Слайд 3
Древнегреческая ваза.В эпоху раннего неолита каждая семья делала
свою собственную керамику. Как и бóльшая часть домашней работы,
которую в первобытных обществах выполняли женщины, глиняная посуда, вероятнее всего, тоже изготавливалась ими; мужчины занимались охотой и должны были защищать племя. С появлением гончарного круга и усовершенствованием печи этой работой стал заниматься специалист, профессиональный гончар. Несомненно, что в результате изобретения гончарного круга производство керамики стало мужским ремеслом, поскольку применение механизма обычно считалось не женской работой.
Слайд 4
ДРЕВНЕГРЕЧЕСКАЯ КЕРАМИКА
Существовала тенденция к совместной работе гончара и
вазописца. Остается неясным, могли ли два гончара участвовать в
создании одной вазы; возможно, один формовал вазу на круге, а другой занимался окончательной отделкой формы. В редких случаях над одной вазой могли работать два живописца. Причины такого сотрудничества неизвестны, но сам факт не вызывает сомнений.
Слайд 8
Например, такой вот орнамент, называется “пальметта”, стилизованное изображение
пальмового листа:
Этот орнамент был заимствован греками, это
шумерский орнамент, который олицетворял в Шумере, в Передней Азии, огненную богиню Иштар. Греки отождествили богиню Иштар с Афродитой, и “пальметта” стала знаком мира и любви. Подобные пальметты украшают не только посуду. Они появляются на коньке древнегреческих храмов.
Слайд 9
Рассмотрим ещё солярные орнаменты – изображение Солнца. Это
- знак солнечного колеса, свастика. Бывает правосторонняя свастика и
левосторонняя. Свастика может быть разного пола. В одном случае свастика олицетворяет солнечное, мужское, сухое, дневное, доброе начало, в другом случае – лунное, влажное, злое, женское, ночное начало. В зависимости от того, как нарисована свастика, она имеет различное значение. Это древнейший тип солнечного орнамента.
Слайд 11
Стили вазописи:
1.Геометрический стиль складывается в 9-8 в. До
н.э., распространенным украшением его был геометрический орнамент, условно- стилизованные
фигуры людей и животных.
2. В конце 7в. До н. э. вазы стали украшать восточными узорами, этот стиль называется «ковровый».
3. В 7в. До н.э. в Афинах получил распространение чернофигурный стиль. Сосуды стали украшать многофигурными композициями из жизни богов. Фигуры рисовали черным лаком на желтом, оранжевом и розоватом фоне.
4. Около 530 г. До н. э. афинские мастера создали краснофигурный стиль. На черном фоне неокрашенные фигуры имели цвет глины.
Слайд 13
На втором рисунке представлены сосуды:
канфар – чаша
для вина.
ойнохоя – кувшин для воды или вина.
кратер – сосуд для смешивания вина с водой.
гидрия – сосуд для воды.
лекиф – сосуд для масла, благовоний, ритуальный сосуд.
скифос – большая чаша для вина. Греки пили вино, разбавляя его водой, пить неразбавленное вино считалось дурным тоном и называлось «пить по-скифски».
киаф –черпак для разбавленного вина.
килик – самая распространённая чаша для вина
пелика – сосуд для хранения.
Слайд 14
Часто на вазе можно увидеть изображение человеческого глаза
(рассмотрите килик на рисунке 2) или голову Горгоны с
высунутым языком. Это - оберег. Этот нарисованный глаз или голова Горгоны оберегают владельца сосуда от дурного глаза. Стало быть, сосуд является еще и талисманом.
Сам сосуд – это ещё и маленькое вместилище. Дом – вместилище людей, человек – вместилище души, а сосуд, например, амфора, кратер, килик – вместилище вина. Вино тоже имело магический смысл, это - напиток бессмертия. Сценой, где Дионис оживляет Геракла, подавая ему чашу с вином, украшены многие греческие саркофаги, в том числе саркофаг Пушкинского музея. Вино – кровь земли. В условиях средиземноморского мира вино – целительный напиток, предотвращающий многие болезни, это – «дар творца», «источник жизни», символ «чистоты трапезы». В античной мифологии вино символизировало юность и вечную молодость, а с другой стороны кровь и жертвоприношение. Именно в крови древние греки «помещали» душу.
Слайд 15
АМФОРЫ И КРАТЕРЫ для смешивания и охлаждения вина
Слайд 16
Самый распространённый греческий сосуд – амфора.
Амфора - горшок
с двумя, как правило, вертикальными ручками, в них просовывались
две деревянных палки и носили её вдвоем, если амфора была большая и тяжелая. В амфоры наливали вино и воду, в них хранили и перевозили зерно, они могли быть самых разнообразных размеров.
Амфора с многофигурной росписью мастера группы Микали. Глина.
VI в. до н.э. Лондон, Британский музей.
Слайд 17
Греческие сосуды покрыты орнаментом. Ножку амфоры часто покрывает
зубчатый орнамент, он называется “реверсо”(сравните рис.3 с фотографией амфоры).
Ножки этих двух сосудов украшены одинаково. Как вы думаете, случайно ли это, что означал этот рисунок?
В сущности, этот орнамент относится еще к эпохе палеолита, древнекаменного века. Он имеет свой смысл. Это знак воды или знак солнечного луча. В данном случае это - чашелистик цветка.
У цветка (представьте себе розу) внизу есть чашелистик из зеленых листочков, из которого вырастает цветок. Амфора – это цветок или плод, вырастающий из такого вот чашелистика. То есть это знак плодоносящей природы. Стало быть, амфора - это не только человек, это еще и мир.
Слайд 18
ДОРИЧЕСКАЯ ВАЗА
НЕЛАКИРОВАННОЕ ИЗДЕЛИЕ (кувшин) в форме спящего раба
(найдено в древнегреческом погребении)
Слайд 19
АТТИЧЕСКАЯ ВАЗА
АФИНСКИЙ КУВШИН (540–530 до н.э.)
Слайд 20
Двусторонняя амфора мастера Андокида. Геракл и Афина. ок.
520 г. до н. э. Государственное античное собрание. Мюнхен
Древние греки расписывали любые виды глиняной посуды, использовавшейся для хранения, приёма пищи, в обрядах и праздниках. Произведения керамики, оформленные особо тщательно, приносили в дар храмам или вкладывали в захоронения. Прошедшие сильный обжиг, стойкие к воздействиям окружающей среды керамические сосуды и их фрагменты сохранились десятками тысяч, поэтому древнегреческая вазопись незаменима при установлении возраста археологических находок.