Слайд 3
В III тысячелетии до н.э. в долине реки
Инд
возникла древнейшая цивилизация.
Сегодня археологи открыли древние города
Мохенджо-Даро и Хараппу.
Слайд 4
Улицы древних городов были вполне благоустроены.
Слайд 6
Уже в то время было
широко распространено
искусство глиптики
резьбы
по камню.
Чаще всего мастера вырезали печати
с изображениями разных животных.
Слайд 7
До сих пор
вызывает восхищение
бронзовая статуэтка
танцовщицы,
найденная
в Мохенджо-Даро.
Слайд 8
Во II тысячелетии до н.э. в долины Инда
и Ганга
пришли племена ариев.
А в 321 году до н.э.
здесь возникло первое
объединенное государство – империя Маурьев.
Слайд 10
При царе Ашоке
государственной
религией Индии
становится
буддизм.
И почти сразу
в стране
начинается
каменное
строительство.
Слайд 11
Именно в это время
была создана колонна,
на вершине которой
мастер
поместил
львиные фигуры.
И сегодня это завершение
(капитель)
является
символом Индии.
Слайд 12
Главной буддийской святыней становится ступа –
холм, на вершине
которого хранятся буддийские реликвии.
Слайд 13
Все ступы строились
по единому образцу,
который повторял
священный рисунок
мандалу
план устройства
всего космоса.
Слайд 14
И действительно,
концентрические
круги ступы
обрамлялись
невысокой оградой
с четырьмя воротами,
ориентированными
строго по сторонам
света.
Слайд 15
Торана – ворота ступы особо почитались и украшались
как
выходы и входы мира.
Слайд 16
Все резные изображения
ворот ступы
считались охранными
и выполнялись
мастерами
очень тщательно.
Слайд 17
Из Индии ступы
вместе с буддизмом
распространились по всей
Юго-восточной Азии.
Слайд 19
На острове Ява возник даже целый комплекс ступ
- Боробудур.
Слайд 20
Выстроенный
на естественном холме,
Боробудур
полностью повторяет
традиционную
схему мира
мандалу
и олицетворяет
великую
гору богов
Меру,
располагающуюся,
по преданию,
в центре вселенной.
Слайд 21
Паломник, обходя
каждый из уровней горы,
проходит
мимо множества
больших
и малых ступ.
Слайд 22
Во время обхода его сопровождает множество
священных надписей, рельефов
и фигур будд.
Слайд 23
По долинам
небольших рек
высечены скальные
храмы и монастыри.
Слайд 24
На протяжении
трех веков
буддийские монахи
высекали
удивительные
творения.
Слайд 25
Части
скального монастыря
1. Стамбха – мемориальная колонна;
2. Центральный зал
храма;
3. Ритуальная ступа;
4. Обходная галерея вокруг ступы.
1
2
3
4
1
2
Слайд 26
Аджанта. Высеченный в скале вход в храм.
Слайд 28
Молельный зал и ступа в 26-й пещере Аджанты.
Слайд 29
Стены многих скальных
храмов покрыты росписями
на сюжеты буддийских легенд.
Слайд 30
Очень рано
сложился
скульптурный канон
изображения
Будды.
Поза,
определенные положения
рук, ног и головы,
даже положение
пальцев
рук
были строго
канонизированы.
Слайд 31
Каноническими становятся
и черты лица Будды.
Будда изображался
с миндалевидным
овалом лица,
с
длинными мочками ушей
(знак благородного
происхождения),
третьим глазом
или драгоценностью во лбу
(знак духовного
видения),
бугром на темени
(знак мудрости).
Слайд 32
Каноничны и позы
Будды.
Фигура Будды,
сидящего
в позе лотоса,
встречается
по всей
Юго-восточной Азии.
Слайд 33
Монахи любовно одевают будд
в желтые монашеские одежды.
Слайд 34
Фигуры
сидящего Будды
продолжают
создаваться
и в XX веке.
Слайд 35
И в маленьких
литых
фигурках
мастера
пытаются
передать
совершенство
форм Будды.
Слайд 36
Другой канонической позой Будды стала «поза нирваны».
Слайд 37
Часто мастера передают внутреннее совершенство Будды
с помощью чистого
цвета белого камня.
Слайд 38
В разных странах Юго-восточной Азии черты лица Будды
приобретают
яркий национальный колорит.