Слайд 2
Самыми
многочисленными народами
в нашей республике,
Кабардино-Балкарии
являются:
кабардинцы (57,2%)
русские (22,5%)
балкарцы (12,7%).
Слайд 3
Мужская одежда кабардинцев и балкарцев - это одежда
воина, наездника, приспособленная к условиям их жизни.
Для мужской
одежды кабардинцев и балкарцев, между которой не было существенных различий, была характерна темная сдержанная цветовая гамма.
Одежда вполне соответствовала представлению горцев о красоте мужской фигуры, подчеркивала широкие плечи и тонкую талию, ее стройность и подтянутость, ловкость и силу.
Слайд 4
Основными частями мужской одежды являлись бешмет и штаны.
Бешмет—
одежда в виде кафтана с воротником - стойкой, доходящая,
как правило, до колен.
Штаны состояли из прямых, слегка суженных книзу штанин, между которыми вшивался ромбовидный клин.
Бешмет
Слайд 5
Полный костюм кабардинцев и балкарцев включал в себя
черкеску, которая надевалась поверх бешмета.
Она служила в какой-то мере
нарядной одеждой и ее надевали, отправляясь в общественные места.
Черкеску шили из домотканого сукна высшего качества, обычно серого, белого и черного цветов.
Черкеска плотно облегала фигуру до пояса и расширялась к низу, вместо воротника имела вырез на груди, из которого выглядывал бешмет.
Черкеска
Слайд 6
По обеим сторонам груди на черкеску нашивались газырницы.
Газырницы - карманы с мелкими отделениями, в которые вкладывали
круглые деревянные или костяные трубочки с заготовленными в них зарядами для огнестрельного оружия.
У бедных крестьян они были простые, деревянные с белыми костяными наконечниками, у богатых - из кости, с черненными серебряными или даже золотыми колпачками.
Впоследствии газырницы утратили свое назначение и сохранились в качестве украшения.
Газырницы
Слайд 7
Головной убор кабардинцев и балкарцев, в основном, соответствовал
их одежде.
Летом они носили войлочную шляпу с широкими
полями, а зимой и в осенне-весенний период - шапку из овчины, папаху.
Балкарцы носили папаху и летом.
Наиболее распространенным цветом папахи был черный, но встречались и белые, и серые.
Папаха
Слайд 8
Головной убор дополнялся башлыком.
Это суконный остроконечный капюшон,
надеваемый в непогоду поверх какого-либо головного убора.
Башлык имеет
длинные концы-лопасти для обматывания вокруг шеи, его изготавливали из белого, черного или коричневого домотканого сукна.
Края башлыка обшивались тесемкой из простых, а иногда из серебряных или золотых ниток.
Башлык
Слайд 9
Верхней одеждой являлась бурка – войлочный безрукавный плащ.
Бурка заменяла непромокаемый плащ во время дождя, защищала от
летней жары и холодного ветра, служила постелью в степи и на пастбище.
Бурки делались из черной шерсти. Они имели лохматую поверхность, узкие плечи и широкий низ.
Воротник бурки имел специальную застежку.
Богатые и знатные люди иногда носили белые бурки.
Бурка
Слайд 10
Мужской костюм у терских казаков состоял из военной
формы и повседневной одежды.
В состав формы входили: рубаха,
шаровары, бешмет, черкеска, башлык, зимняя бурка, папаха, сапоги.
Покрой черкески целиком был взят у соседних народов – кабардинцев и балкарцев.
Черкеска терских казаков шилась из фабричного сукна черного цвета. Рукав черкески имел подкладку ярко – синего цвета, так как отворот его был своеобразным украшением костюма.
Из глубокого выреза черкески виднелся бешмет. На груди черкески нашивали газырницу.
Слайд 11
Идеалом женской красоты считались тонкая талия и плоская
грудь.
Для этого горянки с 10-12-летнего возраста носили сафьяновые
корсеты с деревянными планками, надеваемыми на голое тело.
Поверх корсета надевали нижнюю рубашку.
Поверх рубашки обязательно надевалось платье.
Платье совпадало по покрою с черкеской – распашное до пола, без воротника, с открытой грудью и застежкой у пояса.
Слайд 12
Иначе шились только рукава платья.
Сначала рукав
был разрезан почти до самого верха, спускался много ниже
кисти руки и заканчивался округлой лопастью.
