Слайд 2
Русская живопись 17 века пронизана противоречиями. Противоречия в
русской живописи 17 века видны как в иконописи, так
и в монументальной живописи. Противоречие заключается в верности традициям, интересу к многосложным рисункам - с одной стороны. С другой – стремление художников к «жиству», любовь к мелочам и деталям в иконе и фреске. 17 век нельзя считать расцветом русской живописи, так же нельзя и сказать, что русская живопись 17 века была в большом упадке. Икона 17 века, конечно, проигрывает в духовности иконам эпохи Андрея Рублева и Феофана Грека, то в гораздо меньшей степени это относиться к фреске. В 17 веке создаются монументальные росписи в Ростовском и Московском Кремле, храмах Ярославля, Вологды, и других русских городов.
Несмотря на развитую специализацию, 17 век русской живописи стал веком искусства, а не ремесленной подделки. Выдающиеся иконописцы проживали в Москве. Числились они в ведомстве Иконной Палаты Иконного приказа. В конце 17 века стали работать мастерами Иконного цеха Оружейной палаты.
Слайд 3
В начале 17 века больших успехов добился
Прокопий Чирин. Чирин был уроженцем Новгорода. Его иконы выполнены
в неярких красках, фигуры по контуру очерчены золотой каймой, пробелены тончайшим ассистом.
Еще одним замечательным русским живописцем 17 века был Назарий Савин. Савин предпочитал фигуры удлиненных пропорций, узкоплечие и длиннобородые. В 30 годы 17 века Савин возглавил группы иконописцев, написавших деисусный праздничный и пророческий чины для иконостаса церкви Положения Ризы Богородицы и в Московском Кремле.
В середине 17 века, проводятся большие работы по возобновлению древних стенописей. Новая стенопись Успенского Собора в Москве, сохранила схему предшествующей, была выполнена в кратчайшие сроки. Руководил работами Иван Панссеин. Художники под его руководством написали 249 сложных композиций, и 2066 лиц. В 17 веке русской живописи выделятся особое стремление художников, стремление реалистичного изображения человека. В России начинает получать распространение такое явление как светская живопись. Светские живописцы 17 века изображали царей, полководцев, бояр.
Слайд 4
. Архангельский собор Московского Кремля. вид на северные
столбы, южную и западную стены. Роспись 1652-1653 гг.
Слайд 5
Успенский собор Московского Кремля. Роспись 1642-1643 гг., с
поздними поновлениями.
Слайд 6
Церковь Иоанна Богослова в Ростове. ид на своды,
восточную и южную стены. Роспись 1683 г.
Церковь
Иоанна Богослова в Ростове. Роспись 1683 г. Нижние зоны росписи.
Слайд 7
Благовещение. Роспись Успенского собора Княгинина монастыря во Владимире.
1647-1648 гг.
Праотец Вениамин. Роспись купола Успенского собора Кирилло-Белозерского
монастыря. 1641
Слайд 8
Погружение ризы Богородицы в море. Сцена из Акафиста
Богоматери. Роспись Успенского собора Княгинина монастыря во ладимире. 1647-1648
гг.
Назарий Истомин. Спас в силах. 1627 г. Иконостас Ризположенской церкви Московского Кремля
Слайд 9
Прокопий Чирин. Великомученик Никита Воин. 1593 г. ГТГ.
Никифор Савин. Чудо св. Георгия о змие. Первая половина
XVII в. ГРМ
Слайд 10
. Никифор Савин. Чудо св. Георгия о змие.
Первая половина XVII в. ГРМ
Слайд 11
Семен Бороздин. Богоматерь Моление о народе, с ростовскими
святыми. Начало XVII в. ГРМ
Слайд 12
Емельян Москвитин. Три отрока в пещи огненной. Начало
XVII в.
Слайд 13
Никифор Савин. Ангел хранит душу и тело спящего
человека. Начало XVII в. ГРМ
Слайд 14
Агнец с Сидящим на престоле и 24 старца.
Миниатюра Апокалипсиса Московская Духовная академия
Слайд 15
Сретение иконы Богоматери ладимирской. вторая четверть - середина
XVII в. Из церкви Алексея Митрополита в Глинищах, Москва.
ГТГ
«Единородный Сын...». Около 1668 г. Из церкви Св. Григория Неокесарийского, Москва, ГТГ
Слайд 16
Иосиф Владимиров. Сошествие Св. Духа на апостолов. 1666
г. Церковь Св. Троицы в Никитниках, Москва
Кирилл Уланов. Св.
Димитрий Солунский. Живопись 1701 г. на доске XII в., принесенной в 1197 г. во Владимир из Салоник. Успенский собор Московского Кремля
Слайд 17
Сцены из цикла чудес пророка Елисея. Роспись церкви
Ильи Пророка в Ярославле. 1680-1681 гг. Рождение сына сонамитянки
Сцены
из цикла чудес пророка Елисея. Роспись церкви Ильи Пророка в Ярославле. 1680-1681 гг. Смерть сына сонамитянки
Слайд 18
Сцены из цикла чудес пророка Елисея. Роспись церкви
Ильи Пророка в Ярославле. 1680-1681
Слайд 19
Преподобный Сергий Радонежский, с житием, с историческими сценами
и историей Куликовской битвы. Середина XVII в. и 1680-е
гг. Ярославский художественный музей
Слайд 20
История Куликовской битвы. 1680-е гг. Нижняя доска иконы
«Преподобный Сергий Радонежский, с житием». Ярославский художественный музей
Слайд 21
Семен Спиридонов. Богоматерь Кипрская, с клеймами истории и
чудес. 1680 г. Ярославский художественный музей
Слайд 22
Семен Спиридонов. Клейма иконы «Спас Вседержитель на престоле,
с евангельскими сценами»: Пир в доме Симона Фарисея; Преображение.
1680-е гг. ГРМ
Слайд 23
Семен Спиридонов. Спас Вседержитель. Деталь иконы «Спас Вседержитель
на престоле, с евангельскими сценами». 1680-е гг. ГР
Слайд 24
Федор Зубов. Илья пророк в пустыне. 1672 г.
Ярославский художественный музей.
Слайд 25
Чудо св. Георгия о змие. Конец XVII -
начало XVIII в. Из села Юрьев-Наволок на Северной Двине.
Архангельский музей изобразительных искусств
Слайд 26
Царь Давид. Фронтиспис к Псалтири в стихах,
Симеона Полоцкого. Москва, 1681 г. Гравюра Афанасия Трухменского по
рисунку Симона Ушакова
Беседа преподобного Варлаама с индийским царевичем Иоасафом. Фронтиспис к Истории о Варлааме и Иоасафе, Симеона Полоцкого
Слайд 27
Портрет царя Федора Алексеевича. 1686 г. ГИМ
Слайд 28
Симон Ушаков. Древо Государства Российского («Похвала иконе Богоматери
Владимирской»). 1668 г.Из церкви Св. Троицы в Никитниках. ГТГ
Симон
Ушаков. Богоматерь Киккская. 1668 г. ГТГ
Слайд 29
. Симон Ушаков. Троица Ветхозаветная. 1671 г. ГРМ
Слайд 30
В 17 веке, в культуре Росси, в
том числе и в живописи происходит процесс «обмирщения». Все
больше и больше в жизнь русского общества проникают светские мотивы. Россия встала на новый путь, на порог новой эпохи своей истории. На новом пути было многое обретено, но и немало утрачено.