Слайд 2
Цель: изучение истории возникновения «Жостовской росписи» и секрета
её популярности
Задачи:
собрать сведения об истории возникновения жостовских подносов;
познакомиться с этапами жостовской росписи;
проанализировать собранный материал, выделив общие сведения, полученные из разных источников.
Слайд 3
Объект исследования: жостовские подносы
Методика исследования: обработка исторических,
краеведческих источников.
Слайд 4
История Жостовского промысла
Жостово
старинная
деревня – на севере Москвы, в
Мытищинском районе, на
живописном берегу Клязьминского водохранилища.
28 км до столицы. Указатели на Жостово при подъезде к нему хороши
до необычайности: выполнены в виде больших расписных подносов.
Название деревни – Жостово - укрепилось за всем промыслом, хотя лакированием на металле и папье-маше занимались многочисленные мастера не только в этом селении.
Слайд 5
Возникновение жостовского расписного подноса связано с фамилией братьев
Вишняковых.
Об основателях местного промысла нам говорит сохранившаяся в музее
нынешнего предприятия в деревне Жостово вывеска: «Петр Иосiфов Вишняковъ съ сыновьями. Московскаго Уъезда 2-го Стана въ Селъ Осташковъ».
Да и в старых книгах нашлись записи о том, что в 1825 году местный крестьянин Филипп Вишняков с сыном открыл мастерскую по изготовлению металлических расписных подносов.
Слайд 6
Жостовские подносы изготавливались различных размеров
и форм. Трактирные
подносы достигали размеров стола, маленькие
«закусочные» - не больше
тарелки; шести и восьмиугольные,
овальные, прямоугольные, круглые и даже треугольные для
угловых столиков.
Слайд 7
Жостовский поднос жив и по сей день. Процесс
изготовления несколько изменился – металл теперь не куют, а
прессуют, используют другие краски. Но ощущение праздника и радости жостовский поднос сохранил.
Слайд 8
Жостовский поднос –
это крупные и сочные садовые и полевые цветы
в
окружении свежей листвы, как будто бы брошенные на подготовленный
фон. Всем известные колокольчики, ромашки и васильки, но созданные
густым широким мазком, играют по-новому. Цветочный букет жостовского
подноса очень прост по своей композиции. Объёмная форма букета
сочетается с продуманностью цветового решения.
Слайд 9
Особенности жостовской росписи
Роспись производится обычно по чёрному фону
(иногда по красному, синему, зелёному, серебряному) причем мастер работает
сразу над несколькими подносами.
Основной мотив росписи — цветочный букет простой композиции, в котором чередуются крупные садовые и мелкие полевые цветы.
Слайд 10
Никто лучше жостовских мастеров не может рисовать цветы
на металлических подносах
Помолясь усердно Богу
Мастер сел за стол
дубовый.
А в руках кусочек неба
Ловко из железа выбит.
Первые мазки туманны –
Путь художник намечает.
А вторые - долгожданны –
Буйной краской расцветают.
Каждый жостовский поднос
расписан вручную и имеет
авторскую подпись.
Слайд 11
Этапы жостовской росписи
Грунтовка. Художник грунтует металлическую заготовку подноса,
шпаклюет, шлифует и покрывает лаком.
Слайд 12
Замалёвок
Разбавленной краской на подготовленную поверхность художник наносит силуэты
цветов и листьев в соответствии со своим замыслом.
Слайд 13
Тенёжка
Полупрозрачными красками художник наносит цветные тени. Слово «тенёжка»—созвучно
слову «тень». У цветов появляется объём, обозначаются теневые места
растений.
Слайд 14
Прокладка цветом
Форма букета обретает плоть — уточняются многие детали,
высветляется и реализуется контрастный или более гармоничный строй всей
композиции.
Слайд 15
Бликовка
Наложение бликов выявляет свет и объём. Букет кажется
освещенным множеством независимых источников света. Бликовка создает настроение и
колорит.
Слайд 16
Чертёжка
Это заключительная часть работы над букетом. При
помощи специальной тонкой кисти художник рисует прожилки и кружевные
края на листочках, «семенца» в центре чашечек цветов.
Слайд 17
Привязка
Предпоследний этап росписи подноса, когда уже готовый
букет как бы вживается в фон изделия. При помощи
тонких стебельков, травинок и усиков букет оформляется в единое целое и связывается с фоном.
Слайд 18
Уборка краёв подноса
Украшение борта подноса, состоящее из геометрических
или растительных узоров. Уборка может быть скромной, а может
соперничать с роскошными старинными рамами для картин. Без уборки изделие выглядит незаконченным.
Слайд 19
После росписи жостовские изделия снова трижды покрывают бесцветным
лаком с просушкой в печи и полируют тонким порошком
вручную до зеркального блеска.
Слайд 20
Награды жостовских мастеров
Петербург - 1870 год, серебряная медаль;
Москва - 1872 год, золотая медаль;
Москва - 1889
год золотая медаль;
Австрия - 1873 год, бронзовая медаль;
Франция - 1889 год, бронзовая медаль;
Брюссель - 1958 год, серебряная медаль и др.
Слайд 21
Секрет популярности жостовских подносов
простота и лаконичность;
контрастность
и выразительность;
состав лака (не разгадан до сих пор).
Слайд 22
В 1993 г. указом Президента РФ жостовский промысел
включен в государственный свод особо ценных объектов культурного наследия
народов Российской Федерации.