Слайд 2
Казимир Малевич (1879 - 1935) «Автопортрет». 1933 год.
Слайд 3
К.Малевич «Черный квадрат на белом фоне». 1915 год.
Третьяковская галерея
1. Это не «Черный квадрат», а «Черный квадрат
на белом фоне»
И это важно. Этот факт стоит запомнить, как теорему Пифагора: в жизни вряд ли пригодится, но не знать ее как-то неприлично.
Слайд 4
2. Это не квадрат.
Сначала художник назвал свою
картину «Четырехугольник», что подтверждается линейной геометрией: здесь нет прямых
углов, стороны не параллельны друг другу, а сами линии неровные. Таким образом, он создал подвижную форму.
Слайд 5
3. Зачем Малевич нарисовал квадрат?
В своих воспоминаниях
художник пишет, что сделал это бессознательно. Однако развитие художественной
мысли можно проследить по его картинам.
Слайд 6
К. Малевич «Композиция с Джокондой»
Леонардо да Винчи «Джоконда»
Малевич работал чертежником. Неудивительно, что сначала его увлекал кубизм
своими правильными формами. Например, картина 1914 года – «Композиция с Джокондой». Здесь уже появляются черные и белые прямоугольники.
Слайд 7
Затем, при создании декораций для оперы «Победа над
солнцем», появилась идея квадрата как самостоятельного элемента. Однако картина
«Черный квадрат» появилась только спустя два года.
Композитор Матюшин,
художник Малевич и
автор либретто Крученых
Слайд 8
К. Малевич Эскизы костюмов к опере «Победа над
солнцем»
Слайд 9
4. Почему именно квадрат?
Малевич считал, что именно
квадрат является основой всех форм. Если следовать логике художника,
круг и крест являются уже вторичными элементами: вращение квадрата образует круг, а перемещение белых и черных плоскостей – крест.
Картины «Черный круг» и «Черный крест» были написаны одновременно с «Черным квадратом». Все вместе они составили основу новой художественной системы.
Но главенство всегда было именно за квадратом.
«Черный квадрат» – «Черный круг» – «Черный крест»
Слайд 10
К. Малевич «Черный квадрат». Фрагмент.
5. Почему
квадрат черный?
Для Малевича черный – это смешение
всех существующих цветов, в то время как белый – отсутствие всякого цвета. Хотя, это полностью противоречит законам оптики. Все помнят, что черный цвет поглощает остальные, а белый – соединяет весь спектр. Но у Малевича все наоборот. Здесь видно, что полотно покрылось кракелюром. В некоторых местах просвечивает краска предыдущей композиции, которая была закрашена художником.
Слайд 11
6. Что такое супрематизм и как его понять?
Малевич основал в середине 1910-х годов новое направление в
искусстве. Он назвал его супрематизмом, что в переводе с латыни означает «наивысший». То есть, по его мнению, это течение должно было стать вершиной всех творческих поисков художников.
Супрематизм легко узнать: различные геометрические фигуры объединены в одну динамическую, обычно асимметричную композицию.
К.Малевич «Супрематизм». 1916 год.
Слайд 12
Что это значит? Подобные формы зрителем обычно
воспринимаются, как разбросанные по полу детские разноцветные кубики. Согласитесь,
нельзя две тысячи лет рисовать одни и те же деревья и дома. Искусство должно находить новые формы выражения. И не всегда они понятны для обывателей.
«Автопортрет в двух измерениях»
1915
Слайд 13
Например, полотна малых голландцев
когда-то были революционными и
глубоко концептуальными. На натюрмортах через предметы отображалась жизненная философия.
Однако сейчас они воспринимаются, скорее, как красивые картинки, современный зритель просто не задумывается над глубоким смыслом произведений.
Ян Давидс де Хем «Завтрак с фруктами и омаром». Вторая четверть XVII века.
Каждый элемент в голландских натюрмортах несет определенный символический смысл. Например, лимон – символ умеренности.
Слайд 14
7. Неужели только Малевич был таким умным?
Малевич
был не первым художником, который начал создавать подобные картины.
Многие мастера Франции, Англии и России были близки к постижению беспредметного искусства. Так, Мондриан в 1913 – 1914 годах создавал геометрические композиции, а шведская художница Хильма аф Клинт писала так называемые цветные диаграммы.
