Слайд 2
Майя
Майя — цивилизация Мезоамерики, известная благодаря своей письменности, искусству, архитектуре,
математической и астрономической системам. Начало её формирования относят к предклассической
эре(2000 г. до н. э. — 250 г. н. э.), большинство городов майя достигло пика своего развития в классический период (250—900 гг. н. э.). К моменту прибытия конкистадоров была в глубоком упадке
Слайд 3
Письменность
Писцы, составлявшие интеллектуальную элиту майяского общества, изготавливали
сотни манускриптов. Они писали птичьими перьями на листах бумаги
из древесной коры, которые складывались «гармошкой» под переплетами, обтянутыми шкурой ягуара
Писцы являли свое искусство не только на бумаге, но также на камне, раковинах, керамических сосудах.
Сейчас известно, что майяские писцы свободно комбинировали фонетические и семантические знаки, особенно когда такое сочетание открывало возможности для игры слов.
Слайд 4
Календарь
Один из самых интересных и загадочных подарков
древних индейцев современной цивилизации - это майянский календарь.
У майя
было ах 2 календарных системы. Один календарь - его часто называют гражданским - использовался для хозяйственных нужд. Майянцы определяли по нему, когда им сеять кукурузу, когда собирать урожай и делать другие дела по хозяйству. Год гражданского календаря майя - "хааб" - имел 365 дней, т.е. был согласован с солнечным циклом, что для земледелия очень полезно.
Слайд 5
Календарь
Кроме того, был ритуальный календарь - "цолькин". По
цолькину майянские жрецы определяли, когда проводить религиозные обряды. В
том числе и самые страшные - свои знаменитые жертвоприношения.
Календарь майя, несмотря на свою древность, удивительно точен
Слайд 6
Астрономия
Индейцы Майя - чрезвычайно хорошие астрономы, производившие наблюдения,
и делавшие точнейшие замеры движения Луны, Солнца, Венеры и
Марса. Наивысшим достижением индейцев в астрономии по праву принято считать их календарь, основанный на сведениях и астрономических данных. Календарь индейцев майя с тысячелетней историей отличает небывалая точность в измерении длительных промежутков времени.
Слайд 7
Астрономия
Астрономическая обсерватория Караколь, расположенная на прямоугольной платформе размером
67 на 52 метров, представляет собой уникальный образец великолепной
архитектуры майя. Внутри обсерватории помещена загадочная конструкция в форме улитки, которая поднята к потолку сооружения, что символизирует вход в центр галактики.
Слайд 8
Гороскоп
У майя были свои гороскопы рождения!
Только там не
12 знаков как мы привыкли, а 20! И все
очень необычные, забавные и даже страшные
Слайд 9
Система счёта у древних майя
Система счёта у майя
базировалась не на привычной десятичной системе, а на распространённой
в месоамериканских культурах двадцатеричной. Истоки лежат в методе счёта, при котором применялись не только десять пальцев рук, но и десять пальцев ног. При этом существовала структура в виде четырёх блоков по пять цифр, что соответствовало пяти пальцам руки и ноги.
Слайд 10
Система счёта у древних майя
Также интересным является тот
факт, что у майя существовало обозначение нуля, который схематически
был представлен в виде пустой раковины от устрицы или улитки. Обозначение нуля также применялось для обозначения бесконечности. Так как ноль необходим во многих математических операциях, но в то же время в античной Европе был неизвестен, учёные предполагают сегодня, что майя имели высокоразвитую культуру с хорошим уровнем образования.
Слайд 11
Архитектура
Для искусства майя, нашедшего выражение в каменной скульптуре
и барельефах, произведениях мелкой пластики, росписях на стенах и
керамике, характерна религиозная и мифологическая тематика, воплощённая в стилизованных гротескных образах. Основные мотивы искусства майя — антропоморфные божества, змеи и маски; ему свойственны стилистическое изящество и изощрённость линий. Главным строительным материалом для майя служил камень, в первую очередь известняк. Типичными для архитектуры майя были ложные своды, устремлённые вверх фасады и крыши с гребнем. Эти массивные фасады и крыши, венчавшие дворцы и храмы, создавали впечатление высоты и величественности.
Слайд 17
Майя часто воевали друг с другом. Некоторые историки
даже видят в этом главную причину упадка классической культуры
майя. Войны в цивилизации древних майя велись по многим причинам, служившим политическим, экономическим или религиозным целям. Частой причиной войны служил контроль над конкурирующими городами-государствами, таким образом, войны велись с целью сместить с чужого трона конкурирующую династию, посадив на него подконтрольного правителя.
Слайд 18
В политическом смысле главной была репутация, заработанная
в войне правителем-победителем. В экономическом смысле победа над противником
давала выход к новым торговым путям, а также часть населения побеждённого города-государства порабощалась. Для религиозных целей победоносная война служила захватом новых людей, которые в будущем приносились на религиозных церемониях в жертву.
