Слайд 2
Симметрия, соразмерность, регулярность.
План (с выбором центральной оси).
В декоре
– колонны, арки, аркады.
Купола как отражение Вселенной с Богом
в центре.
Площадь – как символ открытого мира.
Вспомните основные принципы, которым следовали создатели «идеального» города.
Слайд 3
Мазаччо
(1401-1428)
С его именем связано открытие законов перспективы
в живописи Возрождения.
Мазаччо выстраивал изображения от зрителя, уводя его
внутрь фрески, в живописное трехмерное пространство. И делал это при помощи соединения линий в одной точке.
Слайд 4
Такая перспектива (соединение линий в центре картины) наглядно
представлена во фресковых росписях капеллы Бранкаччи в церкви Санта-Мария
дель Кармине во Флоренции
Слайд 5
Основной темой фресок, по рекомендации заказчика, стало житие
апостола Петра и первородный грех. Фрески расположены в два
ряда по боковым и задней стенам капеллы (третий ряд люнет утрачен). По низу расположена панель, подражавшая мраморной облицовке.
Слайд 6
Фреска «Воскресение Тавифы и исцеление расслабленного» (1426-1427)
Слайд 7
Сцены чудес – воскрешение и исцеление – происходят
на площади. Дважды повторенная фигура святого Петра словно образует
боковые кулисы, открывая панораму площади.
Слайд 8
Площадь – воплощенная мечта гуманистов эпохи Возрождения о
городе просторном и чистом, без духоты и зловония –
являлась символом города идеального. Город реальный изображался в виде узких улочек, чреватых драмами.
Мазаччо «Раздача милостыни «
(1426-1427)
Слайд 9
Мазаччо «Исцеление тенью» (1426-1427)
Однако улица могла восприниматься и
как идеальное пространство, если она была освещена присутствием Бога
или святого. При этом божественная благодать стала отождествляться с тенью, а не со светом как в Средневековье
Слайд 10
В палитре Мазаччо преобладают розовые, синие, охристые тона
в одежде и коричневые, серые, зеленые тона в фоне,
потому что он в первую очередь уделял внимание линии и форме .нжеели колориту.
Слайд 11
Ренессансный реализм в скульптуре
Слайд 12
Донателло
«Пир Ирода» (1423-1427)
Скульптор поместил персонажей библейской легенды
в нескольких пространственных зонах, органично связав их архитектурой. Сцены,
размещенные по законам линейной перспективы, воспринимаются как события, происходящие во временной последовательности. Действие начинается в глубине , за вторым рядом тяжелых арок, откуда несут голову Иоанна, и завершается на переднем плане.
Слайд 13
Эмоциональное напряжение постепенно нарастает и достигает кульминации возле
фигуры Ирода и гостей, в ужасе отпрянувших от головы
на серебряном блюде, которое держит слуга.
Слайд 14
Донателло виртуозно подчеркивает протяженность залов дворца градацией высоты
рельефа. Фигуры, расположенные в глубине, едва выступают из фона,
передние – более объемны.
Этот вид ренессансного рельефа получил название «сплющенного».
Слайд 15
Донателло
«Давид»(1430-е)
В скульптуре эпохи кватроченто наблюдается возврат к античным
идеалам: обнаженной натуре, героическому началу, хиазму.(крестообразное расположение фигур) Всё
это воплощено в статуе библейского пастушка Давида, образ которого стал символом Флоренции, стойко сражавшейся с врагами
Слайд 16
Давид изображен уже после свершения подвига, но в
его спокойном облике нет никакой героики. Античный хиазм придает
фигуре естественность. Вес тела приходится на правую ногу, левая нога опирается на голову Голиафа.
Слайд 17
Донателло
(1386-1427)
Донктелло все свои статуи ваял с современников,
поэтому они наделены индивидуальными чертами: возрастом, характером, настроением, -
из-за чего получают чрезвычайную жизненность и правдивость.
Слайд 18
Какие изобразительные приемы в живописи Мазаччо позволяют рассматривать
площадь как метафору нового мира?
Новый мир – открытый мир.
Площадь – символ этого мира. Её изображение, основанное на законах перспективы, становится главным, т.к. это открытое место, позволяющее увидеть новую жизнь человека в динамике.
Проверьте себя.