Слайд 2
Мы приглашаем Вас окунуться в
таинственный мир безумных фантазий русской души и искренне надеемся,
что сумеем приоткрыть тот невидимый барьер, который мысленно отделяет нас от сокрытых таинств гжели.
Добро пожаловать в нашу презентацию!
Просим надеть на лица улыбки и не снимать их до тех пор, пока не увидите первых островов цветов среди ещё не растаявшего снега. А мы постараемся провести Вас к этим островам как можно раньше…
Итак…в путь!
Слайд 3
Что за диковинный здесь мир?
Он сыт прекрасным изваяньем.
Богат,
кудесен, знаменит,
Пропитан творческим преданьем.
Из синих красок- кружева
Рисуют дивные узоры:
Природу,
чувства, радость дня,
Руси бескрайние просторы.
«Крылатый» праздник каждый день
Спешит упасть в объятья гжели:
Навек остаться в них и жить
В просторах синей колыбели.
И я влюбилась в «чистый» мир,
И каждый день ищу с ним встречи…
Небесным цветом там любовь
Печали прожитые лечит.
Ляске Екатерина, 9 «А»
Слайд 4
Посетив Гжель, вы соприкоснетесь с богатой
гжельской природой, которая и дает для будущих творений художников
идеи и образы. Творчески переосмыслив их, мастер переносит их в материал. Так рождаются гжельские сосуды и шкатулки, украшенные фигурками людей и животных, сказочной архитектурой, расцветают пышные букеты и гирлянды цветов и трав, оживают скульптурные сцены из окружающей жизни, сказок и былин. Мастерство скульпторов и виртуозная кисть живописцев превращают простые бытовые вещи Гжели в подлинные произведения искусства. Секрет искусства Гжели в его ярковыраженном своеобразии, вызывающем волнующее ощущение соприкосновения с природой.
Слайд 6
Гжель – это всемирно признанный народный
художественный промысел Российской Федерации (НХП РФ).
Слайд 7
Гжель - это единственная уникальная местность
на планете Земля, которую природа щедро одарила залежами многоцветных
пёстрых: белых, красных, черных, беложгущихся, кислотоупорных глин, с температурой спекания от 9000С до 15000С песков, известняков, т. е. полным набором материалов, пригодных для изготовления различных керамических изделий: гончарных, майоликовых, фаянсовых, фарфоровых, бытовых, архитектурных, технических, строительных и других применений.
Слайд 8
Гжель - это достопримечательное место – место
традиционного бытования НХП РФ имеет статус достопримечательного места и
является выявленным объектом культурного наследия (памятником истории и культуры) народов Российской Федерации с 1967 г.
Гжель - это земли историко-культурного назначения.
Слайд 9
Гжель – это изделия НХП РФ «Гжель»
признанного художественного достоинства, прославляющие многонациональную культуру народов Российской Федерации,
чьи высокохудожественные изделия хорошо известны во многих музеях мира.
Слайд 11
Зачем тужу о скуке жизни,
Внимаю грустные слова?..
Вгляжусь в
творение отчизны-
Народной гжели кружева!
Искусными цветами сшито
Из синих красок полотно,
Людскими
взглядами изрыто,
Но так излюбленно оно!
Витиеватые узоры
Дань восхищения берут,
А чёткость, тонкость и пластичность
Восторга возгласы зовут.
И мир кипит каким-то синим
Сияньем солнечного дня,
И теплым радужным весельем
Оно преследует меня!
Ляске Екатерина,9 «А»
Слайд 12
До середины XVIII
векаДо середины XVIII века Гжель делала обычную для того
времени гончарную посуду, изготавливала кирпичДо середины XVIII века Гжель делала обычную для того времени гончарную посуду, изготавливала кирпич, гончарные трубы, изразцы, а также примитивные детские игрушки, снабжая ими Москву. Полагают, что количество выпускаемых тогда игрушек должно было исчисляться сотнями тысяч штук в год.
После 1802 года, когда была найдена светлая серая глина близ деревни Минино, в Гжели возникло производство полуфаянса После 1802 года, когда была найдена светлая серая глина близ деревни Минино, в Гжели возникло производство полуфаянса, из которого во множестве делали квасники После 1802 года, когда была найдена светлая серая глина близ деревни Минино, в Гжели возникло производство полуфаянса, из которого во множестве делали квасники, кувшины После 1802 года, когда была найдена светлая серая глина близ деревни Минино, в Гжели возникло производство полуфаянса, из которого во множестве делали квасники, кувшины и кумганы После 1802 года, когда была найдена светлая серая глина близ деревни Минино, в Гжели возникло производство полуфаянса, из которого во множестве делали квасники, кувшины и кумганы. Со второй половины 20-х годов XIX века многие изделия расписывали только синей краской. Полуфаянс отличался грубым строением и малой прочностью.
