Что такое findslide.org?

FindSlide.org - это сайт презентаций, докладов, шаблонов в формате PowerPoint.


Для правообладателей

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Яндекс.Метрика

Презентация на тему Русская народная вышивка

Содержание

Испокон веков славилась наша земля искусством мастериц - рукодельниц. Вся женская половина русской деревни пряла, ткала, вышивала, даря дивное узорочье всем на радость.
Русская народная вышивка5класс по пограмме Б.М.Неменского Испокон веков славилась наша земля искусством мастериц - рукодельниц.  Вся женская Начиная с 8-9 лет к рукоделию приобщались девочки,которые постигали секреты женского ремесла, Праздничные одежды, скатерти, подзоры, концы полотенец – всё было украшено тканым или вышитым орнаментом. В течение нескольких столетий у русского народа выработались определенные приемы исполнения вышивки, Русскую вышивку XIX — начала XX в. можно предположительно разделить на следующие В средней полосе России часто встречаются одноцветные или белые вырезы, на Нарядно узорочье русских народных вышитых полотенец.  Древние славяне считали,что жизнь человека Орнамент в своём первородном виде – это некое магическое заклинание.  Посмотрите, Декоративны птицы на вышивках полотенец.Дивные сказочные птицы живут в узорах крестьянской вышивки Образ птицы в русском фольклоре вообще и вышивке в частности очень многозначен. Сюжет В русском язычестве птицы считались привратниками Ирия - Рая. Они открывали Вот как по-разному решается в узорах вышивки образ древа жизни. В русском народном искусстве много загадочных сюжетов, изображений и символов.  Парные Встречаются в народной вышивке и образы фантастических существ – барсов, львов, единорогов. Среди мотивов русской народной вышивки северные «круги» или, как их еще называют Полотенца с «кругами» висели прежде вместо календарей. Их берегли, передавали из поколения Ареал распространения данного узора невелик. Чаще всего он встречается в Каргопольском уезде Кроме самих знаков в русской вышивке большое значение имел цвет.Белый цвет связывался Во второй половине XIX в. под влиянием городской моды в крестьянской вышивке Необычную нарядность придавала искусная вышивка женскому костюму.  И.Е.Репин говорил: “ Вышивка - это неумирающий вид народного искусства. Замечательные произведения вышивальщиц прошлого бережно Задания:Выполните эскиз вышитого полотенца по мотивам народной вышивки.Ещё раз обратите внимание на
Слайды презентации

Слайд 2 Испокон веков славилась наша земля искусством мастериц -

Испокон веков славилась наша земля искусством мастериц - рукодельниц. Вся женская

рукодельниц.
Вся женская половина русской деревни пряла, ткала,

вышивала, даря дивное узорочье всем на радость.

Слайд 3 Начиная с 8-9 лет к рукоделию приобщались девочки,которые

Начиная с 8-9 лет к рукоделию приобщались девочки,которые постигали секреты женского

постигали секреты женского ремесла, готовили приданое.
Начиная с 8-9 лет

к рукоделию приобщались девочки,которые постигали секреты женского ремесла, готовили приданое.

Русские женщины умело превращали ткани, простые и дорогие, в подлинные произведения искусства.


Слайд 4 Праздничные одежды, скатерти, подзоры, концы полотенец – всё

Праздничные одежды, скатерти, подзоры, концы полотенец – всё было украшено тканым или вышитым орнаментом.

было украшено тканым или вышитым орнаментом.


Слайд 5 В течение нескольких столетий у русского народа выработались

В течение нескольких столетий у русского народа выработались определенные приемы исполнения

определенные приемы исполнения вышивки, характер орнамента и его колорит.
В

XVIII-XX вв. вышивкой занимались повсюду: в семьях купцов, чиновников и ремесленников, в помещичьих усадьбах, в мастерских частных владельцев Москвы и Петербурга и, конечно же, в крестьянских избах. Вышивка была одним из основных занятий девушек в каждой крестьянской семье.