Слайд 19
Примечательно отметить, что войны классического периода не
ставили своей задачей захват территории противника и присоединение завоёванных
земель к городу-победителю. Таким образом, образования мощного единого государства майя в эпоху классического периода не произошло.
Слайд 21
Маисовые лепешки являлись основным блюдом по большей части
во время вечернего приема пищи, который был главным в
течение дня.
Маис имел в жизни женщин майя куда большее значение, чем в жизни мужчин. Его подготовка и приготовление из него блюд занимали большую часть их времени, поскольку готовить пишу из этого продукта отнюдь не легко
Слайд 22
Также выращивались несколько видов бобовых культур, известная гигантская
фасоль , сладкий картофель и т.д.
Слайд 23
Любимым напитком майя был шоколад, приготовляемый из бобов
какао, которые обжаривали, размалывали и смешивали с кукурузной мукой.
В садах майя выращивались авокадо, папайя, гуава и антона, представляющие собой вкусные и питательные фрукты.
Слайд 24
Из домашних животных (млекопитающих) у майя были только
собаки, одна из пород которых не имела шерсти, собак
этой породы держали взаперти и откармливали для употребления в пищу.
В джунглях шел сбор ванили, кориандра и некоторых видов растений с крупными листьями, которые можно было готовить аналогично шпинату.
Слайд 25
Жизнь майя на их тропической родине была куда
более вольготной, чем жизнь крестьян того времени в Европе.
Слайд 27
СКУЛЬПТУРА
Майя знали и применяли в большей или
меньшей степени все скульптурные приемы: резьбу, барельеф и горельеф,
круглый и моделированный объем. Для изготовления мелких предметов применяли обсидиан, кремень, нефрит и другие твердые или мелкозернистые камни, а также раковину и кость. В крупных скульптурах использовали главным образом известняк и иногда дерево. Их орудия изготовлялись из твердых пород камня; при их помощи они резали, ваяли, сверлили; полирование достигалось посредством каменной пыли, песка и воды. Многие, если не все скульптуры раскрашивались в различные цвета; следы такой росписи иногда встречаются до сих пор.
Слайд 28
Скульптура могла украшать детали зданий (панели, плиты, притолоки,
косяки, колонны, лестницы), могла быть элементом, функционально связанным с
постройкой (алтари, святилища, троны), или являться частью таких архитектурных комплексов, как площади, платформы и храмы.
Комплекс строений окружал площадь и составлял сердцевину центральной части города. К нему относятся храмы, дворцы, обсерватории, триумфальные арки, бани, платформы для культовых церемоний и другие постройки специального назначения.
Слайд 29
Живопись
Живопись с ее богатством цветовой гаммы и
возможностью изображать сцены с многочисленными участниками еще более, чем
скульптура, позволяет нам увидеть жизнь народа майя и глубже проникнуть в нее. Она запечатлела сцены из жизни майя как бы в движении: одни - как ленты мультипликаций, другие - как настоящие цветные документальные фильмы.
Слайд 30
При анализе некоторых настенных росписей можно убедиться, что
вначале какой-либо светлой краской (в Бонампаке - красной) намечались
контуры фигур и основные внутренние линии; затем накладывались различные цвета, каждый на определенном участке; обычно они покрывали внутренние линии, которые затем вновь прочерчивались разведенной черной краской, чтобы подчеркнуть дополнительные детали. Одни части тел закрашивались темнее, другие - светлее, но, видимо, различиями в тональности не стремились получить трехмерный эффект. Краски применялись растительного и минерального происхождения. Цвета охватывают широкую гамму: красный, розовый, оранжевый, желтый, зеленый, голубой и синий, фиолетовый, сепия, кофе, помимо белого и черного. Смешивание цветов и их большая или меньшая концентрация давали богатейшую палитру.
Слайд 33
Гончарное дело
Майя были искусными гончарами и скульпторами,
и их лучшие работы мало чем уступают всему созданному
древними культурами Средиземноморья. Их произведения гончарного искусства поражают еще и потому, что создавались они без помощи гончарного круга. Гончарами у майя были женщины, которым полностью принадлежат заслуги создания прекрасных произведений и совершенствования методов их изготовления во всем многообразии искусства керамики. Помимо мастерства в изготовлении горшков, кастрюль, кувшинов, кубков и урн гончары майя прекрасно владели навыками создания глиняных фигур.
Слайд 34
Также народ майя занимались охотой, рыбной ловлей, изготовлением
пера, металла, приручением животных, верили в богов, магию ,
духовенство.
