Слайд 2
ВОЛЧЕК
(Волчок) Галина Борисовна
Родилась 19.12.1933, Москва
Народная артистка СССР
(1989)
Лауреат Государственной премии СССР (1967, театральная работа)
Дочь знаменитого
кинооператора
Галина Волчек - дочь знаменитого кинооператора Бориса Израилевича Волчека. Среди его работ - фильмы: "Тринадцать", "Ленин в октябре", "Белый клык". Кроме того он был автором сценария, оператором и режиссером фильма "Командир "Счастливой Щуки". С 1943 Борис Израилевич - профессор Всесоюзного им. Герасимова института Кинематографии. Мама Галины - Маймина Вера Исааковна.
Галина Волчек рассказывает о себе: "Я была такой забитый, с косичками ребенок, которым хвастались: как я учусь хорошо, какие у меня похвальные грамоты. Мама говорила: "Все девчонки бегают где-то, яблоки воруют, по заборам лазают, а моя Галя всегда возле подъезда". Книжки, которые надо читать, интонации, с которыми надо говорить, - все это таким способом в меня внедрялось, что рождало чувство протеста. Это чувство распространялось и на мелочи, и на крупные вещи. Мама была хорошая женщина, но она не понимала, что личность формируется раньше, чем мы это можем предположить".
Чувство протеста привело к тому, что Галина переиначила свою фамилию на Волчок. И лишь спустя несколько лет она, как сама выразилась, "поняла, что надо прекратить этот идиотизм" и вернула себе прежнюю фамилию.
Слайд 3
МХАТ и "Современник"
Папа Борис Израилевич мечтал, чтобы дочь
поступила в Литературный институт. Но дочь бредила МХАТом -
тем, легенды которого еще были живы. Не будучи красавицей, не обладая "традиционными" данными кинозвезды, Галина Волчек решила посвятить себя искусству. В 1955 году она окончила школу-студию МХАТ.
Едва ли она подозревала тогда, что через год после окончания Школы-студии МХАТ судьба предложит ей стать одной из создательниц новой легенды - театра "Современник", который стал символом "оттепели" 60-х годов. Познакомившись с Олегом Ефремовым, Волчек "заразилась" его идеей создать новый театр и встала вместе с ним у истоков "Современника".
В 1970 году Олег Ефремов ушел в МХАТ. После этого театр покинули драматурги, некоторые артисты. Два года театром руководила коллегия, в этой коллегии была и Галина Волчек. Она признается: "Мы поняли, что падаем в пропасть. Потому что ни один театр не может быть руководим даже самой прекрасной коллегией. Власть должна быть сосредоточена в одних руках… И мне, хотя все существо мое сопротивлялось, нужно было пойти на то, чтобы взять на себя ответственность". С 1972 года она стала - главным режиссером театра.
Среди театральных режиссерских работ необходимо назвать спектакли: "Двое на качелях" У. Гибсона (1962), "Обыкновенная история" Розова по И. А. Гончарову (1966, Государственная премия СССР), "На дне" М. Горького (1968), "Вишневый сад" и "Три сестры" А. П. Чехова (1976), "Крутой маршрут" по Е. С. Гинзбург (1989), "Пигмалион" Б. Шоу (1995), "Три товарища" по Э. Ремарку (1999).
Слайд 4
С молодых лет играла возрастные роли. Актерские работы
Волчек - всегда крупные характеры, вырастающие до типа, символа,
но не теряющие земной основы.
Роли в кино
Снимается в кино с 1957 в основном в ролях второго плана. Галина Борисовна обладает колоритной внешностью и сильным характером. Её героинь отличают такие же черты. Неповторимая характерность, небоязнь выглядеть некрасивой на экране позволяют ей создавать по-настоящему достоверные образы, узнаваемые типы.
В кино актриса снималась нечасто, но тех ролей, что она успела сыграла, вполне достаточно, чтобы осознать всю широту её творческого диапазона, мощь таланта. Самые известные роли в кино: Регана ("Король Лир"), Варвара ("Осенний марафон"), Трактирщица "Русалочка").
Среди других ролей: Мариторнес ("Дон Кихот"), Афродита ("Грешный ангел"), Мамонова ("Свой"), тётя Нюся ("Первый курьер"), мадам Стороженко ("Волны Чёрного моря"), мадам Ренессанс ("Маяковский смеётся"), Волчица ("Про Красную Шапочку").