Слайд 6 Русскую вышивку XIX — начала XX в. можно

Русскую вышивку XIX — начала XX в. можно предположительно разделить на

предположительно разделить на следующие разновременные пласты:


1) строгая геометрическая орнаментика,

отражающая идею плодородия природы;
2) лицевые изображения женщины или древа с конями и солярными знаками;
3) лицевые изображения женщины и подбоченившихся всадников, сидящих лицом к зрителю;
4) женщина с конными воинами, изображенными в профиль.


Слайд 7 В средней полосе России часто встречаются одноцветные

В средней полосе России часто встречаются одноцветные или белые вырезы,

или белые вырезы, на юге и севере такая вышивка

выполняется на основе сочетания ярких цветных ниток.

В Смоленской, Тверской, Калужской, Рязанской, Орловской губерниях мастерицы чаще применяли цветную перевить. В отличие от белой строчки в цветной перевити столбики сетки плотно обвиваются цветными нитями, обычно красными или золотистыми, но встречаются малиновые. На ярком цветном фоне четко выделялся белый узор, который нередко был расцвечен.


Слайд 8 Нарядно узорочье русских народных вышитых полотенец.
Древние

Нарядно узорочье русских народных вышитых полотенец. Древние славяне считали,что жизнь человека

славяне считали,что жизнь человека имеет начало и конец. Полотенце

играло в народной жизни важную роль, оно сопровождало человека от рождения до глубокой старости, как бы отмечая главные моменты его жизни. Украшенная вещь становилась участницей общения людей

Слайд 9 Орнамент в своём первородном виде – это некое

Орнамент в своём первородном виде – это некое магическое заклинание. Посмотрите,

магическое заклинание.
Посмотрите, как решены фигуры женщины и

всадниц на конях – у них угловатые тела, странной формы головы. Ведь это не только изображение, а знаки орнамента.

Слайд 10 Декоративны птицы на вышивках полотенец.
Дивные сказочные птицы живут

Декоративны птицы на вышивках полотенец.Дивные сказочные птицы живут в узорах крестьянской

в узорах крестьянской вышивки – здесь и птица-пава с

пышным хвостом, и могучий орёл, и птица Сирин
.На свадебных полотенцах часто можно увидеть двух птиц-пав, изображённых по сторонам куста-древа. Таких птиц вышивали в знак любви,пожелания добра и счастья молодым.

Слайд 11 Образ птицы в русском фольклоре вообще и вышивке

Образ птицы в русском фольклоре вообще и вышивке в частности очень

в частности очень многозначен.

Птица символизировала Солнце, тепло, свет,

весну. Птица предвещала хороший урожай и богатство. Птица - это и идея материнства, любви, свадьбы. Вместе с тем, в виде птиц изображались души умерших. Словом, чтобы понять, в каком значении птица представлена на той или иной вышивке, нужно оценить весь сюжет в целом.

Слайд 12 Сюжет "Мать Мира с птицами в поднятых руках"

Сюжет

встречается уже в вышивке X века.

Как считают ученые,

этот узор изображает осенний обряд выпускания птиц. Считалось, что после уборки урожая нужно вернуть Солнцу ту энергию, что оно затратило на выращивание растений и плодов. Птицы в этом случае понимались как принявшие физический облик солнечные лучи. Солнечная, огненная природа птицы отражается в представлениях о Жар-птице и "красном петухе".

Слайд 13 В русском язычестве птицы считались привратниками Ирия

В русском язычестве птицы считались привратниками Ирия - Рая. Они

- Рая. Они открывали двери Неба весной и закрывали

их осенью, то есть полагались созданиями Небесного уровня бытия.


Сюжет "Птицы около Древа Жизни" можно осмыслить вполне материалистически: раз в реальном мире птицы вьют гнезда на деревьях, то и на небесном Древе должны быть свои птицы.
Однако, можно прочесть эти узоры и так: птицы, находясь около дерева, удостоверяют, что это именно Древо Жизни.


Слайд 14 Вот как по-разному решается в узорах вышивки образ

Вот как по-разному решается в узорах вышивки образ древа жизни.

