Слайд 2
Архитектура
В творчестве крупнейших русских архитекторов XVIII века были
воплощены лучшие национальные традиции русского зодчества обогащенные мировым наследием.
На
смену монголо-татарской системе строительства города (радиальные кольца с площадью в центре) пришла европейская -строить города по плану.
На смену византийскому стилю приходит более легкий, итальянский – барокко.
Слайд 3
Франческо Растрелли
(1700 - 1771)
Родился в Италии,
но в 1716 году вместе со своим отцом приехал
в Россию. Является автором крупнейших дворцовых ансамблей:
Зимний дворец
Большой дворец в Петергофе
Большой Екатерининский дворец
Дворец Строгановых
Смольный дворец
Андреевская церковь в Киеве
Слайд 4
Зимний дворец
Большой дворец в Петергофе
Богато украшенные
парадные залы, отштукатуренные под мрамор, с расписанными потолками, инкрустированным
паркетом и позолоченными стенами.
Нарядность и великолепие силуэту здания придают скульптуры и вазы, установленные над карнизом по всему периметру здания.
Слайд 5
Андреевская церковь в Киеве
Специфика стиля:
Колонны
Полуколонны
Пилястры
Кариатиды
Атланты
Дворец Строгановых
Слайд 6
Екатерининский дворец является одним из самых знаменитых сооружений
зодчего.
Архитектор виртуозно применяет любимые художественные средства: пространственный размах
композиции, пластика, рельефность архитектурных форм, выразительный ритм колоннад, активное включение скульптуры в декор.
В полной мере используется и характерное для Растрелли цветовое решение: контраст белых колонн, лазурно-голубого поля стен и золото архитектурного декора.
Слайд 7
Классицизм в архитектуре
В 60-ых годах на смену декоративному
барокко приходит классицизм.
Особенности:
симметричность композиций
гармония пропорций
геометрически правильные планы
сдержанность
строгость
Слайд 8
В. И. Баженов
(1737 - 1790)
Сын
дьячка одной из придворных кремлевских церквей.
Учился
в школе Д. В. Ухтомского и в гимназии Московского университета, работал в Петербурге. От Академии художеств был отправлен учиться во Францию и Италию.
Слайд 9
Владимирская церковь в Быково
Дом Пашкова
Два главных
фасада — один смотрит на проезжую часть и имеет
торжественный характер, другой — ориентирован во двор и имеет более уютный вид.
Причудливое сочетание барочных и готических форм.
Слайд 10
М. Ф. Казаков
(1738 – 1812)
В Москве разработал типы
городских жилых домов и общественных зданий, организующих большие городские
пространства: Сенат в Кремле (1776-87), университет (1786-93), Голицынская больница (1796-1801), дома-усадьбы Демидова (1779-91), Губина (1790-е гг.).
Применил большой ордер в оформлении интерьеров (Колонный зал Дома Союзов).
Руководил составлением генерального плана Москвы, организовал архитектурную школу.
Слайд 11
Сенатский дворец явился крупнейшим воплощённым проектом
Казакова. Согласно задумке архитектора здание должно было символизировать гражданские
идеалы, законность и правосудие, а воплощение этих идеалов архитекторы находили в классических формах античности. Этим объясняется строгая и сдержанная лаконичность здания, увенчанного куполом, классической формой которого Казаков хотел усилить архитектурную выразительность Красной площади как главной площади первопрестольной столицы.
Слайд 12
Скульптура
Во второй половине XVIII
в. были заложены основы русской скульптуры. Она развивалась медленно,
но русская просветительская мысль и русский классицизм явились величайшими стимулами для развития больших гражданственных идей.
Слайд 13
Ф. И. Шубин
(1740 – 1805)
Творил в эпоху, когда
в искусство скульптурного портрета проникает идея ценности духовного мира
человека.
Работал в основном с мрамором, очень редко обращался к бронзе.
Его работы относят к жанру классицизма.
Большинство его скульптурных портретов исполнены в форме бюстов.
