Слайд 2
Цели:
Познакомиться с гжельским народным промыслом, его историей, особенностями
технологии.
Сформировать умение самостоятельно отбирать материал для создания презентации
о народных промыслах, расширить кругозор.
Воспитывать умение видеть прекрасное в окружающем мире, чувство гордости за свою страну и народ.
Слайд 3
Что такое Гжель?
Гжель - старинное село на берегу
реки Гжелки, расположенное в Раменском районе Московской области, в
60 км от Москвы. Здесь располагаются богатейшие залежи глин и издавна жили гончары. Своё название деревня получила от слова «жгель», т.е. «жечь» или «обжечь».
Слайд 4
Гжель – название народного «сине-белого» промысла, керамический центр
России. Под «крышей» Гжели находятся, кроме самого одноимённого села,
и другие известные гончарные деревни: Трошкóво, Глебово, Фенино, Речúцы, вообще всего их 27.
Слайд 5
История Гжели
Самое древнее упоминание о Гжели нашлось в
завещании Ивана Калиты от 1328 года. Позднее Гжель упоминается
в духовных грамотах других князей и в завещании Ивана Грозного 1572-1578 годов.
Слайд 6
В 1663 году царь Алексей Михайлович издал указ
"во гжельской волости для аптекарских и алхимических сосудов прислать
глины, которая глина годится к аптекарским сосудам".
В то же время для аптекарского приказа было привезено в Москву 15 возов глины из Гжельской волости.
Слайд 7
До середины XVIII века Гжель делала обычную для
того времени гончарную посуду, изготавливала кирпич, гончарные трубы, изразцы,
а также примитивные детские игрушки, снабжая ими Москву.
После 1800 года, когда была найдена светлая серая глина близ деревни Минино, в Гжели возникло производство полуфаянса, из которого во множестве делали квасники и кувшины.
Около 1802 года в деревне Володино Бронницкого уезда крестьяне, братья Куликовы, создали состав белой фаянсовой массы. Там же в 1804 году и был основан и первый фарфоровый завод.
Слайд 8
Со второй половины 20-х годов XIX века многие
изделия расписывали только синей краской.
Вторая четверть XIX
века - период наивысших художественных достижений гжельского керамического искусства во всех его отраслях. Стремясь получить тонкий фаянс и фарфор, владельцы производств постоянно совершенствовали состав белой массы.
Слайд 9
C середины XIX века многие гжельские заводы приходят
в упадок. Только с середины XX века в Гжели
начинается восстановление промысла, отметившего недавно своё 650-летие.
В 1930-х и 1940-х здесь было сосредоточено почти половина всех фарфорофаянсовых предприятий России. Объединение «Гжель» было создано в результате соединения шести мелких цехов разных деревень в 1972 году.
Слайд 10
Изготовления гжельской керамики
Изделия производят методом ручного литья из
фарфоровой массы (шликера) в гипсовые формы. Затем изделия глазуруются.
Слайд 11
Каждое изделие оправляют, подрезая литьевые швы
и замывая губкой.
Затем каждое изделие мастер-живописец расписывает
вручную.
Слайд 12
После нанесения рисунка изделие окунают в глазурь и
отправляют в камерную печь на окончательный обжиг при t
+1350. Там глазурь делается прозрачной как стекло, а кобальт меняет цвет.
Слайд 14
У «Гжели" собственный стиль - синие
и голубые узоры и цветы, украшения на белом фоне.
Слайд 15
Синий цвет является классическим, неотделимым от гжельского полуфаянса.
Синяя краска лучше всего соединяется с глазурью, при обжиге
даёт меньше брака, излучает сияние, не подвластное времени.