древа жизни.


Слайд 15 В русском народном искусстве много загадочных сюжетов, изображений

В русском народном искусстве много загадочных сюжетов, изображений и символов.

и символов.
Парные фигуры львов шествуют

друг за другом на подзорах, обрядовых полотенцах, по подолам женских обрядовых рубах и передников. Вышитые во всех мыслимых техниках русской народной вышивки - белой строчкой, строчкой с цветной обводкой, гладью, тамбуром, крестом...

Слайд 16
Встречаются в народной вышивке и образы фантастических существ

Встречаются в народной вышивке и образы фантастических существ – барсов, львов, единорогов.

– барсов, львов, единорогов.


Слайд 17 Среди мотивов русской народной вышивки северные «круги» или,

Среди мотивов русской народной вышивки северные «круги» или, как их еще

как их еще называют «месяцы», также привлекали к себе

внимание исследователей.

“Круги”-”месяцы” можно встретить на концах полотенец, подзорах и передниках.Вышивали их по кумачу или хлопчатобумажной материи “бурого” (бордового) цвета тамбурным швом.На концах полотенец изображалось по одному большому кругу, на других вещах – по три – семь малых кругов в ряд. И почти всюду круги окружены растительным орнаментом.


Слайд 18 Полотенца с «кругами» висели прежде вместо календарей. Их

Полотенца с «кругами» висели прежде вместо календарей. Их берегли, передавали из

берегли, передавали из поколения в поколение.
“Круг” состоит из цветка

- “солнышка” и описанного вокруг незамкнутого кольца - “месяца”, от которого, надо полагать, узор и получил своё название.

Слайд 19 Ареал распространения данного узора невелик. Чаще всего он

Ареал распространения данного узора невелик. Чаще всего он встречается в Каргопольском

встречается в Каргопольском уезде Олонецкой губернии (теперь Архангельская обл.)


Слайд 20 Кроме самих знаков в русской вышивке большое значение

Кроме самих знаков в русской вышивке большое значение имел цвет.Белый цвет

имел цвет.
Белый цвет связывался в народных представлениях со светом,

чистотой, с понятием о благе. Белый цвет олицетворял женское начало.
Красный был цветом солнца, огня, жизни, красоты и олицетворял мужское начало.Красные узоры воспринимаются как земля, получившая энергию солнца и способная дать жизнь всему живому.

Слайд 21 Во второй половине XIX в. под влиянием городской

Во второй половине XIX в. под влиянием городской моды в крестьянской

моды в крестьянской вышивке получает распространение техника работы крестом.

Широкое

бытование, вышивки крестом, на всей территории России было связано, с известной парфюмерно-косметической фирмой «Товарищество Брокар и К». Мелкая кустарная мастерская, основанная в Москве в 1864 г. Генрихом Брокаром, французом по происхождению, выпускала дешевые сорта туалетного мыла.
Сорта брокаровского мыла — «сельское», «русское», «национальное» и другие, снабженные яркими обертками, на которых печатались схемы узоров для вышивания крестом в так называемом русском стиле, у покупателей имели большой успех.

Слайд 22 Необычную нарядность придавала искусная вышивка женскому костюму.

Необычную нарядность придавала искусная вышивка женскому костюму. И.Е.Репин говорил: “

И.Е.Репин говорил: “ Только малороссиянки да парижанки умеют

одеваться со вкусом! Вы не поверите, как обворожительно одеваются девчата, парубки тоже ловко; но это вовсе не та конфетность пошлая, это действительно народный, удобный и грациозный костюм...”

Слайд 24 Вышивка - это неумирающий вид народного искусства. Замечательные

Вышивка - это неумирающий вид народного искусства. Замечательные произведения вышивальщиц прошлого

произведения вышивальщиц прошлого бережно хранятся в музеях и служат

источником вдохновения для творчества современников.



  • Имя файла: russkaya-narodnaya-vyshivka.pptx
  • Количество просмотров: 145
  • Количество скачиваний: 0