Слайд 15
И. П. Мартос
(1754 – 1835)
И. Мартос
был художником широкого диапазона, но особенно прославился как автор
великолепных монументов и классических надгробий.
Слайд 16
Памятник Минину и Пожарскому.
Посвящён Кузьме Минину и Дмитрию Михайловичу Пожарскому,
руководителям второго народного ополчения во время польской интервенции в Смутное время, и победе над Польшей в 1612 году.
Слайд 17
Живопись
XVIII век оказался необыкновенно богат талантливыми художниками.
Картины отличались
разнообразием жанров: от традиционных портретов и исторической живописи до
театральных декораций, пейзажей, натюрмортов, сцен из народной жизни.
Слайд 18
Портретная живопись
Главное место в живописи XVIII века занимает
портрет.
Портрет (фр. portrait, от старофранц. portraire — «воспроизводить что-либо
черта в черту») — изображение или описание какого-либо человека либо группы людей, существующих или существовавших в реальной действительности.
Слайд 19
И. П. Аргунов
(1729 – 1802)
И. П.
Аргунов не идеализирует внешность модели, он смело передает и
косящие глаза, и некоторую одутловатость лица. При этом обращает на себя внимание мастерское владение художником кистью в передаче фактуры, изысканность теней.
Слайд 20
Из поздних произведений И.П.
Аргунова наиболее известен «Портрет неизвестной крестьянки в русском платье».
Ныне считается, что изображена была кормилица, что подтверждает костюм модели.
Художник воплотил на холсте свое представление о женской красоте.
Слайд 21
Д. Г Левицкий
(1735 – 1822)
Работам Левицкого
присуща яркая индивидуальность образов. Он способен найти выразительную позу
и жест, сочетать интенсивность цвета с тональным единством и богатством оттенков.
Слайд 22
В 1773 году была создана одна
из интереснейших работ Д. Левицкого – портрет философа Дени
Дидро, французского философа-энциклопедиста, писателя. Энергию, творческое беспокойство и душевное благородство которого так живо и непосредственно передал русский художник.
Слайд 23
А. П. Антропов
(1716 – 1795)
А. П.
Антропов избегал изображать на портретах поверхностное изящество. Его образы
конкретны, реалистичны и вместе с тем – психологичны.
Слайд 24
Коронационный портрет Петра III (1762).
Император изображен как бы «вбежавшим» в пышные покои:
неуверенность, душевная дисгармония на фоне роскошного интерьера – вот что прозорливо увидел А. П. Антропов.
Слайд 25
Историческая живопись
Жанр живописи, берущий свое начало в эпоху
Ренессанса и включающий в себя произведения не только на
сюжеты реальных событий, но также мифологические, библейские и евангельские картины.
Изображает важные для отдельного народа или всего человечества события прошлого.
Слайд 26
А. П. Лосенко
(1737 -1773)
Основоположник русской исторической
живописи.
С 1753 учился живописи у И.
П. Аргунова, с 1759 в Петербургской академии художеств. Продолжил учебу в Париже и Французской академии в Риме.
Слайд 27
Владимир перед Рогнедой, 1770
Чудесный улов, 1762
Слайд 28
Литература
Основным направлением в литературе XVIII века стал классицизм.
Русский классицизм придавал особое значение «высоким» жанрам:
Эпической поэме
Трагедии
Торжественной оде
С
70-ых годов XVIII века возникает новое направление – сентиментализм. С ним появляются новые жанры:
Путешествие
Чувствительная повесть
Слайд 29
Д. И. Фонвизин
(1745 – 1792)
Фонвизин
был не только крупным и талантливым драматургом XVIII века.
Он — один из основоположников русской прозы, замечательный политический писатель, воистину великий русский просветитель, бесстрашно, в течение четверти века, воевавший с тиранией.
Слайд 30
Г. Р. Державин
(1743 – 1816)
Главным
объектом поэтики Державина является человек как неповторимая индивидуальность во
всём богатстве личных вкусов и пристрастий. Многие его оды имеют философский характер, в них обсуждается место и предназначение человека на земле, проблемы жизни и смерти.