Слайд 2
Готическое искусство, сменившее романское,
оставалось культовым по
назначению
и религиозным по характеру.
Готический стиль (готика) –
(от
итал. gotico, буквально – готский, т.е.,
относящийся к германскому племени готов),
художественный стиль,
ставший заключительным этапом в развитии европейского средневекового искусства и существовавший
между серединой XII и XV–XVI вв.
Наиболее подходящие название –
«стрельчатый стиль»
устремлённость ввысь, лёгкость конструкций,
каркасная система и ребристый свод,
ажурный декор,
живопись светом, витражи.
Слайд 3
В отличие от романского периода
центрами европейской религиозной,
культурной, политической и экономической жизни
к концу XII в.
стали не монастыри, а города.
Слайд 4
А центрами общественной жизни средневекового города стали ратуша
(здание городского самоуправления) и кафедральный собор (крупный христианский храм).
Слайд 5
Ратуша - здание городского самоуправления –
представляла собой
большое каменное здание с залом для собраний на первом
этаже и подсобными помещениями на втором.
Над ратушей возвышалась башня - символ свободы города.
Собор - модель мироздания, символ Вселенной
и своего рода свод знаний о ней,
весь художественный строй которого, выражал идею небесной и земной иерархии.
Слайд 6
Труд ремёсленников,
необходимый
при строительстве храма
скульптор
каменотёс
плотник
каменщик
кузнец
Слайд 7
Секреты готического мастера
Термин «готический стиль» возник в эпоху
Возрождения. Главными архитектурными сооружениями и украшениями городов позднего Средневековья
становятся величественные готические соборы. Именно они являлись центром общественной и духовной жизни средневекового города.
Внешний вид готического собора с его острыми шпилями, богато украшенными порталами рождал в душе человека восторг и удивление перед подобным творением рук человеческих. Как величественный корабль, он горделиво возвышался над городом.
Собор в Кельне. Германия. XIII-XIV вв.
Слайд 8
В основе готического собора – несколько упрощенная в
плане романская базилика, преобразованная в новые архитектурные формы и
очертания. Для большей вместимости и создания ощущения простора требовалось расширить внутреннее пространство храма.
В готической конструкции сочетались три главных элемента: свод на нервюрах (арках) стрельчатой формы, система аркбутанов – связующих открытых полуарок, передающие распор свода на мощные контрфорсы – вертикальные, часто сужающиеся кверху выступы стен, увеличивающие их устойчивость. Невидимая изнутри, эта система снимала нагрузку со стен, что давало возможность покрывать поверхность стен оконными проемами.
В результате пространство готического собора, в отличие от мрачноватого интерьера романских церквей, стало более светлым.
Слайд 9
Аркбутан –
открытая полуарка,
передающая
на контрфорс
тяжесть свода
Центральный неф
собора в Реймсе
имеет высоту
38 метров.
Распределение тяжести сводов
на выносные опоры
Слайд 10
Аркбутаны – связующие открытые полуарки, передающие распор свода
на мощные контрфорсы – вертикальные, часто сужающиеся кверху выступы
стен.
аркбутаны
контрфорсы
Слайд 11
Портал – вход в собор
Вся смысловая символика христианского
храма повторяется в его западном портале.
Дверь – это
переход из одного пространства в другое, из мирского в священное. Смысл имеет и размер двери: «Входите тесными вратами, потому что тесны врата и узок путь, ведущий в жизнь, и немногие находят их».
Ступени – символ восхождения к Богу. Три портала – символ Святой Троицы.
Слайд 13
Собор
в Реймсе
(1211-1311),
где короновались короли.
Слайд 14
Единственной массивной частью готического храма являлся главный фасад,
на котором располагались две огромные башни, переходящие в тонкий
шпиль. Соборы очень нарядны и богато декорированы: контрфорсы украшены остроконечными башенками (пинаклями). Окна и перспективные порталы венчают остроугольные резные или ажурные фронтоны. Впечатление легкости, невесомости, ажурности обусловлено и своеобразной пластикой архитектурных форм: подчеркнутыми вертикалями опор, имеющих вид не столбов, а пучков тонких колонок, стрельчатыми арками, остроконечными шатрами и фронтонами
Собор в Реймсе. XII – XIV вв. Франция.
Слайд 15
К шедеврам ранней французской готики принадлежит собор Нотр-Дам
в Париже.
Вот как описал собор Парижской Богоматери в одноименном
романе В.Гюго:
«Вряд ли в истории архитектуры найдется страница прекраснее той, какою является фасад этого собора, где предстают перед нами три стрельчатых портала. За ними – зубчатый карниз, громадное центральное окно-розетка… Высокая изящная аркада галереи, несущая на своих тонких колоннах тяжелую площадку и две мрачные массивные башни с шиферными навесами. Все эти гармонические части великолепного целого, воздвигнутые один над другим в пять гигантских ярусов, безмятежно, в бесконечном разнообразии разворачивают перед глазами свои бесчисленные скульптурные резные и чеканные детали, могучие и неотрывно сливающиеся со спокойным величием целого. Этот собор как огромная каменная симфония, колоссальное творение и человека и народа
(Нотр-Дам де Пари. XII-XIV вв. Франция.)
XII – XIV вв. Париж. Франция.
Слайд 17
Собор Парижской Богоматери
1160-1245г.г., Париж, Франция
Но чем внимательней, твердыня
Notre Dame,
Я изучал твои чудовищные рёбра, -
Тем чаще
думал я: из тяжести недоброй
И я когда-нибудь прекрасное создам…
Осип Мандельштам
Слайд 18
Собор в Келне характерное для немецкого зодчества произведение
готики. Это огромное здание с пятью нефами, трансептом и
двумя колоссальными башнями на западном фасаде, увенчанными остроконечными, ажурно проработанными шпилями. В нем особо ощутимы контрасты, достигаемые перепадом высот: средний неф в два раза выше боковых. Вертикальный ритм усиливается повторяющимися от ярусу к ярусу стрельчатыми арками.
Собор в КелЬне. Внешний вид и интерьер. XIII – XIV вв. Германия.
Слайд 19
Значительный вклад в развитие готической архитектуры внесли Италия,
Англия, Чехия и Австрия.
Собор Святого Вита XIV
в. Прага, Чехия.
Собор святого Вита в Чехии. Интерьер. XIV в. Прага.
Слайд 20
Готический собор. Германия. XIV – XV вв.
Слайд 21
Готическая церковь в Англии. Капелла Генриха VII. (XII-XV
вв.)
Слайд 22
Готический собор в Милане. Италия. XIV в.
Слайд 23
Собор в Шартре. XIV в. Франция.
Собор
Святой Анны. XV в. Вильнюс , Литва.
Слайд 24
Собор Богоматери в Ульме.
XIV в.
Германия.
Собор в Амьене. XIII в. Франция
Слайд 28
Собор Святого Стефана в Вене (XIII-XV вв.)
Слайд 29
Вестминстерский дворец в Англии (XIII-XVI вв.)