Слайд 13
Вторая четверть XIX векаВторая четверть
XIX века — период наивысших художественных достижений гжельского керамического искусства
во всех его отраслях. Стремясь получить тонкий фаянсВторая четверть XIX века — период наивысших художественных достижений гжельского керамического искусства во всех его отраслях. Стремясь получить тонкий фаянс и фарфор, владельцы производств постоянно совершенствовали состав белой массы. Только с середины XX века в Гжели начинается восстановление промысла, отметившего недавно своё 670-летие. В 1930-х и 1940-х здесь была сосредоточена почти половина всех фарфоро-фаянсовых предприятий России.
В 1912 году на Казанской железной дороге на ветке Москва-Черусти была открыта станция, получившая название по местности — Гжель.
Слайд 15
Описание
технологии
производства
Слайд 16
По эскизам художников опытные мастера-модельщики на специальных станках
вытачивают гипсовые модели будущих изделий.
Станок представляет собой гончарный
круг с двумя стойками и деревянной рейкой для упора рук. С помощью клюшек-резцов обрабатывается поверхность гипсовой заготовки с которой изготавливается рабочая форма для отливки изделий.
Слайд 17
Фарфоровые изделия изготавливаются путем литья в
гипсовых формах. Шликер (жидкую фарфоровую массу) литейщик заливает в
формы.
Пористый гипс впитывает влагу, шликер постепенно затвердевает и приобретает очертания формы.
Изделия, прошедшие обжиг, живописец расписывает окисью кобальта. Традиционная роспись - выполненные от руки растительные и геометрические орнаменты, нанесенные быстрыми, сочными мазками кисти. Исполнение росписи вручную позволяет создавать множество вариантов одного и того же декоративного мотива.
Слайд 19
кона без святых,
В уютной колыбели,
Качает, как родных,
Преданья русской гжели.
Дрожит в руке
икона,
Теплом творенье греет,
Желаньем простодушным
Людской огонь лелеет.
И плавится цветами
Добром согретый взгляд,
И в гжельскую поляну
Несёт любви заряд.
( Ляске Екатерина)
И
Слайд 20
Гжель – один из крупнейших керамических центров русской
культуры. До сегодняшнего времени сохранили местные жители неповторимый облик
керамических изделий, передавая из поколения в поколение мастерство и бережное отношение к драгоценному материалу, любовь к природе, которая и дала возможность родиться и расцвести гжельскому промыслу, известному с 14 века.
Слайд 21
Настоящая гжель, поселившаяся в умах людей - гербовая,
с гербовым штампом в виде орла на обратной стороне
днища гжельского изделия.
Но так ли это?
Настоящая гжель
Посмотрим с исторической точки зрения на то,
что происходило во всей стране во времена
перестройки: заводы приходили в упадок, люди были
вынуждены искать способы выживания. Многие
уходили с заводов, и гжель не стала исключением.
Многие гжельские мастера открыли свое дело, пусть
не на такую широкую ногу, как известный завод, но по качеству не хуже, а зачастую, чтобы конкурировать, даже лучше.
Слайд 22
Выросший при станции посёлок также называется Гжель. Посёлок
состоит из двух частей, неофициально именуемых «Посёлок известкового завода»,
или «Известковый» (по имени находившегося здесь и снесённого известкового завода), и «Посёлок кирпичного завода», или «Труженик».
Слайд 24
Современная техника росписи фарфора подглазурным кобальтом очень близка
приемам и мотивам росписи полуфаянса 19 века. Роспись, нанесенная
до глазуровки, остается навечно под стекловидным слоем глазури, не стирается, не тускнеет со временем, озаряя все вокруг белизной и горячей синевой в отличии от многоцветия надглазурного декора, постепенно утрачивающего свои краски.
Слайд 25
не касался взглядом
гжели,
Не трогал чувством акварели-
Слияния «женственных» тонов,
Тот не поймёт народной
страсти
К цветочной ненасытной власти,
К узорам мысленных даров.
Ляске Екатерина,9 «А».
Кто