Слайд 2
КУЗНЕЦОВ, ПАВЕЛ ВАРФОЛОМЕЕВИЧ (1878–1968), русский художник. Родился в
Саратове 5 (17) ноября 1878 в семье иконописца. Постигал
искусство в Боголюбовском рисовальном училище родного города (1891–1897), Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1897–1903) у К.А.Коровина и В.А.Серова, а также в частных академиях Парижа (1905). Был членом объединений «Мир искусства», «Союз русских художников», «Четыре искусства». Особое значение имела для него принадлежность к кругу художников-символистов «Голубая роза», сформировавшемуся вокруг одноименной выставки 1907.
Слайд 3
В 1902 г. сблизился с В. Я. Брюсовым
и символистами. Сотрудничал с изданиями символисткого толка: журналами «Искусство»,
«Золотое руно», входит в объединение «Мир искусства». Излюбленный кузнецовский мотив – фонтан; зрелищем круговорота воды художник был заворожен еще в детстве, и теперь воспоминания об этом воскресают на холстах, варьирующих тему вечного круговорота жизни.
Исключительно важным событием в его жизни стала встреча с В. Э. Борисовым-Мусатовым,
Слайд 4
Голубой фонтан
Написанные в 1905-
1906 годах
картины Кузнецова "Фонтан", "Голубой фонтан" и другие пленяют тонко
переданным в красках настроением грусти, томления, ожидания чего-то невысказанного... Это мечты, перелитые в краски... Фигуры без четких очертаний, как бы размытые в пространстве картин, кажется, вот-вот готовы воспарить...
Слайд 5
Восточный мотив. В степи.
К
1910-м годам символизм, признанным лидером которого считался в России
Павел Кузнецов, исчерпал свои возможности. Но живописец уже с 1908 года был пленен новыми темами и образами. Пока не началась Первая мировая война, он каждое лето по несколько месяцев проводил в заволжских степях, у киргизов и калмыков-кочевников.
Слайд 6
В степи. Мираж
Киргизские женщины в национальных костюмах среди
бескрайней зеленой степи, под высоким голубым небом устанавливают юрту,
разбирают вещи; рядом неторопливо движется верблюд. Фигуры женщин, животных, предметов очень упрощены. Они лишь намеки, символы, призраки, м и р а ж и тех явлений, которые мы можем повстречать в реальной жизни. Это не конкретные женщины и даже не их обобщенный образ, а воспоминание о них, их звук, мелодия, мотив
Слайд 7
Мираж в степи.
Все, что мы видим, —
видимость только одна.
Далеко от поверхности мира до дна.
Полагай несущественным явное в мире,
Ибо тайная сущность вещей — не видна.
Загадочный для цивилизованного человека мир привлекал его своей первородностью. Бесконечные пространства степей и пустынь, ясная линия горизонта, небесный купол над пустой землей и простые бесхитростные люди возле своих юрт, стад, стада верблюдов и овец. В "степных" картинах Кузнецова сразу бросается в глаза "горизонтальность", растянутость пространства. Вертикали юрт, деревьев, фигуры верблюдов и людей как бы уравновешивают линию горизонта и плоскость земли.
Слайд 8
Обратившись к изображению восточного быта, П. Кузнецов сделал
его свободным и загадочным, как сама природа.
Мы уйдем без
следа — ни имен, ни примет.
Этот мир простоит еще тысячи лет.
Нас и раньше тут не было — после не будет.
Ни ущерба, ни пользы от этого нет.
Слайд 9
Альбом «Горная Бухара»
До начала 20-х годов Кузнецов неоднократно
возвращался к переосмыслению степных и бухарских впечатлений. А в
1923 году он выпустил, можно считать, итоговые серии литографий - "Горная Бухара" и "Туркестан". Сюжеты его работ становились все более разнообразными, а язык живописи - лаконичным и даже каноничным.
Слайд 10
В 1924 году Кузнецов стал одним из организаторов
художественного объединения "Четыре искусства". В этот период он написал
несколько необыкновенно выразительных портретов своей жены художницы Е. Бебутовой - она то в строгом темном, то ярком красном платье, то загадочно улыбается, то полна какой-то особой возвышенной задумчивости. В этих портретах отдаленным эхом звучит давнее увлечение художника кубизмом.
Слайд 11
Новые открытия принесли поездки художника в Крым и
на Кавказ (1925-29 гг.). Насыщенное светом и энергичным движением,
пространство его композиций обрело глубину.
Слайд 12
В 1917-37 и 1945-48 годах Кузнецов преподавал во
Вхутемасе-Вхутеине и Московском институте изобразительных искусств.
Мастеру было суждено намного
пережить своих сверстников, но, достигнув преклонных лет, он не утратил страсти к творчеству. В поздние годы Кузнецов преимущественно занят пейзажем и натюрмортом. И хотя работы последних лет уступают прежним, творческое долголетие Кузнецова нельзя не признать явлением исключительным.