Слайд 2
На берегу Босфора римским императором Константином в 324
- 330 годах был возведен Константинополь - «новый Рим»,
столица будущего Византийского государства. Сказочно красивым представлялся город пришельцам с Запада, Востока и Севера.
Слайд 3
395 год – раздел Римской империи на Западную
и Восточную
476 год – падение Западной Римской империи
Слайд 4
Достижения
византийской архитектуры
Византийская архитектура складывалась постепенно, в ней
органично сочетались элементы античного и восточного зодчества.
Слайд 5
Церковь Сан Витале в Равенне VI в.
Главным архитектурным
сооружением был храм, так называемая базилика (греч. «царский дом»)
Слайд 6
Интерьер византийской базилики
Базилика отличается простотой плана: это вытянутое
здание, продольно разделенное внутри рядами колонн на части, так
называемые нефы (греч. «корабль»), число которых достигает 3 или 5. Все храмы ориентированы на Восток, так как там, по представлению христиан находится Иерусалим – центр земли. На Востоке к остальному прямоугольному объему примыкает полукруглая ниша – апсида с расположенным в ней алтарем – священной частью храма.
Слайд 7
Интерьер церкви
Сан Витале в Равенне
Внешний вид базилики
подчеркнуто скуп и строг, зато ее интерьеры украшены облицовкой
из мрамора и гранита мозаиками и фресковыми росписями.
Слайд 8
План
крестово – купольного храма
Позднее все
большее значение приобретает новый тип храма – крестово –
купольный, имеющий в плане форму креста с куполом в центре.
Слайд 9
Собор Святой Софии
в Константинополе
Наивысшее достижение византийской архитектуры
– собор Святой Софии в Константинополе, соединивший базилику с
купольным перекрытием.
Слайд 10
Собор Святой Софии
в Константинополе
Храм «премудрости Божьей» воздвигли
два архитектора – Анфимий и Исидор.
Слайд 11
План собора Святой Софии
в Константинополе
В плане храм
представляет собой прямоугольник, в центре которого четыре массивные опоры
обозначают огромный квадрат.
Слайд 12
Купол собора Святой Софии
Центральный купол Софии, составляющий в
диаметре 31,5 м, - самое замечательное достижение византийских зодчих,
в котором воплощено представление о космическом подобии мира.
Слайд 13
Купол собора Святой Софии
Снизу купол кажется парящим в
воздухе, так как тонкие части стены между окнами не
видны. Оптический эффект породил легенду о том, что купол подвешен с неба на золотой цепи.
Слайд 14
Интерьер собора Святой Софии
Всех изумляет зеленая и розоватая
мраморная облицовка стен и золотая мозаика сводов. Колонны объединены
волнистыми аркадами, что создает впечатление ритмического движения.
Слайд 15
О. Э. МАНДЕЛЬШТАМ
Айя София – здесь остановиться
Судил Господь
народам и царям!
Ведь купол твой, по слову очевидца,
Как на
цепи подвешен к небесам.
Слайд 16
О. Э. МАНДЕЛЬШТАМ
И всем векам – пример Юстиниана,
Когда
похитить для чужих богов
Позволила эфесская Диана
Сто семь зеленых мраморных
столбов.
Но что же думал твой строитель щедрый,
Когда, душой и помыслом высок, Расположил апсиды и экседры,
Им указав на запад и восток?
Слайд 17
О. Э. МАНДЕЛЬШТАМ
Прекрасен храм, купающийся в мире,
И сорок
окон – света торжество;
На парусах, под куполом, четыре
Архангела прекраснее
всего.
И мудрое сферическое зданье
Народы и века переживет,
И серафимов гулкое рыданье
Не покоробит темных позолот.
Слайд 18
Мерцающий свет византийских мозаик
Мировую славу приобрели мозаики Византии.
Используя античную технологию изготовления мозаик, византийские мастера нашли и
свои, оригинальные способы их создания. Кусочки матовой или прозрачной смальты с тончайшей золотой подкладкой, а иногда каменные кубики различной формы и величины закреплялись в связующей основе под разным наклоном. Это позволяло лучам солнца или свету зажженной свечи вспыхивать, отражаться и искриться золотом, пурпуром и синевой.
Слайд 19
Мозаики Равенны
Лучше всего сохранились мозаики Равенны – города
на севере Италии, в VI в. центра византийской провинции.
Особую известность приобрели мозаичные росписи церкви Сан Витале.
Слайд 20
Император Юстиниан
На одной из них в центре изображен
император Юстиниан, приносящий в дар церкви тяжелую золотую чашу.
Его голову венчают диадема и нимб – символ святости. На нем богатые цветные одежды, украшенные золотом.
Слайд 21
Императрица Феодора
Мозаика на противоположной стене изображает императрицу Феодору.
Она входит в храм, неся в руках потир с
золотыми монетами. Вокруг шеи и на плечах роскошные ожерелья.
Слайд 22
А. А. Блок
РАВЕННА
Всё, что минутно,
всё, что бренно,
Похоронила ты в
веках.
Ты, как младенец, спишь, Равенна,
У сонной вечности в руках.
Рабы сквозь римские ворота
Уже не ввозят мозаик.
И догорает позолота
В стенах прохладных базилик.
Слайд 23
Мозаики церкви Успения в Никее
VII век
Замечательны
и мозаики церкви Успения в Никее. Изображение одного из
самых знаменитых ангелов «Дюнамиса», являет собой совершенный пример одухотворенности и благородства.
Слайд 24
Искусство иконописи
В христианских храмах были не
только мозаики и фресковые композиции, но и иконы (греч.
«образ»).Характерными особенностями икон становятся фронтальность изображения, строгая симметрия по отношению к центральной фигуре Христа или богоматери, подчеркнуто высокий лоб – средоточие духовного начала, сияющий нимб вокруг головы, пристальный суровый взор увеличенных глаз, декоративность и условность одежды, подчеркивающей бесплотность, бестелесность фигур. Цвет на иконах символичен. Золото и пурпур выражают идею царственности, синий – божественности, белый символизирует нравственную чистоту и невинность.
Слайд 25
Сергий и Вакх. VI век
На одной из
ранних византийских икон «Сергий и Вакх» запечатлены святые мученики,
особенно почитавшиеся в Константинополе.
Слайд 26
Владимирская Богоматерь
Шедевром византийской иконописи по праву считается икона
«Владимирской Богоматери» (начало XII века), привезенная на Русь из
Константинополя в 1155 г. Множество легенд связано с этой иконой. По старинному обычаю, ее везли на санях летом. В нескольких верстах от Владимира неожиданно встали кони, и никакая сила не могла сдвинуть их с места. Тогда и решили: икона останется на этой земле. Во Владимире построили огромный Успенский собор и поместили в нем эту удивительную икону – одну из самых почитаемых православных святынь.
Слайд 27
Владимирская Богоматерь
Мир переживаний Богоматери глубоко человечен. В нем
выражено то, что близко и понятно всем людям, -
идея жертвенности материнской любви.