Слайд 2
Умерли все боги… (Ф.Ницше)
Миф о «сверхчеловеке» - культ
сильной личности («Так говорил Заратустра», «Воля к власти»),идеал «человека
будущего».
Слайд 3
Направления искусства
Реализм
в литературе - Ги де Мопассан, А.Франс,
Р.Роллан, Э.Золя, Р. Киплинг, О. Уайльд, Б.Шоу, Т.Манн, Г.Манн
Натурализм
- крайняя степень реализма: Золя, Мопассан, Т. Драйзер, Г.Манн
Слайд 4
Эмиль Золя (1840-1902)
Основное произведение — 20-томная серия
романов «Ругон-Маккары» (1871-93) — история одной семьи в эпоху
Второй империи.
В романах серии «Чрево Парижа» (1873), «Западня» (1877), «Жерминаль» (1885), «Деньги» (1891), «Разгром» (1892) с большой реалистической силой изображены социальные противоречия.
Золя — сторонник принципов натурализма (книга «Экспериментальный роман», 1880).
Слайд 5
Ги де Мопассан (1850-1893)
Мастер короткого рассказа.
В сборниках
новелл - острота социального анализа, резкое неприятие прагматизма, лживости
и лицемерной морали, приводящих к измельчению личности, утрате духовной цельности.
Любовная тема — откровенное, лишенное иллюзорности изображение чувственных влечений (развитие предосудительной страсти, описание адюльтера и пр.).
Слайд 6
Анатоль Франс (1844-1924)
В романах «Преступление Сильвестра Боннара» (1881),
«Суждения господина Жерома Куаньяра» (1893) скептическая ирония по отношению
к современной действительности.
В гротескно-фантастическом романе «Остров пингвинов» (1908) и «Восстание ангелов» (1914) — антирелигиозная и политическая сатира.
Исторический роман «Боги жаждут» - о Великой французской революции.
Слайд 7
Ромен Роллан (1866-1944)
Романы-эпопеи принесли писателю мировую известность.
В
1915 получил Нобелевскую премию за свое первое эпическое сочинение,
посвященное «свободным душам всех наций – тем, кто страдает, борется и побеждает».
Жизнь гениального немецкого композитора Жана-Кристофа, которому Роллан придал много бетховенских черт, описывается с его рождения в маленьком рейнском городке до смерти в Италии
Слайд 8
Роберт Луи Стивенсон (1850-1894)
Он долго искал свой путь
в литературе и только в самые последние годы жизни
стал преуспевающим автором — первым в британской литературе профессиональным писателем, живущим литературным трудом.
На написание «Острова сокровищ» Стивенсона натолкнула нарисованная им карта некоего загадочного острова, где захоронен клад.
Так возникло захватывающее повествование: опасное плавание, затерянный остров с брошенным на нем человеком, пираты, проклятый клад, тайный заговор, невероятные зигзаги интриги
Слайд 9
Артур Конан-Дойл (1859-1930)
Ввел в детективную литературу образ сыщика-любителя
(Шерлок Холмс).
Повести «Собака Баскервилей» (1901-02), «Долина ужаса» (1914-15),
рассказы отличаются занимательной интригой и простотой повествования.
Слайд 10
Оскар Уайльд (1856-1900)
В изысканно-орнаментованных стихах близок французским символистам.
Лиричные, возвышенные по стилю и содержанию сказки.
В философском
романе «Портрет Дориана Грея» (1891) развенчал декадентское представление о красоте, чуждой нравственности.
Слайд 11
Джозеф Редиард Киплинг (1856-1936)
Пропаганда культурной миссии англичан на
Востоке в романе и стихах с их неповторимой интонацией.
В «Книге джунглей»— истории жизни человеческого детеныша Маугли среди дикой природы — яркие, психологически достоверные образы зверей, мысль о не тронутой цивилизацией первоначальной жизни с ее обнаженно простой и очевидной иерархией ценностей
ЗА ЦЫГАНСКОЙ ЗВЕЗДОЙ
Мохнатый шмель – на душистый хмель,
Мотылек – на вьюнок луговой,
А цыган идет, куда воля ведет,
За своей цыганской звездой !
А цыган идет, куда воля ведет,
Куда очи его глядят,
За звездой вослед он пройдет весь свет –
И к подруге придет назад
Слайд 12
Бернард Шоу (1856-1950)
Создатель драмы-дискуссии, в центре которой —
столкновение враждебных идеологий, социально-этические проблемы: «Дома вдовца» (1892), «Профессия
г-жи Уоррен» (1894), «Тележка с яблоками» (1929).
В основе художественного метода— парадокс
Слайд 13
Генрих Манн (1871-1950)
Социально-нравственные романы о Германии «бюргерской» (1914)
эпохи с экспрессионистическим гротеском и сарказмом обличающие кайзеровский милитаризм
и буржуазный стиль жизни.
Культ ницшеански-свободной личности в трилогии «Богини» (1903).
Образ искомого героя — носителя разума и идеи прогресса, «гуманиста с мечтой в руке», в дилогии «Юность и зрелость короля Генриха IV» (1935-38).
Слайд 14
Томас Манн (1875-1955)
В «семейной хронике» буржуазной семьи
романе «Будденброки» (1901), философском романе «Волшебная гора» (1924), «Доктор
Фаустус» (1947), тетралогии на библейский сюжет «Иосиф и его братья» (1933-34), многочисленных новеллах показал кризисное состояние мира и человека 20 в., нравственные, духовные и интеллектуальные искания европейского интеллигента, усложнившееся индивидуалистическое сознание (с комплексом ницшеанских проблем)
Слайд 15
Декаданс
Теофиль Готье
Обосновал теорию «искусства для искусства»
«ПАРНАС» («Parnasse»),
группа французских поэтов в 1850-60-е гг. декларировала «искусство для
искусства», «бесстрастную» поэзию прекрасных форм, изысканность поэтического языка.
Шарль Бодлер
Слайд 16
Символизм
Поль Верлен
Поэзия насыщена меланхолией и безысходностью, во
многом обусловленной обстоятельствами его жизни. Грезы являются единственным убежищем
поэта. Свято веруя в абсолютную реальность грез, Верлен фактически стирает грань между субъективным и объективным
Слайд 17
Артюр Рембо
«Разорванность» мысли, нарочитая алогичность и антисимволистская, заостренно-прозаическая
конкретность образов
демонстративная антибуржуазность и пророческий пафос
Слайд 18
Стефан Малларме
Мотивы одиночества и бессилия перед жизнью
Слайд 19
Гийом Аполлинер
Возродив старую технику «граффити » (надписей), писатель
создает при помощи стихотворных строк рисунки – с целью
придать поэзии не только временной, но и пространственный объем.
В поэзию прорывается язык репортажа и газетной статьи, призванный передать мгновенные впечатления
Слайд 20
Морис Метерлинк
Его символистская поэтика выражала протест против
приземленности натурализма