Итальянская комедия дель арте. Комедия дель арте (commedia dell’arte) или комедия масок, — импровизационный уличный театр итальянского Возрождения, возникший к середине 16 века и, по сути, сформировавший первый в истории профессиональный театр.
или комедия масок, — импровизационный уличный театр итальянского Возрождения, возникший
к середине 16 века и, по сути, сформировавший первый в истории профессиональный театр.
Слайд 3
Комедия дель арте вышла из уличных праздников и карнавалов. Ее персонажи —
некие социальные образы, в которых культивируются не индивидуальные, а типические черты. Пьес
как таковых в комедии дель арте не было, разрабатывалась только сюжетная схема, сценарий, который по ходу спектакля наполнялся живыми репликами, варьировавшимися в зависимости от состава зрителей. Именно этот импровизационный метод работы и привел комедиантов к профессионализму — и в первую очередь, к выработке ансамбля, повышенному вниманию к партнеру.
Слайд 4
В самом деле, если актер не будет внимательно следить за импровизационными
репликами и линией поведения партнера, он не сможет вписаться в гибко изменяющийся контекст
представления. Эти спектакли были излюбленным развлечением массового, демократического зрителя. Комедия дель арте вобрала в себя опыт фарсового театра, однако здесь пародировались и расхожие персонажи «ученой комедии».
Слайд 5
Определенная маска закреплялась за конкретным актером раз и навсегда, однако
роль — несмотря на жесткие типажные рамки — бесконечно варьировалась и развивалась в процессе
каждого представления. Число масок, появлявшихся в комедии дель-арте чрезвычайно велико — более сотни. Однако большинство из них было скорее вариантами нескольких основных масок.
Слайд 6
У комедии дель арте было два основных центра — Венеция
и Неаполь. В соответствии с этим сложились и две группы масок. Северную (венецианскую)
составляли Доктор, Панталоне, Бригелла и Арлекин; южную (неаполитанскую) — Ковьелло, Пульчинелла, Скарамучча и Тарталья. Стиль исполнения венецианской и неаполитанской комедии дель арте тоже несколько различались: венецианские маски работали в преимущественно в жанре сатиры; неаполитанские использовали больше трюков, грубых буффонных шуток.
Слайд 7
По функциональным группам маски можно разделить на следующие категории: старики
Бригелла, Арлекин, Ковьелло, Пульчинелла и служанка-фантеска — Смеральдина, Франческа, Коломбина); влюбленные (образы, наиболее близкие героям литературной драмы, которых играли только молодые актеры).
Слайд 8
Предлагаем взглянуть на красочную галерею персонажей итальянской комедии