы», которые после смерти превратились в цветы (Нарцисс, Гиацинт и др.)
Танцующая Флора находится в центре, а остальные фигуры расположены по кругу, их позы и жесты подчинены единому ритму — благодаря этому вся композиция пронизана круговым движением
Мягкий по колориту и нежный по настроению пейзаж написан довольно условно и больше похож на театральную декорацию
Картина раскрывает важную для мастера мысль: герои, страдавшие и безвременно погибшие на земле, обрели покой и радость в волшебном саду Флоры
Слайд 12
Большинство сюжетов картин Пуссена имеет литературную основу
Некоторые из
них написаны по мотивам произведения поэта итальянского Возрождения Торквато
Тассо «Освобождённый Иерусалим», повествующего о походах рыцарей крестоносцев в Палестину
Художника интересовали не военные, а лирические эпизоды:
например, история любви Эрминии к рыцарю Танкреду
Слайд 13
Танкред был ранен в бою, и Эрминия мечом
отрезала себе волосы, чтобы перевязать ими раны возлюбленного
На полотне
господствуют гармония и свет
Фигуры Танкреда и склонённой над ним Эрминии образуют некое подобие круга, что сразу вносит в композицию равновесие и покой
Колорит произведения построен на гармоничном сочетании чистых красок синей, красной, жёлтой и оранжевой
Действие сосредоточено в глубине пространства, первый план остаётся пустым, благодаря чему возникает ощущение простора
Возвышенное, эпически монументальное произведение показывает любовь главных героев (они принадлежали к враждующим сторонам) как величайшую ценность, которая важнее всех войн и религиозных конфликтов
Слайд 14
Важное место в творчестве Пуссена занимал пейзаж
Он всегда
населён мифологическими героями
Это отражено в названиях произведений: «Пейзаж с
Полифемом», «Пейзаж с Геркулесом»
Но их фигуры малы и почти незаметны среди огромных гор, облаков и деревьев
Персонажи античной мифологии выступают здесь как символ одухотворённости мира
Ту же идею выражает и композиция пейзажа — простая, логичная, упорядоченная
Пейзаж с Полифемом
Слайд 15
В картинах чётко отделены пространственные планы: первый план
— равнина, второй — гигантские деревья, третий — горы,
небо или морская гладь
Разделение на планы подчёркивалось и цветом
Так появилась система, названная позднее «пейзажной трёхцветкой»: в живописи первого плана преобладают жёлтый и коричневый цвета, на втором — тёплые и зелёный, на третьем — холодные, и прежде всего голубой
Но художник был убеждён, что цвет — это лишь средство для создания объёма и глубокого пространства, он не должен отвлекать глаз зрителя от ювелирно точного рисунка и гармонично организованной композиции
В результате рождался образ идеального мира, устроенного согласно высшим законам разума
Слайд 16
Клод Лоррен
(1600—1682)
Клод Лоррен был современником Пуссена
Настоящее
имя художника — Клод Желле, а прозвище Лоррен он
получил по названию места своего рождения — провинции Лотарингия
Ещё ребёнком он попал в Италию, где и начал обучаться живописи
Большую часть жизни художник провёл в Риме
Слайд 17
Лоррен посвятил своё творчество пейзажу, что во Франции
XVII в. было редкостью
Его полотна воплощают те же идеи
и композиционные принципы, что и пейзажи Пуссена, но отличаются большей тонкостью колорита и виртуозно построенной перспективой
Лоррена интересовали игра тонов, изображение воздуха и света на холсте
Утро в гавани
Слайд 18
Художник тяготел к мягкой светотени и ровному рассеянному
освещению, позволяющему передать эффект «растворения» очертаний предметов вдали
Фигуры персонажей
на переднем плане кажутся почти незаметными по сравнению с эпически величавыми деревьями, горными склонами, морской гладью, на которой нежными бликами играет свет
Именно Лоррена следует считать основоположником традиций французского пейзажа
Полдень
Слайд 19
Требовалось, чтобы сюжет кар тины содержал серьёзную духовно
- нравственную идею, способную благотворно воздействовать на зрителя
Согласно теории
классицизма, такой сюжет можно было найти только в истории, мифологии или библейских текстах
Основными художественными ценностями признавались рисунок и композиция, не допускались резкие цветовые контрасты
Композиция картины делилась на чёткие планы
Во всём, особенно в выборе объёма и пропорций фигур, художнику необходимо было ориентироваться на античных мастеров, прежде всего на древнегреческих скульпторов
Образование художника должно было проходить в стенах академии
Он обязательно совершал поездку в Италию, где изучал античность и произведения Рафаэля
Таким образом, творческие методы превратились в жёсткую систему правил, а процесс работы над картиной — в подражание
Слайд 20
Шарль Лебрен
(1619—1690)
В обширном наследии Шарля Лебрена прекрасно
прослеживаются изменения, которые претерпевал французский классицизм
Получив звание первого живописца
короля, Лебрен участвовал во всех официальных проектах, прежде всего в оформлении Большого дворца в Версале
Его росписи прославляли мощь французской монархии и величие Людовика XIV — Короля солнца
Дедал и Икар
Слайд 21
Лебрен написал и множество портретов
Его заказчиками были в
основном королевские министры и придворная аристократия
Живописец во всём потакал
их вкусам, превращая свои картины в парадное театрализованное действо
Так показан канцлер Франции Пьер Сегье: этот политический деятель получил при жизни прозвище «собака в большом ошейнике», но Лебрен не сделал даже намёка на его жестокость — вельможа с благородной осанкой и лицом, исполненным мудрого достоинства, восседает на коне в окружении свиты