Хильма аф Клинт. Из серии SUW (Звезды и Вселенная).
1914 – 1915 годы.
Слайд 15
Однако, именно у Малевича геометрия приобрела четкий философский
подтекст. Его замысел ясно вытекал из предыдущего художественного течения
– кубизма, где предметы дробятся на геометрические формы, и каждая из них раскрашена отдельно. В супрематизме перестали изображать первоначальную форму, художники перешли к чистой геометрии.
Малевич К.С. "Супрематизм" 1915-1916
Слайд 16
Пример кубизма. Здесь художник еще не отказывается от
формы-прототипа – человеческого тела. Фигуры похожи на работу скульптора-плотника,
который как будто создал свое произведение с помощью топора. Каждый «срез» скульптуры закрашен оттенком красного цвета и не выходит за границы.
Пабло Пикассо «Три женщины». 1908 год.
Слайд 17
8. Как квадрат может быть подвижным?
Несмотря на
внешнюю статичность, эта картина считается одной из самых динамических
в истории русского авангарда.
По замыслу художника, черный квадрат символизирует чистую форму, а белый фон – бесконечное пространство. Малевич употреблял прилагательное «динамический», чтобы показать, что эта форма находится в космосе. Это похоже на планету во Вселенной.
Слайд 18
Так что фон и форма неотделимы друг от
друга: Малевич писал, что «самое главное в супрематизме –
два основания – энергия черного и белого, служащие раскрытию формы действия». (Малевич К. Собрание сочинений в 5 томах. М., 1995. Том 1. С.187)
Голубой космос
Слайд 19
9. Почему у «Черного квадрата» две даты создания?
Полотно было создано в 1915 году, хотя сам автор
на оборотной стороне написал 1913 год. Это было сделано, видимо, чтобы обойти своих конкурентов и утвердить первенство в создании супрематической композиции. На самом деле, в 1913 году художник занимался оформлением оперы «Победа над солнцем»,
Слайд 20
и в его эскизах, действительно, был черный квадрат
, но пока в качестве декоративного
элемента (1-е действие,
5-я сцена). По задумке Малевича, квадрат закрывал солнце, а белая окантовка символизировала пробивающиеся лучи.
Слайд 21
Но в живописи замысел был воплощен только в
1915 году. Картина была представлена на авангардистской выставке «0,
10», причем художник поместил ее в красный угол, место, где в православном доме обычно висят иконы. Этим шагом Малевич провозгласил значимость полотна и оказался прав: картина стала поворотным пунктом в развитии авангарда.
Фотография, сделанная на выставке «0, 10». «Черный квадрат» висит в красном углу
Слайд 22
10. Почему «Черный квадрат» есть и в Эрмитаже,
и в Третьяковке?
Малевич несколько раз обращался к теме
квадрата, так как для него это самая главная супрематическая форма, после которой в порядке важности идут круг и крест.
В мире существует четыре «Черных квадрата», однако они не являются полными копиями друг друга. Они различаются размерами, пропорциями и временем создания.
Слайд 23
Второй «Черный квадрат» был создан в 1923 году
для биеннале в Венеции. Затем, в 1929 году, специально
для своей персональной выставки художник создает третью картину. Считается, что его попросил директор музея, потому что оригинал 1915 года уже к тому времени покрылся сеточкой трещин, кракелюром. Художнику идея не понравилась, он отказался, но затем передумал. Так в мире стало на один квадрат больше.
«Черный квадрат». 1923 год. Хранится в Русском музее
Слайд 24
«Черный квадрат».
1929 год.
Третьяковская галерея
Слайд 25
Последнее повторение было создано предположительно в 1931 году.
Никто не знал о существовании четвертого варианта, пока в
1993 году некий гражданин не пришел в самарское отделение Инкомбанка и не оставил эту картину под залог. Больше загадочного любителя живописи не видели: за полотном он так и не вернулся. Картину выкупили и передали на хранение в Эрмитаж.
«Черный квадрат». Начало 1930-х годов.
Слайд 26
Так, первая картина 1915 года и третий
вариант 1929 года хранятся в Третьяковской галерее, второй вариант
– в Русском музее, а последний – в Эрмитаже.
Слайд 27
11. Как современники отнеслись к «Черному квадрату»?
