Слайд 2
В музыкальной жизни начала XX века продолжали
свою деятельность общепризнанные мастера:
Н.А.Римский-Корсаков (оперы «Сказка о царе Салтане»,
«Золотой петушок»)
А.К.Глазунов (балеты «Раймонда», «Времена года»
Слайд 3
Отход от старых традиций в сторону эстетической утонченности,
поисков новых форм был характерен и для русской музыки
конца ХIХ- начала ХХ в.
Слайд 4
В известной степени эти поиски обогащали музыкальную культуру,
во всяком случае, когда их вели такие великолепные мастера,
как:
А.Н. Скрябин
С.В Рахманинов
И.В. Стравинский
Слайд 5
Александр Николаевич
Скрябин (1871-1915)
Музыка Скрябина очень своеобразна.
Форма
в его музыке практически всегда ясна и завершена.
Композитора
привлекали образы, связанные с огнём: в названиях его сочинений нередко упоминается огонь, пламя, свет и т. п. Это связано с его поисками возможностей объединения звука и света.
Слайд 6
В музыке Скрябина отчётливо чувствуется нервность, импульсивность, тревожные
поиски, не чуждые мистицизма.
С точки зрения композиторской техники
его музыка близка творчеству композиторов Новой венской школы (Шёнберга, Берга и Веберна), однако решена в ином ракурсе — через усложнение гармонических средств в пределах тональности.
Слайд 7
Сергей Васильевич
Рахманинов (1873-1943)
Основным творческим методом искусства этого
периода был символизм, черты которого ярко проявились и в
творчестве Рахманинова.
Произведения Рахманинова насыщены сложной символикой, выражаемой с помощью мотивов-символов. Эти мотивы выражают у Рахманинова предчувствие катастрофы, «конца света», «возмездия».
Слайд 8
В творчестве Рахманинова очень важны христианские мотивы: будучи
глубоко верующим человеком, Рахманинов не только сделал выдающийся вклад
в развитие русской духовной музыки, но и в прочих своих произведениях воплотил христианские идеи и символику.
Слайд 9
Игорь Фёдорович
Стравинский (1882-1971)
Игорь Стравинский - легендарная фигура
в музыке XX века.
За долгую жизнь этому композитору
удалось использовать все достижения современной авангардной музыки.
Русская народная песня, богатство ее ритмико-мелодической структуры были для Стравинского источником создания собственной мелодики фольклорного типа.
Слайд 10
Стравинский никогда не был просто эпигоном каких-либо стилей.
Напротив, любая стилистическая модель преображалась им в исключительно индивидуальное
творение. Стравинский утверждал, что его музыка словно развивается сама по себе, но все же и в ней содержатся идеи, доступные всеобщему восприятию.
Слайд 11
На сцене театра, организованного С.И.Мамонтовым, прославился Ф.И.Шаляпин.
Сочетая
вокальные данные с талантом актёра, он создал реалистические образы,
ставшие образцами мирового оперного искусства.
Слайд 12
В начале ХХ в. русская музыка становится все
более заметным явлением
мировой культуры.
Немалую роль в популяризации
творчества отечественных композиторов, мастеров балетного и оперного искусства, художников сыграли так называемые Русские сезоны за границей, организованные в 1907-1913 гг. в Париже известным театральным и художественным деятелем
С.П. Дягилевым.