Слайд 3
Ремесла Кубани
Керамика: в основном гончарное производство посуды, глиняной
игрушки;
Текстиль: вышивка, вязание кружев, узорное ткачество;
Плетение: из лозы (в
основном из вербы), соломы, листьев початков кукурузы;
Резьба по дереву;
Ковань;
Роспись.
Слайд 4
Керамика
В основе поставлено гончарное производство посуды из
глины. Наиболее распространенными изделиями были: глэчики, макитры, сметанники, кувшины,
пасочницы, цветочники и др. Украшались поливой, росписью, рельефным орнаментом. Наиболее распространенными на Кубани являлись русская и украинская традиции. Гончарным производством в основном занимались иногородние. Славились на Кубани своими изделиями гончары станиц Пашковской, Темижбекской, Отрадной, Мостовской, Холмской и др. Сопутствующим видом ремесла было изготовление глиняных игрушек-свистулек в форме птиц (утиц, петушков (кочетов) и животных). Из глины изготавливали так же кирпич (саман), черепицу, облицовочные плиты к печам и каминам.
Слайд 5
Керамика
Гончарный рукомойник
Квасник с пиалками
Слайд 6
Керамика
Макитра
для Кубани весьма важный предмет для домашнего
обихода, мать всей глиняной посуды: молоко сквасить, тесто замесить, огурцов засолить,
зерна насыпать, маку в пирог намять, коня напоить, да мало ли для чего сгодится такая посудина. Да и гончарам утеха - выкрутил горшок побольше, да попроще, да горло поширше, одним словом как бог дал - вот тебе и макитра.
Слайд 8
Текстиль
Вышивка.
Была наиболее распространенным видом народного декоративно-прикладного искусства
на Кубани. Народные мастера вышивали рушники (полотенца), скатерти (настольники,
столешницы), платочки, салфетки, наволочки, занавески, рубахи, подзоры и др. Вышивали в основном на конопляном домотканом полотне, крестом, черными и красными нитками. Большинство изделий имело растительный или геометрический орнамент.
Слайд 9
Текстиль
Кружево. На территории Кубани широко распространено вязание кружев
с помощью крючка, передающееся из поколения в поколение. Исследуя
и анализируя кружево крючком в данном регионе, можно выделить характерные особенности: распространение повсеместно филейной техники вязания, наличие орнамента (геометрического и растительного), создаваемого на основе элементов вышивок. Выполнялось в основном для украшения рушников, подзоров, наволочек. Встречается кружево, выполненное спицами (салфетки), челноком (филейно-гипюрное), иглою (отделка воротников, манжетов, платочков, косынок). Изготовлялись также накидки на подушки, салфетки, скатерти, покрывало и др.
Слайд 10
Текстиль
Ткачество.
На Кубани развивалось преимущественно в среде не
казачьего населения (иногородних). Использовали в основном волокна конопли. Изготовление
конопляного полотна - это сложный и трудоемкий процесс. Полотно ткалось на ткацком станке, который был привезен на Кубань в основном переселенцами с Украины. Готовую для белья ткань обычно отбеливали золой или выносили на мороз.
Слайд 11
Плетение
Плетение из лозы
Оно возникло раньше гончарного дела и
занимало значительное место в жизни древнего человека. Еще в
эпоху каменного века человек овладел искусством плетения корзин, сетей, сосудов.
Из лозы плели жилища. Из прутьев орешника плели стены, а для того, чтобы были прочными, обмазывали глиной. Узоры плетения были разнообразными.
Плетение было прародителем макраме, ткачества и даже обусловило появление кружева.
Главную роль в плетении сыграла ивовая лоза. Зеленая ивушка встречала человека при рождении – из нее делали колыбельку для ребенка и погремушки.
В лозоплетении, наряду с ивовым прутом, применялась много других видов сырья: камыш, солома, злаковые культуры.
Доступны и материалы для плетения. Их можно легко найти на берегу реки, озера, в лесу, на лугах и в огороде.
Слайд 14
Ковань
Кузнечное дело
Кубанцы верили, что кузнец может выковать счастье
молодым. А если захочет и несчастье нашлет. В древности
очень ценилось железо и изделия из него. Железо оберегало копыта лошадей, а человек нашедший подкову считался счастливым. Кузнецы ковали ножи, топоры, гвозди, стрелы, кольчуги. Кольчуга была необходимой принадлежностью любого человека, войны надевали ее идя в бой. Эта металлическая одежда надежно защищала владельца от ударов противника.
В кузнице всегда темно. Как вы думаете, почему?
Оказывается в темном помещении можно уловить то мгновение, когда металл приобретает нужный цвет и готов для ковки.
В конце XIX века широко стала применяться художественная ковка, основными изделиями были козырьки лестницы. До революции в нашем городе было 4 кузницы. Самая крупная из них кузница Ломакина, которая изготовляла даже тачанки.