Даже
последователи русского авангардиста не до конца осознавали глубокий замысел
художника. Современница мастера ,художница Вера Пестель в своих дневниках пишет:
«Малевич написал просто квадрат и закрасил его сплошь розовой краской, а другой черной краской и потом еще много квадратов и треугольников разных цветов. Нарядной была его комната, вся пестрая, и хорошо было переходить глазу с одного цвета на другой - все разной геометрической формы. Как спокойно было смотреть на разные квадраты, ничего не думалось, ничего не хотелось. Розовый цвет радовал, а рядом черный тоже радовал. И нам понравилось. Мы тоже стали супрематисты».
(Малевич о себе. Современники о Малевиче. Письма. Документы. Воспоминания. Критика. В 2 томах. М., 2004. Том 1. С. 144-145)
Слайд 28
Впрочем, есть и более разумеющие замечания. При том,
что не все понимали философский подтекст полотна, его значимость
все-таки оценили. Андрей Белый так сказал о супрематизме:
«История живописи и все эти Врубели перед такими квадратами - нуль!»
(Малевич о себе. Современники о Малевиче. Письма. Документы. Воспоминания. Критика. В 2 томах. М., 2004. Том 1. С. 108).
Карандашный набросок
Леона Бакста
Слайд 29
Александр Бенуа, основатель движения «Мир искусства» понимал значение,
которое приобрела картина:
«Черный квадрат в белом обрамлении
- это и есть та «икона», которую господа футуристы предлагают взамен мадонн и бесстыжих Венер. Это не простая шутка, не простой вызов, а это один из актов самоутверждения того начала, которое имеет своим именем мерзость запустения...».
(Бенуа А. Последняя футуристическая выставка. Из "Малевич о себе...". Т.2. С.524)
Автопортрет 1896 (бумага, тушь, перо)
Слайд 30
12. Почему я не могу нарисовать «Черный квадрат»
и прославиться?
Можете нарисовать, но прославиться уже не получится.
Смысл современного искусства не только в том, чтобы создать что-то совершенно новое, но и правильно это преподнести. Например, черные квадраты рисовали и до Малевича.
Роберт Флад «Великая тьма». 1617 год.
Слайд 31
Пол Билхолд «Ночная драка негров в подвале». 1882
год.
В 1882 году Пол Билхолд создал картину с неполиткорректным
названием «Ночная драка негров в подвале». Но именно русский авангардист обозначил картиной новую философию и эксплуатировал ее на протяжении нескольких десятилетий.
Слайд 32
Другие объяснения замысла «Чёрного квадрата»
Малевичу заказали картину "ночной
город". Придя домой он нанёс на холст черный фон,
но в это время к нему ввалились друзья, которые получив деньги за свои проданные картины теперь праздновали это событие. Разумеется, Казимир присоединился к ним. Так прошел месяц, другой, третий... Малевич уже и думать забыл о "ночном городе", как вдруг появляется заказчик и требует картину. Что делать? Аванс давно истрачен, денег нет, как быть? Но тут Казимиру пришла на память сказка Г.Х. Андерсена "Новое платье короля", которую он читал в детстве. Напустив на себя важность (как мошенники из сказки), он стал говорить о супрематизме, о том что в этом квадрате уже содержатся все произведения прошлого, настоящего и будущего...Обалдевший заказчик, не желая прослыть простофилей в современном искусстве (как свита короля из сказки), согласился с ним и забрал картину. Неожиданно хитрость Малевича принесла ему успех и деньги, да так, что ему пришлось несколько раз повторить свой "шедевр". Эта история произошла в 1913 году, когда Э. Малевич с М.В. Матюшиным, А.Е. Крученых и В.В. Хлебниковым работали над оформлением оперы "победа над солнцем". А четверо друзей, которые к нему пришли были Н. Гончарова, М. Ларионов и ещё два человека, чьих имен история не сохранила.
Слайд 33
Малевич писал, что "задача человечества - отобразить всё
на мировом экране." Нужен только носитель этого изображения. И
он сделал "Черный квадрат", сказав, что это минимальный, основополагающий элемент будущих открытий и технологий. Теперь виртуальный мир только пикселом (черным квадратом) и держится. «Чёрный квадрат»– это предвидение художником появления виртуального мира.