Слайд 2
БИОГРАФИЯ
Пётр Ильич Чайковский родился 25 апреля 1840
года в селении при Камско-Воткинском заводе Вятской губернии. Ныне
это город Воткинск, Удмуртия.
Его отец – Илья Петрович Чайковский (1795-1880), мать - Александра Андреевна Ассиер.
В 1859 году Петр Чайковский окончил Училище правоведения в Петербурге, служил в Министерстве юстиции до 1863 года.
Слайд 3
С 1861 года занимался в Музыкальных классах Русского
музыкального общества (РМО), преобразованных в 1862 г. в Петербургскую
консерваторию, которую окончил в 1865 г. по классу сочинения у А. Г. Рубинштейна.
В 1866-1878 - профессор Московской консерватории (классы свободного сочинения, теории, гармонии и инструментовки).
В 1877 году Чайковский женился на Антонине Милюковой. Известно также о дружеской связи композитора с Надеждой фон Мекк, которая была его поклонницей и спонсором.
Слайд 4
В 1877 году Чайковский уехал за границу, в
Италию, где жил до 1885 года.
Композитор скончался 25 октября
1893 года в Санкт-Петербурге.
Слайд 5
Аннотация
П.И. Чайковский был первым русским композитором, создавшим для
детей альбом фортепианных пьес.
Сочинение "Детского альбома" - первое обращение
композитора к детской теме.
Слайд 6
История создания
«Детского альбома»
"Детский альбом" - это 24 лёгкие
пьесы для фортепиано. На титульном листе первого издания: "Посвящается
Володе Давыдову. Детский альбом. Сборник лёгких пьес для детей".
Слайд 7
Чайковский был доволен первым изданием "Детского альбома", отсутствием,
как он считал, в нем опечаток. Правда, некоторое огорчение
он высказал издателю по поводу внешнего вида издания: "Я сожалею, что мне не пришло в голову просить тебя детский альбом напечатать другим форматом. Ведь Володя Давыдов должен будет играть стоя, чтоб смотреть на ноты! Картиночки значительно уступают по художественному достоинству Сикстинской мадонне Рафаэля, - но ничего, сойдет, - детям будет занятно".
Слайд 8
Утренняя молитва
Молитвой начинался день
ребенка. Молясь он настраивался на добрые мысли и поступки.
Светлая тональность соль мажора, равномерное ритмическое движение и строгая 4-голосная фактура(словно поет хор) передает настроение сосредоточенности и покоя.
Слайд 9
Зимнее утро
"Зимнее утро" - вторая пьеса из фортепианного
цикла П. Чайковского "Детский альбом". Особыми композиторскими приемами П.
Чайковский фортепианным звучанием передал тонкую поэтическую атмосферу зимнего утра. Течение мелодии очень естественное и потому легко запоминающееся.
Слайд 10
Марш деревянных солдатиков
Пьеса является элементом мини-цикла внутри всего
"Детского альбома" и объединяется с близкой с ней по
содержанию "Игрой в лошадки". Она демонстрирует ювелирную отделку всех элементов фортепианной фактуры. В творчестве П. Чайковского пьеса имеет своеобразную параллель - марш солдатиков (уже не деревянных, а настоящих мальчиков) в I картине Содержанию и "действиям" солдатиков соответствует трехчастность музыкальной формы пьесы.
Слайд 11
Болезнь куклы
П. И. Чайковский очень тепло относился к
детям. Им адресован целый ряд произведений композитора. "Болезнь куклы"
- первая по-настоящему печальная пьеса в цикле. Исполнение должно быть эмоциональным и в то же время строгим и сдержанным в проявлении чувства. В трогательной мелодии слышатся как бы стоны, мольба. Сложную проблему для исполнителя представляет собой правильное соотношение мелодии и аккомпанемента.
Слайд 12
Итальянская песенка
Эта пьеса открывает собой мини-цикл внутри "Детского
альбома", который можно условно назвать "Музыкальный дневник путешествий", поскольку
это пьесы ("Итальянская песенка", "Старинная французская песенка", "Немецкая песенка", "Неаполитанская песенка") с явным национальным колоритом. Это ясно не только из их названий, но и из самой музыки.
Слайд 13
Неаполитанская песенка
Живя в Италии, П. Чайковский имел
удовольствие слышать много итальянской - как профессиональной, так и
народной музыки. Кое-что из особенно полюбившихся ему мелодий он позже использовал в своем творчестве. Мелодия, использованная в этой пьесе, как раз и является такой подлинной итальянской песенкой.
Слайд 14
Мазурка
Мазурка по происхождению польский танец. В этом
своем качестве она имеет характерные особенности польского танца. У
П. Чайковского было много предшественников, писавших мазурки. Встречаются мазурки разного характера. Мазурка из "Детского альбома" - интимного камерного характера. Данная мазурка написана в традиционной для этого танца трехчастной форме.
Слайд 15
Русская песня
Внутри "Детского альбома" можно выявить несколько
мини-циклов - рядом стоящие пьесы, объединенные общностью содержания. В
творчестве П. Чайковского без труда можно назвать образцы, очень близкие к подлинной русской народной музыке. Данная пьеса - яркий пример типично русских образов, свидетельствующий о необычайной любви композитора к России и всему русскому.
Слайд 16
Мужик на гармонике играет
Эта пьеса - вторая (после
предыдущей) в мини-цикле из трех пьес с русскими образами
внутри "Детского альбома". В ней талантливо имитируется звучание гармоники (это дает повод кратко рассказать об истории появления и усовершенствования этого инструмента). В пьесе уникальная гармоническая структура, своеобразное использование определенных аккордов.
Слайд 17
Баба-Яга
Гармонический язык в этой пьесе более острый,
чем в других пьесах цикла. Резкие аккорды вместе с
многочисленными акцентами и выдержанным от начала до конца отрывистым штрихом (staccato) придают музыке зловещую причудливость.
Угловатое, как бы нарочито утрированное звучание начала пьесы напоминает прихрамывающую походку сказочного персонажа. Пьеса исполняется очень скоро: в нотах авторское указание Presto (итал. – очень быстро).