Позднее рукав делали узким, выше локтя и отдельно - нарукавную подвеску-лопасть, которая подвешивалась выше локтя. Лопасти расшивались золотом и серебром.
Эскизы подвесок - лопастей
Слайд 13
Платье украшалось орнаментальной вышивкой по бортам, подолу,
низу рукавов.
Все элементы орнамента имели определенное смысловое значение
и были связаны с культовыми обрядами.
Орнаменты и символы животных:
Орнаменты и символы крестов:
Орнаменты и символы небесных святил, природных явлений и божеств:
Орнаменты и символы птиц:
Слайд 14
Важной частью женской одежды был кафтанчик, который надевали
под платье поверх рубашки. Кафтанчик делался коротким и туго
стягивал фигуру.
Покрой его совпадал с бешметом, застежка находилась спереди и шла от шеи до пояса, иногда имелся стоячий воротник.
Для украшения на груди нашивали несколько пар серебряных застежек, иногда вызолоченных.
Из-под платья была видна грудь кафтанчика с застежками. Постепенно от кафтанчика остался нагрудник с застежками, со стоячим воротником. Его также надевали под платье.
Пояс играл важную роль. Его надевали поверх платья, стягивая талию.
Слайд 15
Девушки носили высокую шапочку различных видов - цилиндрическую,
конусообразную, округленную форму, иногда цилиндр сочетался с конусом.
Нижняя
часть шапочки обтягивалась широким галуном из золотых и серебряных ниток.
Верхушка покрывалась сукном или бархатом и украшалась узкими галунами.
На самой верхушке имелось украшение в виде круглой или овальной шишечки - из серебра или серебряных ниток.
Нередко шишечка заменялась различными изображениями: птичкой, полумесяцем, цветочком.
Слайд 16
В XVIII- первой половине XIX века одежда терских
казачек была схожа с одеждой кабардинок и балкарок.
Основой
костюма была рубаха с расширяющимися книзу рукавами.
На рубаху надевали распашное платье. Шили платье с отрезным приталенным лифом. К лифу пришивалась широкая присборенная юбка.
Платье подпоясывали бархатным поясом с золотоой или жемчужной вышивкой или серебряным узором.
Вышивкой верхняя одежда казачек не украшалась.
Слайд 17
Яркость, веселость, независимость характера казачки отражены в ее
нарядах.
Со второй половины XIX века распространился такой вид одежды,
как «парочка» (юбка - кофта).
Кофта называлась кофтой, блузкой, кирасой.
Кираса - плотно облегающая кофта с небольшой баской до бедер, узкими длинными рукавами, присборенными у плеча, с воротничком-стойкой, застегивавшаяся спереди на множество мелких пуговиц.
Казачки носили кружевные платки – «файшонки»
Слайд 18
Блузки и кофты шили свободного покроя, без талии,
на полчетверти ниже талии, с застежкой сзади или сбоку,
с воротником-стойкой и длинным или до локтя рукавом, присборенным у плеча.
Отделывали блузки нарядными пуговицами, тесьмой, самодельными кружевами, гарусом, бисером.
В моду вошла шлычка – головной убор замужней женщины в виде небольшой круглой шапочки, надевавшейся на узел волос.
Дополняли костюм казачки черные или красные лакированные сапожки на каблучке.
Общее и особенное
в национальных костюмах кабардинцев, балкарцев и терских казаков.
Мужской костюм горцев и терских казаков включает одинаковые предметы одежды.
Это бешмет, штаны, черкеска, башлык, бурка, папаха, сапоги или ноговицы.
Слайд 20
Женский костюм кабардинок, балкарок и терских казачек в
XVIII веке имел общие черты. Это платье, схожее по
покрою с черкеской - распашное до подола, без воротника, с открытой грудью и застежкой у пояса. У горянок к рукаву пришивались подвески – лопасти, а платье украшалось вышивкой по бортам, подолу, низу рукавов. Терские казачки верхнюю одежду вышивкой не украшали.
Слайд 21
В XIX веке костюм терских казачек приобрел черты
городского костюма, «парочки» казачек были совсем не похожи на
национальные костюмы горянок. Ни кабардинцы, ни балкарцы не любили яркие цвета, пёструю одежду.
А женский костюм казачек отличался большей пестротой, яркостью сочетаний цветов.