Слайд 5
Политическая деятельность
В октябре 1995 году Галина Волчек была
включена в качестве кандидата в общефедеральный список избирательного объединения
"Всероссийское общественно-политическое движение "Наш дом - Россия". В соответствии с результатами голосования по общефедеральному округу была избрана депутатом Государственной Думы.
Слайд 6
Личная жизнь
Галина Борисовна была замужем два раза.
Первым
мужем был известный актер театра и кино Евгений Евстигнеев.
Их сын - Денис Евстигнеев - в настоящее время кинорежиссер.
Второй муж - профессор строительного института Марк Раделев.
Затем Волчек прожила около десяти лет в гражданском браке и сделала для себя вывод, что семейная жизнь не для нее: "Всей моей жизнью я подвела себя к тому, что семья для меня стала невозможной. Это естественное состояние человека, который продался в рабство театру. Театр перемолол меня в своей мясорубке настолько, что соединить его с чем-то еще было бы неестественно".
Народная артистка СССР, лауреат Государственной премии Галина Волчек закончила в 1955 году Школу-студию МХАТ и стала одним из создателей "Современника". Вся творческая биография режиссера и актрисы связана с этим театром. С 1972 года Галина Волчек художественный руководитель Московского театра "Современник".
Начав свою художественную карьеру как актриса и достигнув на этом поприще блестящих успехов, Галина Волчек в 1961 году начала заниматься режиссурой. Ее дебют - спектакль "Двое на качелях" по пьесе Уильяма Гибсона просуществовал в репертуаре "Современника" более трех десятилетий.
Слайд 7
Сегодня в творческом багаже режиссера более тридцати спектаклей.
Среди них русская и мировая классика, произведения современных отечественных
и зарубежных авторов. Галина Волчек открыла для советской и российской сцены имена и произведения драматургов, ставших известными всей стране после дебюта в "Современнике" "Эшелон" и "Спешите делать добро" Михаила Рощина, "Восхождение на Фудзияму" Чингиза Айтматова и Калтая Мухамеджанова, "Обратная связь" Александра Гельмана, "Звезды на утреннем небе" Александра Галина, "Мурлин Мурло" и "Мы едем, едем, едем " Николая Коляды.
В 1967 году Волчек удостоена Государственной премии СССР за спектакль "Обыкновенная история" (инсценировка романа А.И.Гончарова). Это первое обращение режиссера к русской классике стало впоследствии доминантой в творчестве Галины Волчек. Каждая постановка классики - русской и зарубежной - определяла многое не только в творческом пути режиссера, но и в жизни театра. Спектакли "На дне" Максима Горького, "Вишневый сад" (редакции 1976 и 1997 года) и "Три сестры" А.П.Чехова (редакции 1982 и 2001 года), "Анфиса" Леонида Андреева, "Пигмалион" Бернарда Шоу ярко выявляли художественную индивидуальность постановщика, заставляли говорить об особом способе прочтения классики.
Слайд 8
..."Крутой маршрут", поставленный по одноименному роману Евгении Гинзбург,
сыграл особую роль как в судьбе режиссера, так и
в жизни театра, возглавляемого Волчек. Он сформулировал творческое кредо и гражданскую позицию "Современника" на рубеже тысячелетий. Именно с этого спектакля, разрушившего барьеры советской цензуры в творчестве, началась новая эпоха. Итогом этого переходного для всего общества десятилетия стала для режиссера постановка "Трех товарищей" Эриха Марии Ремарка.
Режиссерское дарование Галины Волчек привлекает к ней внимание зарубежных деятелей театра. В 1978 году она стала первым советским режиссером, приглашенным на постановку пьесы М.Рощина "Эшелон" в Соединенные Штаты Америки. Начиная с этого момента Г.Волчек, неоднакратно приглашалась на постановки в театры Германии, Финляндии, Ирландии, США, Венгрии, Польши и других стран. Много занималась театральной педагогикой за рубежом. Среди последних приглашений - курс лекций и практических занятий, а также постановка спектакля в Нью-Йоркском университете (New York Univercity Tish School of the Arts).
Галина Волчек широко известна как актриса, создавшая в театре и кино целый ряд ярких и запоминающихся образов. В 2006 году Галина Волчек была награждена премией имени Г.А. Товстоногова "За выдающийся вклад в развитие театрального искусства".