Слайд 36
Основным одеянием мужчин была набедренная повязка (эш);
она представляла собой полосу ткани шириной в ладонь, которую
несколько раз обёртывали вокруг талии, затем пропускали между ног так, чтобы концы свисали спереди и сзади. Набедренные повязки именитых персон «с великой заботливостью и красотой» украшались перьями или вышивкой. На плечи набрасывали пати — накидку из прямоугольного куска ткани, также украшенную сообразно общественному положению её владельца. Знатные люди добавляли к этому наряду ещё длинную рубаху и вторую набедренную повязку, похожую на запашную юбку. Их одежды были богато декорированы и выглядели, вероятно, очень красочно, насколько можно судить по сохранившимся изображениям. Правители и военачальники иногда носили вместо накидки шкуру ягуара или закрепляли её на поясе.
Одежда мужчин
Слайд 37
Одежда женщин состояла из двух основных предметов: длинного
платья (куб), которое либо начиналось над грудью, оставляя плечи
открытыми, либо (как, например, на Юкатане) представляло собой прямоугольный кусок материи с прорезями для рук и головы, и нижней юбки. Верхней одеждой, как и у мужчин, служила накидка, но более длинная. Все предметы одежды украшались многоцветными узорами.
Одежда женщин
Слайд 39
Традиционная религия Майя— это юго-восточный вариант Мезоамериканской религии,
происходящей из векового симбиоза с Испанским католицизмом. Однако, как
самостоятельное явление традиционная религия Майя, включая свои до-Испанские варианты, уже существует более двух тысяч лет. До возникновения христианства, она была распространена на территории множества королевств с различными местными традициями. В настоящее время она существует и взаимодействует с пан-Майским синкретизмом, который является пересмотром традиций движения Майя и христианства в его различных вариантах.
Слайд 40
О традиционной религии Майя часто говорят как о
costumbre, то есть для неё характерны привычные религиозные действия,
основанные на обычаях, что отличает её от ортодоксальных римских католических ритуалов. В большой степени религия Майя представляет набор ритуальных практик, поэтому Юкатанских сельских священников называют просто jmen, 'практик'. Среди основных концепций, связанных с ритуалами Майя, выделяют следующие:
Ритуальная топография и летоисчисление
Пожертвования и жертвоприношения
Духовенство
Очищение
Молитвы
Паломничества
Основы ритуалов
Слайд 42
В процессе ритуальной топографии Майя, различным элементам ландшафта,
таким как горы, ущелья и пещеры, назначает отдельных предков
и божеств. Так, например, город Цоциль в Синакантане окружён семью 'купальнями' живущих в горах предков. Один из этих священных источников служит жильём для 'служанок и стиральщиц' предков. Как и в до-Испанском прошлом, важные ритуалы проводятся возле или внутри таких мест, а в Юкатане также вокруг карстовых впадин.
Ритуальная топография и летоисчисление
Слайд 43
Пожертвования служат для установления и возобновления отношений (контрактов,
пактов и соглашений) с другим миром, а набор, количество,
подготовка и порядок жертвуемых предметов (среди которых особый маисовый хлеб, напитки, медовый ликёр, цветы и сигары) подчиняются строжайшим правилам. Например, в до-Испанский новогодний ритуал жертвовался напиток, изготовленный из ровно 415 зёрен кукурузы, а по другому поводу следовало сжигать ровно 49 зёрен маиса, смешанного с копалом.
Пожертвования и жертвоприношения
Слайд 46
Духовенство
По традиции у Майя существуют свои религиозные лица,
часто имеющие иерархическую организацию и обязанные молиться и приносить
жертвы от имени поколений, местных групп или целого сообщества.
Молитвы
Молитвы Майя практически неизменно сопровождают процессы пожертвования и жертвоприношения. Часто они принимают вид длительных литаний, в которых особо выделяются имена персонифицированных дней, святых, элементов ландшафта связанных с историческими или мифическими событиями и гор.
Слайд 50
Ритуальная игра в мяч была распространена почти во
всех регионах Мексики. Собственно, «тлачтли» на языке ацтеков и
«пок-та-пок» на языке майя – не была игрой в нашем понимании, хотя и зрители, и болельщики на ней присутствовали. Игра в мяч была тесно связана с богами подземного царства, которые, согласно индейским сказаниям, сами были заядлыми игроками.
Поле для игры в мяч в Чичен-Итце
Слайд 51
Правила игры
1) Играли в мяч только плечами и
бёдрами, игроки имели специальное защитное снаряжение — щитки для
бёдер, груди, коленей и локтей, шлемы.
2) Было запрещено бить по мячу ногами и касаться кистями рук и предплечьями.
3) Кольца, через которые должен был пролететь мяч, располагались перпендикулярно по бокам игрового поля и изготавливались из камня. В другой традиции это могли быть маркеры на поле. При попадании двухкилограммового мяча в кольцо, расположенное довольно высоко (от двух, до восьми метров) игра заканчивалась и команда, забившая такой гол, объявлялась победительницей.
4) Капитан проигравшей команды приносился в жертву, т.е. отправлялся с посланием к богам.